Цвета радуги

Я боюсь, что статья к которой приступаю, покажется непоследовательным нагромождением сведений и рассуждений. Дело в том, что эта тема имеет много разных связей – нитей, что все вкупе может показаться не ковром, а путанным узлом. Но с другой стороны, если текст выстраивать как взвод, могут быть утеряны некоторые важные связи. Поэтому я попробую повествовать связно, и все же не упускать деталей.

 
Последние годы в сетях появилось большое количество рассуждений религиозного характера, а чаще всего самодеятельно-религиозного. Автор что-то где-то почерпнул из Библии и Евангелия. Его привлекает старинный слог, который уже сам по себе кажется порогом к божественной тайне.  И вот он размахивает цитатами, аки булавой. (не учитывая, что старинный церковнославянский слог - ни что иное как копирование лексики иврита. Так были книги переведены когда-то на греческий. И так, не меняя правила построения предложения, их перевели на русский)


Но людям, цитирующим священные книги, они уже по лексике кажутся Абсолютом. Религиозные рассуждения всегда исходят от того, что существует некий Абсолют, бог, который и задал правила жизни окружающей природы. По-моему, это ощущение, что все задано богом, происходит от следующего:


1. От недостатка знаний даже школьных или непонимания их сути. Поэтому не находя ответа, спотыкаясь в синусах, молекулах, и правилах буравчика, непонимающие уходят в туман религиозности. Там от них не требуется ни способность понимать, ни точность в познании. Можно блуждать, размазывать кашу, и, бесконечно цитируя писание, чувствовать собственную значимость.

2. От того, что, почувствовав значимость, такие мыслители удовлетворены своим туманом, и считают, что уже туманом производят впечатление.  Хотя их религиозные знания чаще всего дальше религиозной азбуки не идут. А вот когда пойдешь дальше религиозной азбуки к вопросам божественности Библии, божественности Христа, свободы выбора, признания чуда и т.д. возникает масса вопросов, на которых копья ломали признанные теологи.


3. Они такой набор знаний считают вполне достаточным, чтобы объяснить все устройство мира.


4. Они не пытаются задуматься над некоторыми несовпадениями в их объяснении мира и реальности. Они как ответ на вопросы природы   вытаскивают какую-нибудь заумь из Писания. Как писал Карамзин «как ночью кажется все гладко, так мир для глупых совершен»


5. И эти философы рвутся учить своему пониманию мира всех остальных. Священник учит религиозному пониманию мира по службе, он материально зависим. А эти учат по душе.   Побольше туману. Людям это нравится. И самому приятно. Как писал Чехов - «Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном.»


Поэтому речь в статье пойдет о применении неких Абсолютов в качестве модели понимания мира. Для религиозного человека Абсолют – это Бог и те правила жизни природы, которые установил Бог. Например, создал мир за шесть дней, а на седьмой отдыхал. Поэтому число семь считается сакральным. Сакральное значение семерки начинается с древнего Ближнего Востока. Но число семь – это число дней в фазе Луны. Фаза Луны для современного человека совершенно не важна. Но она была очень важна для древних скотоводов и земледельцев. 

 Естественно и число десять. Десятичная система счисления идет от десяти пальцев. Пальцы были первыми счетными палочками в истории. И до сих пор пальцами такелажники показывают друг другу знаки, обозначающие числа. 

Но в Вавилоне была принята система на основе числа двенадцать. Интернет говорит: «Существует два основных способа счета по фалангам пальцев рук: метод, где большой палец выступает счетчиком, пересчитывая фаланги других пальцев, что позволяет считать до 12, и методы, где используются разные комбинации пальцев для обозначения чисел, например, для счета до 60 или даже 100.» До сих пор эта система сохранилась в часах, делении на 360 градусов. Дюжинами считались некоторые предметы. Двенадцать стульев, двенадцать столовых приборов, дюжина яиц.

 И если десятичный счет от единого бога, то зачем тогда счет дюжинами? Или вавилоняне – безбожники? Но число двенадцать мы находим и в природе.  Промежуток от одного солнцестояния до другого примерно вмещает двенадцать циклов Луны, двенадцать месяцев.  Кто-то скажет, это закономерно. Небесные тела тоже божьи творения. Но на других планетах совершенно другая продолжительность оборота вокруг Солнца, другая продолжительность года, возможно нет спутников планеты, типа Луны, значит нет месяцев, другая эклиптика. И поэтому земной календарь для других планет абсолютно не приемлем.


