Фуджейра

Российские императоры не скупились на строительство дворцов. Каждый хотел возвести резиденцию, достойную своей семьи. Всем известны (а кому-то стоит съездить в Петербург и увидеть) Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец, Зимний дворец, Большой Гатчинский дворец и многие другие. Все императоры строили дворцы, а Павел I возвёл замок — Михайловский. Он, помня печальную судьбу отца (Петра III), опасался за свою жизнь, отличался болезненной подозрительностью. Ему нужен был не только дворец для парадов, приёмов и балов, но и убежище от возможных заговорщиков. Ирония судьбы: в своём «неприступном» замке Павел прожил всего 40 дней, прежде чем пал жертвой заговора. Как в воду глядел. В тот же день члены императорской семьи вернулись в Зимний дворец и больше никогда не жили в Михайловском замке.

Эта историческая параллель неожиданно всплыла в памяти, когда я стоял у стен древней крепости в Фуджейре. К тому времени я исколесил все эмираты, ознакомился с культурным наследием каждого из них и имел общее представление об исторических, политических и военных фактах, позволяющих проводить элементарный анализ и параллели. Каждый эмират, каждый сколько-нибудь значимый город имел свой форт — часто не один, как в той же Фуджейре, — где проживал шейх с многочисленной семьёй. Но почему крепости, а не дворцы?

Суровый облик крепости: толстенные стены из грубого камня, ворота, окованные железом, крошечные оконца-бойницы. Внутри — лабиринт тесных комнат, где каждое помещение имело двойное назначение: и для жизни, и для обороны. Всё это красноречиво свидетельствовало о постоянных вооружённых конфликтах, междоусобицах и заговорах. Нелёгкой была судьба арабских шейхов, если им приходилось жить в таких спартанских условиях, в режиме перманентной опасности.

Глядя на сверкающие стеклом и сталью небоскрёбы современных эмиратов, трудно представить, что всего несколько поколений назад их правители вынуждены были жить в этих каменных мешках, постоянно ожидая нападения. 2 декабря 1971 года шесть из семи эмиратов Договорного Омана объявили о создании федерации под названием Объединённые Арабские Эмираты. Седьмой эмират, Рас-эль-Хайма, присоединился к ней в 1972 году. В 1974 году было заключено соглашение с Саудовской Аравией об урегулировании пограничного спора. Как символ окончания междоусобиц и войн в 2015 году был построен первый президентский дворец Объединённых Арабских Эмиратов — Каср аль-Ватан. Хочется верить, что отныне культурное наследие этого древнего народа будет прирастать не крепостными стенами, а дворцовыми куполами.


С творческим вдохновением, Ваш Сергей Бурыкин


Рецензии