Балеты Приморской сцены в Мариинском театре

ГАСТРОЛИ БАЛЕТА ПРИМОРСКОЙ СЦЕНЫ В МАРИИНСКОМ ТЕАТРЕ. Август 2025

В Петербурге с большим успехом прошли гастроли балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра. Приморская труппа под художественным руководством Народного артиста России Эльдара Алиева стала настолько сильной и яркой, что её традиционные гастроли на обеих сценах Мариинского театра и зимой, и летом проходят при аншлагах. Ни гололед и снежные завалы, ни жара и дачные дела не мешают петербуржцам и гостям города посещать спектакли приморцев. Зрителей привлекает возможность увидеть оригинальные версии классических спектаклей и открыть для себя новых исполнителей. В августовских гастролях участвовали четыре балета: «Жизель», «Корсар», «Щелкунчик» и «Тысяча и одна ночь».

«Тысяче и одной ночи», как масштабной постановке с большим количеством действующих лиц, была предоставлена огромная Новая сцена Мариинского театра (Мариинский-2). Этот балет азербайджанского композитора Народного артиста СССР Фикрета Амирова (1922-1984) по либретто Максуда и Рустама Ибрагимбековых в хореографии Эльдара Алиева, ставший визитной карточкой труппы, был неоднократно представлен на сценах России, Китая, Беларуси, Омана и Катара и везде имел грандиозный успех. В 2025 году «Тысяча и одна ночь» была включена в Золотой фонд театральных постановок России.

Несмотря на то, что «Тысяча и одна ночь» приезжает в Петербург уже далеко не первый раз, на всех показах яблоку негде было упасть. «Тысяча и одна ночь» отличается разнообразной и сложной хореографией. Движения и позы очень выразительны, а поддержки еще и очень сложны, например такая: на одной руке на плече партнера, при этом ноги балерины вытянуты вверх, как струнки. А как в другой поддержке Нурида (Ирина Сапожникова) свернулась кольцом, причём, и руки кольцом, и тело кольцом! Какую невероятную гибкость и какой потрясающий баланс надо иметь, чтобы это исполнить! Так что браво не только солистам, творившим на сцене чудеса, но и балетмейстерскому таланту Эльдара Алиева. Придуманные им поддержки пока не имеют названия, но, думаю, что со временем они станут носить имя их создателя.

В «Тысяче и одной ночи» разнообразие движений, танцев, поз и жестов просто невероятное. Это касается не только сольных вариаций и дуэтов, но и танцев кордебалета. В красивейшей вариации Нуриды блистала гибкая, страстная, манкая Ирина Сапожникова.

Величественностью и мощью отличалось исполнение партии Шахрияра Сергеем Уманцом. Приковывал взгляд подвижный, юркий, пылкий Раб Сергея Боровых.

Оргия – это отдельный шедевр! Если бы существовали не только толковые словари, но и видео, то на вопрос «Что такое оргия?» можно было бы показать эту сцену из балета и слов бы уже не потребовалось.

Нежная, чувственная Шехерезада получилась у Лады Сартаковой. Неудивительно, что в неё в конце концов влюбляется Шахрияр. Шизуру Като (Птица Рух), как и положено птице, буквально летал по сцене, поражая неподвластностью закону земного притяжения.

Одним из «коньков» Приморской труппы, которая состоит из почти ста артистов, является сильный и многочисленный мужской кордебалет. Какая мощь – танец лучников! От них исходила такая сила напора и слаженности, что возникало ощущение, что их не 24, а многотысячная армия! А сорок разбойников! Каждый из них согнулся в танце в полукольцо, как и их навахи, и они заражали публику своей энергетикой настолько, что хотелось к ним присоединиться.

Декорации и костюмы Петра Окунева как нельзя лучше дополняли хореографический мир арабских сказок своей особой красотой с выраженным восточным колоритом, яркостью, многообразием и изысканностью. В спектакле участвовал хор Мариинского театра и солистка Анастасия Кикоть (сопрано), а дирижировал всем этим волшебным действом Виталий Шевелев.

«Жизель», «Корсар» и «Щелкунчик» прошли на Исторической сцене Мариинки. «Жизель» Адольфа Адана была представлена в классической версии - в хореографии Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа. Сценография Игоря Иванова, костюмы Ирины Пресс. Художник по свету Сергей Лукин.

Ирина Сапожникова (Жизель) впечатлила умением одинаково убедительно исполнять как радостную Жизель, так и сцену сумасшествия, а во втором акте её Жизель-вилиса выглядела совершенно бестелесной - дух, как он есть! От Ирины, как всегда, веяло яркой самоотдачей.

Граф Альберт в исполнении Размика Марукяна, уверенный и настойчивый первом акте, во втором - потерянный, страдающий, мечтающий вернуть всё на круги своя. Он даже цветы на могилу Жизели положил в виде маленького букета невесты (в современном понимании), а не крупные белые лилии, как обычно принято. Это было первое и вполне достойное выступление Размика в партии Альберта, очевидно, сказался его предыдущий богатый опыт работы в театрах Европы.

Властная, не желающая прощать Альберта Мирта (солистка Мариинского театра Мария Буланова) – как Снежная королева, знающая свои возможности и умеющая распорядиться ими. Как робко Жизель пытается подарить Мирте белые лилии, чтобы она помиловала Альберта! И как высокомерно Мирта не реагирует на них. У обеих солисток прекрасная техника па-де-бурре, которая их словно бы объединяла и в мирской жизни, и объединяет в потусторонней.