 Итак, сакральное человек берет не от божественного Абсолюта, а из условий движения Земли по орбите, которая противоречит Библии. И к божьему промыслу не имеет отношения.  Многое в календаре не совпадает даже для живущих на одной планете, но в разных широтах.  У жителей северного и южного заполярья климат иной. Они не знали тех календарей, которые изобрели на Ближнем Востоке или в Индии. И если они сейчас пользуются общепринятым календарем, то оп отношению к их климату это чистая условность.  В заполярье хоть Луна и имеет двенадцать циклов, но полярная зима и полярное лето подсказывают совсем другой календарь. А для жителей экватора месяцы одинаковы – что январь, что июнь.
 

 Прошу читателя обратить внимание, что большей частью человечество использует для жизни не божественные Абсолюты, а понятия относительные.


Конечно, существуют в мире и абсолютные величины. В основном в области математики.  Например, число Пи. Как ни крути, а отношение длины окружности к диаметру останется постоянным. Или абсолютный ноль по Кельвину.


Итак, мы, приноравливая свою жизнь под природу, во многом живем среди понятий относительных. И многие привыкли считать их абсолютными, совершенно не чувствуя их относительности.  Люди не религиозные сжились с тем, что принимают относительные понятия за абсолютные.

Приведу забавный пример с другого конца земли. В Эфиопии население исповедует преимущественно христианство. Но там с давних пор проживали эфиопы, исповедующие иудаизм. Их притесняли, и они переезжали в Израиль.  Так что часть населения Израиля из Эфиопии.  Эфиопия не самая просвещенная страна. Там мало знают об окружающем мире. А особенно забитые религиозные эфиопские евреи. И вот разговаривал я с женщиной приехавшей из Эфиопии в Израиль. Первые дни в Израиле стали для нее шоком. Ну, понятно попасть из джунглей в развитую страну, где ходят не босиком, и где есть кондиционеры, уже потрясение.  Но самым большим шоком для нее было, что, оказывается, на земле есть и белокожие евреи. Она думала, что евреи только такие, какие были вокруг нее в ее Эфиопии.


И раз уж зашла речь об Эфиопии, в Израиле у многих Эфиопов в паспорте проставлено днем рождения первое января. Потому что приехавшие из тех краев понятия не имели о каких-то месяцах, дне рождения и прочих тонкостях. Поэтому израильские служащие, оформляя их бумаги, вероятно получили распоряжение не заморачиваться и всем ставить днем рождения первое января. 
 

И раз уж пошла речь о дне рождения еще один пример. Все россияне независимо от национальности, религии и прочего празднуют дни рождения по солнечному календарю. В тот день, который указан в свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Но есть страны, пользующиеся в быту лунным календарем. Да для международного общения, самолетных перевозок удобен, и используется, общепринятый солнечный календарь. Но в быту - далеко не факт. И вот в какой-нибудь восточной стране у человека по лунному календарю день рождения каждый год сдвигается относительно солнечного.  Нам непривычно. А ему вполне нормально.


  А уж что говорить о том, что многие страны отсчитывают разные даты начала эры. Христиане от рождества Христова. Евреи от сотворения мира. Мусульмане от даты переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину, которая произошла в 622 году по григорианскому календарю. Напомню, что и Россия   до Петра считала годы от сотворения мира, а вплоть до Революции пользовалась юлианским календарем отстававшего к тому времени от общепринятого григорианского на две недели.   


 И еще пример относительности понятий. Евреи, которых занесло в Польшу, или Белоруссию, или Литву, если они религиозны и читают молитвы, произносят и молитву о даровании дождя. Понятно, что молитва актуальна для сухого и солнечного Израиля, но не для Польши или Литвы. И если набожный еврей ее читает, то либо он понимает относительность своего действия, либо надеется, что его молитва поможет далекому Израилю, где он не бывал и не будет никогда, либо он полный дурак и не чувствует, что его молитва вещь относительная.   

 
Люди недалекие не хотят далеко углубляться, не хотят замечать относительность многого. Они живут вечными кумирами, богами, непогрешимыми вождями.


