В Африке тоже любят русскую водку

Федеральный центр «Агроэкспорт» подсчитал: с января по июль 2025 года Россия поставила на внешние рынки около 20 тыс. тонн водки – на сумму более 31 млн долларов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт продукта возрос на 18% в натуральном выражении и на 36% – в стоимостном. Если такая завидная динамика сохранится, то через несколько лет наша страна сможет войти в число ведущих продавцов водки в мире, от которых, признаться, пока значительно отстаёт.
Кстати, сопоставимыми темпами растёт и российский экспорт вина: он за те же восемь месяцев увеличился до 4 млн долларов, то есть на 17% в натуральном выражении и на 31% – в стоимостном. Примерно треть поставок пришлась на Китай, также в пятёрку покупателей входят Белоруссия, Казахстан, Турция, Абхазия.

Что интересно, рост алкогольного экспорта происходит не в самые благоприятные с точки зрения геополитики времена. Страна под санкциями, многие рынки потеряны. Однако отечественным производителям удаётся в целом успешно перенаправлять экспортные потоки и конкурировать с мощными международными брендами.
Сейчас основными потребителями российской водки являются: Казахстан, на который приходится 45% поставок, Грузия, другие постсоветские республики и Китай, за последний год в разы увеличивший её закупки. Эти государства пришли на смену таким крупным покупателям нашего спиртного, как Великобритания, Германия, США, и ими список импортёров точно не ограничится.

В этом году отечественные производители не только возобновили поставки водки в Лаос и Малайзию, но и обрели нового покупателя – Кению. Кстати, в эту африканскую страну Россия впервые поставила как водку, так и джин, производство которого за последние пару лет было успешно «локализовано»: сейчас к нам импортируется менее 10% этого напитка, остальное выпускается внутри страны.

Ранее в интервью «Прайму» доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Максим Черниговский так комментировал интерес к нашему спиртному в мире: «Спрос на водку из России за рубежом только увеличивается. В странах СНГ она эталон, ценится традиционный стиль, крепость и прозрачность рецептуры. В Азии и на Ближнем Востоке она всё чаще воспринимается как эксклюзивный импорт». «Во Вьетнаме и на Филиппинах интерес к водке поддерживается ростом среднего класса. Формируется культура её потребления в Нигерии и Кении, где она может занять нишу первопроходца», – отмечал эксперт.
По итогам 2024 года, согласно данным участников индустрии, десятку крупнейших производителей водки составили «Татспиртпром», Novabev Group, Алкогольная сибирская группа, Roust, «Башспирт», ЛВЗ «Саранский», «Группа Ладога», «Питейный дом», «Удмуртспиртпром», «Брянскспиртпром».


Рецензии