Прекрасен был воздушный женский кордебалет в сцене вилис. Оценила публика и мастерство молодого маэстро Душана Вилича.

«Корсар» с его захватывающими морскими приключениями. Музыка Адольфа Адана с использованием музыки Цезаря Пуни, Лео Делиба, Риккардо Дриго, Петра Ольденбургского. Либретто Эльдара Алиева по мотивам либретто Жюля Анри Вернуа де Сен-Жоржа и Жозефа Мазилье. Хореограф-постановщик Эльдар Алиев (с использованием фрагментов хореографии Мариуса Петипа с его роскошными хореографическими сценами и ансамблями). Художник по декорациям – Семен Пастух, художник по костюмам – Галина Соловьева, художник по свету – Эльдар Алиев. Дирижер – Виталий Шевелев.

Адан взял за основу сюжет знаменитой поэмы Джоржа Байрона, увлекший немало выдающихся музыкантов, например, Джузеппе Верди сочинил на него одну из своих опер. Успех этого сюжета не удивляет, ведь в нём есть всё, что так любит театральная публика: пираты и кораблекрушения, восточный гарем и невольничий рынок с похищенными красавицами. А над всем царит любовь, преодолевающая самые невероятные преграды. Приключения корсара Конрада (Шизуру Като) и очаровательной Медоры (прима-балерина Мариинского театра Рената Шакирова) – одна из историй настоящей любви, способной выдержать любые испытания.

Хореография Эльдара Алиева очень выигрышна и для каждого солиста, и для спектакля в целом: солисты в хореографически сложных выходах, с одной стороны, демонстрируют собственный технический арсенал, с другой – характер своего персонажа, при этом исполнителям дан большой простор для актёрского самовыражения.

Академичность исполнения всех вариаций и дуэтов отличала выступление Шакировой. Ей равно подвластны и легкие прыжки, и все виды вращений. Не уступала Шакировой и прима-балерина Приморской сцены Анна Самострелова (Гульнара).

Чудесной красоты сцена «Оживленный сад» демонстрировала великолепную выучку женского кордебалета, так же как и первый номер мужского кордебалета из 24 танцовщиков (лихих корсаров) на Базарной площади. Особенность хореографии Алиева, в частности, и в том, что у него все действующие лица выразительны. Так, хитрец Ланкедем, продающий невольниц (Размик Марукян), и Сеид Паша (Василий Неплюев) –каждый в своем образе и каждый запоминается.

В картине «Грот» ураганом пронесся массовый народно-характерный танец «Форбан» (солисты Наталья Демьянова и Сергей Боровых). В большом классическом па-де-де вновь блистали талантами и мастерством Рената Шакирова и Шизуру Като. А в эпилоге влюбленная пара на всех парусах плыла навстречу своему счастью.

И, наконец, «Щелкунчик». Несмотря на рождественский сюжет, «Щелкунчик» вывал огромный интерес публики. Даже на улице билеты спрашивали, что довольно редко происходит в Мариинском театре. Приморский «Щелкунчик» - вполне традиционный, но и отчасти и новый, т.к. либретто к этой версии балета написал Эльдар Алиев, он же выступил в качестве хореографа-постановщика и художника по свету. Дирижер – Виталий Шевелев. Художник-постановщик Семен Пастух, художник по костюмам  Галина Соловьева. Скажу сразу, что декорации и костюмы – выше всяких похвал, красоты неописуемой.

Что касается хореографии, то «Щелкунчик» Эльдара Алиева, в отличие от многих других версий этого балета, весь наполнен танцами – с момента открытия занавеса и до последней ноты, причём, как всегда у Алиева, разнообразными и изысканно красивыми.

В спектакле участвует много детей, которые танцуют прекрасно, - это воспитанники филиала Московской государственной академии хореографии во Владивостоке и Детской школы балета Ильи Кузнецова. Замечательно поставлена битва войска Мышиного короля (Айбек Базарбаев) и солдат Щелкунчика (Денис Колесников). На помощь солдатам приходит Дроссельмейстер (Сергей Уманец), и мыши вынуждены отступить. Кстати, у Дроссельмейстера партия не ходячая, как часто встречается, а танцевальная, недаром его исполняет премьер Приморской труппы Сергей Уманец.

Во втором акте изумительной красоты волшебная ладья доставляет Машу (Дарья Быкова) и Принца (Алексей Голубов) к замку Феи Драже (Анна Самострелова) в страну Сладостей. Когда проклятие Крысильды пало на Щелкунчика и фею, все обитатели замка застыли, но теперь чары отступили, и в замке снова воцаряются радость и веселье. Машу приветствуют Король (Ильнур Тухваттулин), Королева (Наталья Демьянова) и их многочисленные друзья. Испанский танец (Анастасия Балуда, Сергей Боровых) сменяется арабским (Александра Шалимова, Никита Филонов), китайский (Арина Нагасэ, Денис Колесников) – удалой русской пляской (Анастасия Лопаткина, Артём Данилов). Вальс снежинок – совершенно завораживающий. А кульминация праздника – дуэт Принца и Феи Драже, дивно исполненный Голубовым и Самостреловой. Маша танцует с гостями, феей и Принцем. И даже не хочется верить, что последует ещё и эпилог, где сказка оканчивается. Но, как полагает автор либретто, «на смену ей спешит другая».


Рецензии