Саранская старина. Церковь Рождества Христова

Саранская старина: Церковь Рождества Христова (Христорождественская).

      Остановимся  вначале на  истории. По всей видимости, первым о саранском храме Рождества Христова рассказал священник Троицкой церкви, церковный краевед А.И. Масловский. В 1880 году он писал: «Современна самому основанию Саранска также Христорождественская церковь. До 1795 года она была троештатною, соборною. Это видно из документа, выданного на писцовую землю, также из метрик и духовных росписей. Первоначально эта церковь была деревянная но в 1745 г. вместо деревянной построена каменная во имя Рождества Христова с приделами св. Николая Чудотворца и великомученика Иоанна Воина, а в 1772 г. в трапезе по правую сторону сооружен, еще придел во имя Боголюбовой Божией Матери. В 1852 году церковь эта вся сгорела; но вскоре (чрез четыре года) усердием прихожанина купца Кроткова возобновлена вновь в гораздо большем размере, о пяти главах, с колокольнею при трапезе. В настоящее время, это — одна из лучших церквей в городе, как по благолепию украшения, так и обширности. В ней три престола,— настоящий во имя Рождества Христова, придельныя, по правую сторону во имя Боголюбской Божией Матери, а по левую— во имя св. Николая Чудотворца. При церкви один штат, на содержание которого имеется до 66 дсс. писцовой земли и 30 дес. пожертвованием благотворителем».
      
      Стояла Христорождественская церковь в историческом центре города, в глубине квартала между улицами Рождественской (ныне Пр. Ленина) и Московской (ныне Л. Толстого). Изображения первого и второго Христорождественских храмов не найдены. Скорее всего, их и не было. До наших дней дошли два ее последних вида, 1856 года постройки, сделанных фотографами В.К. Левушкиным и К. Синицей.
Удачно выбранный первым ракурс позволяет увидеть восточную с апсидой и южную с порталом стороны церкви. В одной связке с ней находились трапезная и колокольня. В итоге получался ансамбль с семью куполами. Хотя сама церковь была пятиглавою. В Саранске кроме нее только еще три храма Верхнего посада были увенчаны пятиглавием - Спасский собор, Иоанно-Богословская и Петропавловская церкви, Согласно христианской символике пять глав посвящаются Иисусу Христу и четырем создателям канонических евангелий - Матфею и Иоанну (апостолы от двенадцати), Марку и Луке (апостолы от семидесяти).
      
      Это одна из красивейших и нарядных церквей города, красного цвета с белым декором: сдвоенные пилястры разделяли стены на три вертикальных части, окна имели килевидные навершия, по центру они тройные, а наверху, над ними – белые арочные кокошники. Напоминает этот храм лишь Тихвинская кладбищенская церковь, располагавшаяся на северной окраине города. Все остальные храмы были белокаменные.

      Особое внимание привлекает изгородь, окружающая храм. Ажурные металлические решетки стояли на каменном фундаменте и удерживались столбиками, напоминающими пилястры. Увенчаны они «луковичными головками». Главный вход окаймляли арочные ворота, повторяющие форму декора самого храма.

      Фотограф К. Синица запечатлел церковь с западной стороны. Просматриваются все ярусы колокольни: два куба, восьмигранник и шатровое ее завершение. И опять же сдвоенные пилястры, арочные окна и украшения вдоль основания шатра Полная гармония всех составных частей единого комплекса.
Можно допустить, что В.К. Левушкин был сыном саранского мещанина Кузьмы Дмитриевича Леушкина, семья которого была прихожанами Христорождественской церкви. Здесь в 1908 году венчался Василий Кузьмич, взявший в жены из Тамбовской губернии «моршанскую мещанку Ольгу Николаевну Сухоручкову». Здесь же венчались его братья и сестры, а в 1916 году отпевали главу семьи Кузьму Дмитриевича. Автор снимка был родным братом Елены Кузьминичны, ставшей в 1893 году женой известного фотографа М.А. Критского. Кстати, впоследствии потомки К.Д. Леушкина стали писаться Левушкиными. Вероятно, фамилия Леушкины, как более легко произносимая была лишь уличной.

      Храм, возведенный по проекту архитектора Василия Марчака, был закрыт в 1928 году. Позднее там размещался музей, а затем хлебозавод. Жители старшего поколения помнят дощатые тротуары по улице Гражданской (Пр. Ленина), трубу, торчащую над домами и конечно запах свежеиспеченного хлеба. Остатки церкви уничтожены в 1979 году.

      И последний штрих. Площадь, отведенная под храмовый комплекс, была невелика всего 1850 саженей. При изучении фотографий за неимением иных источников не видно ни одного надгробия или креста, стоявшего над могилами погребенных в ограде храма именитых горожан. Не понять с какой стороны храма находились захоронения. Пока удалось установить лишь семь погребенных здесь лиц. В хронологическом порядке ухода в мир иной перечень фамилий выглядит следующим образом:

- Княгиня Голицина Варвара Петровна (05.12.1735 – 20.03.1816);

- Потомственный почетный гражданин, купец, церковный староста Кротков Иван Леонтьевич (1801 – 27.04.1874);

- Священник Христорождественской церкви Колпиков Ефим Петрович (1806 – 04.10.1889);

- Штабс-капитан, церковный староста Давыдов Михаил Иванович (1816 – 07.02.1892);

- Саранский мещанин Никитин Наум Зиновьевич (1819 – 01.08.1896);

- Саранский купец, ктитор сей церкви Никитин Иван Наумович (1843 – 23.12.1913);

- Диакон Христорождественской церкви Руфов Николай Константинович (1840 – 23.12.1913).

      В одной ограде церкви упокоились представители разных сословий. Уравняли их не чины и богатство, а православная вера и благие дела на церковном поприще.

*

Авторы фото: В.К. Левушкин и К. Синица (датированы 1920-ми годами); Далее из паспорта Министерства культуры Государственной инспекции по охране памятников истории и культуры.


Рецензии