Казалось бы, понятно, что очень многое относительно. Но должны же быть вехи, тем более в России, стране большой и самодостаточной, где до границы три дня скакать. Любой народ и имеет свои вехи, свои точки отсчета. А уж на русских просторах без вех потеряешься.  Особенно в истории, культуре.  Живет такой человек в глубине страны, если он, положим, бурят, родной язык и забыл уже, иностранный, положим   английский знает на уровне бывшего министра спорта Мутко, слушает русские программы, читает только русские учебники, иногда даже не представляет, что, если читает про того же к Тома Сойера, то это про Америку. И в общем не представляет, что население планеты где-то живет общечеловеческими ценностями, а где-то использует свои точки отсчета. Он считает, что источник общечеловеческих ценностей – Россия, а иные точки отсчета -  сатанизм.

 
Когда же человек начитает задумываться, если начинает, об относительности понятий? Обычно, когда в процессе познания, наталкиваясь на что-то новое, задумывается. Это если у него есть процесс познания, и он задумывается, если пробует объяснить непонятное.

 
К примеру, когда, он учит чужой язык и пробует сравнить с своим родным.  Но только, без того, что мой родной язык лучше всех, без презрения к чужому языку.


Обучение английскому еще в школе наталкивало меня на некоторые вопросы. Но не было ни времени, ни возможности получить информацию. Поэтому я оставил свои вопросы на потом. И вот сейчас к ним пришло время вернуться.


  Мы все учили в разделе оптики «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидят Фазаны». Это подсказка к тому, что белый свет разделяется, проходя сквозь призму, на семь основных цветов. А почему на семь? Ведь картина расщепления света являет плавные цветовые переходы.  Так что раздробить цветовую палитру можно хоть на десять, хоть на двенадцать, хоть на двадцать тонов. Первым что наводило на эти мысли явилось отсутствие в английском твердого разделения в словах на синий и голубой, какой в русском

 
Интернет говорит: «Сложность заключается в том, что разные языки имеют разное количество базовых цветовых терминов, например, в русском языке существуют отдельные слова для синего и голубого, а во многих других языках одно слово может охватывать оба этих понятия.» В английском и синий, и голубой - это blue. Но есть дополнительные обозначения, которые не используются в ходовом русском. Например, индиго.

«Название синего цвета на разных языках включает: английский blue, итальянский blu, французский bleu, немецкий blau, испанский azul,»

И снова вопрос: а почему на испанском иначе, чем на остальных языках?   Помню, что в годы моего детства и увлечения футболом гремела своими победами итальянская сборная. Телекомментатор называл итальянскую команду непонятным для меня словом «квадрадзура». Позже я услышал объяснение – не «квадрадзузра», а «сквадра азура», что значит голубая эскадра. По-итальянски азуро – голубой. Отсюда и русское слово лазурь. А почему итальянское и испанские названия голубого отличаются от обозначений голубого в родственном им французском?  Объяснение простое по-арабски голубой -  azraq.  Это след долгого владычества арабов в средиземноморском регионе. 


Обратим внимание, что разложение цветов выкладываются в некую цветовую линейку на противоположных концах которой красный и фиолетовый. Фиолетовый как глубоко синий с примесью черного. Но если приглядеться, то во многих оттенках фиолетового можно заметить примесь и красного. И если к фиолетовому все больше добавлять красного, то возможен плавный переход от фиолетового к красному. И тогда линейку цветов можно изогнуть в цветовой круг. То есть, любой цвет, пройдя череду преобразований, перевоплощений, может вернуться к себе же? Это уже теории; созданные человеком.

Интернет пишет

«Первый цветовой круг появился вместе с ранними мистическими теориями цвета. Он присутствует в трудах мистиков и физиков-исследователей XVII–XX веков: Гёте, Иттена, Ньютона, Манселла, Филда.  Мистические традиционные цветовые круги применялись на практике в живописи и были первой ненаучной попыткой объяснить, как взаимодействуют красители. Так, по теории Гёте, цвета происходили от противостояния света и тьмы, и первыми из этого столкновения появлялись цвета первого порядка — их называют первичными. Это красный (Red), жёлтый (Yellow) и синий (Blue) (RYB) цвета. В учебных учреждениях, лояльных к мистическому учению Гёте, он до сих пор изучается в теории цвета, используется художниками и дизайнерами при подборе весьма приблизительных цветовых схем.»

Короче с цветами оказывается все относительно. Так и с семью цветами радуги. Почему семь?

