Происхождение фашизма

как злокачественного перерождения социума и государства


Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй.
Александр Радищев

И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
От Матфея святое благовествование

Подлость, воплощенная в граните,
Лжи всеоплетающие нити,
Хамство, закрепленное в законах,
Упыри и воры на иконах.
Юрий Нестеренко




В основе системного фашистского перерождения социума и государства лежит присущий животному миру и особенно гомо-сапиенс инстинкт стадности и являющееся его следствием непреодолимое стремление любой ценой защитить, уберечь свое "стадо" или социум - народ, общество, государство, социальную группу - от актуальных или потенциальных врагов и конкурентов, видя в этом залог своего собственного успеха и благополучия.

Менталитет социума и его ресентиментное наследие: нам все можно, потому что когда-то нас обидели и мы возвращаем свое: это все наше, и там, где ступила нога священника или солдата мы оттуда уходить не должны и не будем, и прочее и прочее...

По аналогии с клетками живого организма в социуме происходит постоянное умирание и рождение людей, в процессе которого образуется небольшая патерналистская группа склонных к экстремизму радикалов, одержимых национализмом, религиозным фанатизмом или чувством социального превосходства. В нормальных условиях число членов и влияние этой группы ограничивается правоохранительными и другими структурами государства, что не позволяет ей оказывать заметного влияния на социум. Но так бывает не всегда...



1. Личностное подсознательное

Личностная психология, сводящая все только к личностным проблемам, лучше всего использует свои наработки для отрицания существования архетипических мотивов, и даже пытается их уничтожить посредством личностного психоанализа. Это следует рассматривать как довольно опасную тенденцию, которую невозможно оправдать с медицинской точки зрения. Сегодня намного лучше, чем двадцать лет назад, видна природа задействованных сил. Мы являемся свидетелями того, как целая нация возрождает старинную символику, древние религиозные ритуалы, и того, как эти массовые настроения катастрофическим образом влияют на жизнь отдельно взятой личности, "революционизируя" ее. Наиболее ярким примером подобной метаморфозы являются гитлеровская Германия и муссолиниевская Италия. И сегодня человек прошлого жив в нас в такой степени, какая нам и не снилась; ведь, в конечном счете, в чем заключается судьба великих народов, как не в суммарном результате индивидуальных психических перемен?


2. Архетипы и коллективное подсознательное

Когда невроз является лишь частной проблемой, корни которой упираются исключительно в индивидуальные причины, архетипы в данном случае не играют никакой роли. Но если проблема заключается во всеобщей несовместимости или других опасных обстоятельствах, ведущих к появлению невроза у сравнительного большого числа индивидов, возникает предположение о действии архетипических комплексов.

Поскольку в большинстве своем неврозы являются не просто предметом личной озабоченности, а социальным феноменом, приходится допустить, что и в данном случае действуют архетипы. Активизируется соответствующий ситуации архетип, и наружу вырываются скрытые в нем разрушительные и опасные силы, что порой ведет к непредсказуемым последствиям.

Люди, ставшие жертвой воздействия архетипа, способны на любое безумие. Если бы сто лет назад кто-нибудь осмелился предсказать, что наше психологическое развитие направлено к возрождению средневековых преследований инакомыслящих, что Европа вновь содрогнется перед римскими фасциями и поступью легионов, что люди вновь будут отдавать честь по римскому обычаю, как два тысячелетия тому назад, и что архаическая свастика вместо христианского креста будет увлекать вперед миллионы воинов, готовых на смерть, — такой человек был бы освистан как несостоявшийся мистик.

Что же происходит сегодня? Как это ни удивительно, но весь этот абсурд является страшной действительностью. Частная жизнь, частная этиология и сугубо индивидуальный невроз превратились почти в фикцию в современном мире. Человек прошлого, живший в мире архаических "коллективных представлений", возродился вновь в самой видимой и болезненной реальности, причем произошло это вовсе не среди кучки неуравновешенных индивидов, а среди миллионов людей.

Условие, при которых может происходит потеря обществом и государством контроля над экстремистской частью социума и ее неограниченное разрастание – это наложение на исторические архетипы коллективного бессознательного, к которым относятся культы и мифы национального, религиозного или социального величия и превосходства, неприятия и отторжения национальных, религиозных или социальных меньшинств, великодержавной спеси, богоизбранности и мессианизма одной или комбинации следующих форм ресентимента: национальной, религиозной или социальной. На этой основе созревают предпосылки захвата власти кружком типа секты из наиболее пассионарных членов этой группы,  подавления свободы слова с включением тотальной пропаганды неограниченной жертвенности всего народа во имя торжества базовой идеи в СМИ и в выступлениях вождя и его подручных.

Эффективность пропаганды многократно усиливается культивируемым обществом и государством подсознательным страхом репрессий за публичное выражение сомнения и вообще любого инакомыслия.


3. Генезис и лики фашизма

Инволюция демократического или частично демократического общества, результатом которой является формирование фашисткой идеологии и соответствующей ей авторитарной формы правления, определяется здесь как фашистский генезис. Ключевые моменты и этапы этого генезиса и лики фашизма могут быть сведены к следующим.
 
1. Начало:
• ресентимент и на его почве разделение людей  в умах и чувствах на большинство и весомое меньшинство по национальному, социальному, религиозному, гендерному признаку и признакам сексуальной ориентации или их комбинации и формирование чувства их инаковости, неполноценности и актуальной или потенциальной враждебности как по отношению к большинству, так и по отношению к социуму в целом.
• формирование в социуме чувства инаковости граждан большинства стран внешнего мира, объявляемых "недружественными" и враждебными и противополагаемыми немногим "дружественным" странам.
2. Зарождение, развитие и абсолютизация ФОБИИ по отношению к меньшинству и внешнему миру (за исключением немногих союзников).
3. Иррациональное отторжение  большинством идей либерал-демократии, толерантности, прав и свобод человека первоначально по отношению к меньшинству, а потом и по отношению к остальному обществу. Демонизация демократических и либеральных традиций в развитых странах. Развитие культа силы и насилия в отношении тех, которые настаивают на несогласии с большинством.
4. Зарождение и кристаллизация национальной, социальной или религиозной и основывающейся на культе традиции СВЕРХЦЕННОСТИ, неосуществимой без СТИГМАТИЗАЦИИ и последующего уничтожения меньшинства и успешного противостояния внешнему врагу вплоть до  победы над ним.
5. На подготовленной почве явление ВОЖДЯ – главного хранителя и воплотителя сверхценности и организатора “грядущих побед”.
6. Фактическая ликвидация основанных на верховенстве права и принципе разделения властей демократических институтов и замена их возглавляемой вождем КЛИКОЙ, опирающейся на правящую ПАРТИЮ – “приводной ремень” управления и мобилизации общества.
Превращение выборов и парламентаризма в фарс, суда - в инструмент для расправы с инакомыслящими, а средств массовой информации – в  мощный пропагандистский аппарат, не гнушающийся ложью для создания нужного триаде вождь-клика-партия эффекта. Уничтожение политической конкуренции. Подавление гражданского общества.
7. Превращение человека в клетку-функцию общественного организма  и государства.
8. Всевластие неподконтрольных обществу и обслуживающих интересы правящей клики служб безопасности и подчиняющихся лично вождю вооруженных спецподразделений.
9. Создание тайных касс и фондов для проведения спецопераций, а заодно и для личного обогащения клики.
10. Милитаризация общественного сознания.
11. Тотальная дискредитация ВРАГОВ - критиков режима внутри и вне социума. Внутренними врагами: “пятой колонной”, “национал-предателями” и т.п. объявляются все те, кто не разделяет сверхценность и оказывает режиму противодействие.
Внешними врагами объявляются демократические страны, оказывающие моральную и/или материальную поддержку внутренним врагам.
Провозглашается, что невозможно справиться с внешними врагами без уничтожения их “пособников” - внутренних врагов.
12. Рост числа и масштаба агрессивных проявлений по отношению как к внутренним, так и внешним врагам.
Переход от точечных к массовым репрессиям, завершающийся практически полным уничтожением внутренних врагов.
13. Торжество СЕКСИЗМА И ГОМОФОБИИ.
14. В экономике: замещение конкурентной среды рыночных агентов корпоративно-монополистической средой, формирующейся посредством передачи значительной части собственности – корпораций - в условную собственность доверенным лицам, как правило, из числа друзей и родственников вождя и его приближенных, что является потенциальным источником ее неэффективности и коррупированности.
15. ИЗОЛЯЦИЯ.


Рецензии