Еще раз нырнем в интернет. Обзор от ИИ

«Белый цвет состоит из всех цветов радуги, поэтому, когда белый свет проходит через преломляющую среду, например, капли дождя, он распадается на составляющие его цвета. Этот процесс называется дисперсией света, а разделение на семь цветов, а не на большее или меньшее количество, стало результатом выбора Исаака Ньютона, который сравнил это с семью нотами в музыкальной гамме и хотел создать гармоничное разделение спектра.»




И в другой цитате

«Исаак Ньютон разложил белый солнечный свет на семь цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой (или синий), синий (или индиго) и фиолетовый, создав таким образом первый цветовой круг, чтобы наглядно продемонстрировать взаимосвязь цветов.»

Но почему нот в октаве семь? Звуки разбиты на семь тонов.  Ведь есть еще клавиши с полутонами. В принципе можно было сделать двенадцать клавиш по полутонам. Можно разбить еще мельче. Вот пример из интернета.

«Четвертные тона, также известные как микроинтервалы, широко используются в ближневосточной музыке и являются частью её ладовой системы, называемой макам. Эти интервалы меньше полутона и не используются в стандартной 12-тоновой европейской музыке. В персидской музыке для обозначения четверти тона используются знаки альтерации «корон» (на четверть тона ниже) и «сори» (на четверть тона выше).


Что же касается европейской клавиатуры, например, фортепиано, интернет говорит, что клавиатура сделана так, чтобы было удобно играть пианисту. И кстати во времена Моцарта основные клавиши были черными, а дополнительные - белыми. Потом пришли к выводу что на клавиатуре с основными белыми играть удобнее. Все относительно. условно. И очень часто условность одного, например, нот, становится основой для условности другого – цветов радуги.   

  Короче с цветами и звуками– не как бог послал, а как человек это воспринимает.
«Ощущение цвета в мозге создают светочувствительные рецепторы сетчатки глаза - те самые колбочки, о которых нам рассказывали еще в школе. У людей - три вида колбочек. Одни реагируют на красный цвет, другие - на зеленый, третьи - на синий. Обычные люди - так называемые трихроматы. Как пиксели экранов цветных телевизоров. Но немало людей и с нарушениями цветового восприятия. Хотя невозможно гарантированно сказать, что даже два случайно выбранных нормальных человека видят цветную картинку одинаково.»
 


Большинство исследователей полагают, что отсутствие соответствующих слов в языках прямо свидетельствует об искаженном цветовом восприятии. (искаженном применительно к нашему цветовому восприятию, которое мы считаем эталонным) Вот что, к примеру, писал немецкий исследователь Лазарь Гейгер (Lazarus Geiger) о гимнах индусов: "… едва ли что-нибудь описывается в них чаще, чем небеса... Но есть одна вещь, о которой невозможно узнать из этих описаний -  это то, что небо синего цвета".

Как-то еще юношей читал в журнале «Вокруг света» что индейцы Амазонии, настолько связаны с цветами джунглей, что различают, - то есть, в их языке отдельными словами выделено, -  под тридцать оттенков зеленого.


«Широко распространено утверждение о том, что в эскимосских языках имеется необычайно большое количество слов для обозначения снега. Впервые подобная мысль озвучена Францем Боасом, при описании влияния языков на восприятие мира их носителей. «Эскимосские названия снега» часто используются в качестве клише, иллюстрирующего эту концепцию.»

Из этого совершенно не следует, что те, кто не живет в джунглях или среди снегов искаженно воспринимают цвет.

  А уж палитру и разбиение цветов в радуге человек определяет, как ему удобнее.



Но в, казалось бы, изученном до дыр родном русском языке не все так просто было с цветами.

Обзор от ИИ

«Фраза "красный был черным" относится к исторической ситуации, когда в Древней Руси слово "красный" обозначало не цвет, а "красивый", а сам красный цвет назывался "червлёный" или "червлень", от слова "червь", из которого получали красный краситель. Таким образом, "красный" (красивый) мог быть "червлёным" (красным), а не "чёрным" (тёмным).»

А потому мораль: не возводите себе кумира. Имейте в виду что все относительно.

Вот уж действительно
Все относительно, -
Все-все, все.
Будьте же бдительны
Все относительно, -
Все-все, все.

.


Рецензии