Курица не птица. Вступление

На этом фото из сети – вид военного городка в Чойре, в годы моей службы там.

«Курица не птица, Монголия не заграница!»

Именно так говаривали некогда про ту страну, о которой хочу вспомнить и рассказать. Впрочем, так говорили и про некоторые другие страны. Первоисточники говорят, что так ассоциировали Польшу. Но сейчас о Монголии.
Я приехал туда служить в 1981-м году, после окончания Хмельницкого высшего артиллерийского командного училища.

Монголия издавна была нашей союзницей и другом. Но к концу 70-х там было гораздо меньше войск, чем уже в 80-е. В то время (с 1967 г.) там находилась группировка советских войск в составе 39-й общевойсковой армии, дислоцированной на монгольской земле. В нее входили  несколько мотострелковых и танковых дивизий, находящихся в подчинении Забайкальского Военного округа. А вот в начале 1979 г. в Монголию были переброшены три дивизии из Сибири и Забайкалья. В состав их входила и 91-я мсд, из которой один полк при вводе из Шелехова, Иркутской области, был передан 41-й дивизии, располагавшейся в Чойре и Сайн-Шанде в Монголии. А сама 91-я расположилась в голом поле на 35-й площадке (35-м разъезде, или Шеви Гоби) южнее Чойра.
 
И все из-за военного конфликта между Китаем и Вьетнамом. В создавшейся ситуации было решено использовать передовые части 39-й армии в качестве политической дубины против агрессора  – Китая. В феврале-марте 1979 г. были проведены крупные общевойсковые учения в приграничных с Китаем военных округах в Монголии и на Дальнем Востоке. К этим беспрецедентным маневрам было привлечено около 200 тыс. человек. С Украины и Белоруссии перебрасывалась боевая авиация. В демонстрации сил было также решено задействовать и целое соединение советских ВДВ.

Вот нашел некоторые статьи по этим событиям (кому будет интересно).

... А внешние ссылки почему-то не открываются!!.. Да ладно!


И вот еще один факт, связанный с этим вводом войск. Это статья о гибели Псковских десантников во время ввода войск (под видом учений) –
http://proza.ru/2013/11/21/1253

Ну, наверное, хватит истории.
И хватит об этом! Верю, что все у нас наладится с Китаем в дальнейшем!

Чойр.
Именно Северная Гоби. Всего 212 (но каких!) километров от Улан-Батора на юго-восток. Средняя высота — 1200м над уровнем моря. В условиях резко-континентального климата, там уже ощущался недостаток кислорода. У нас еще рядом была гора. Мы ее называли Чойр-гора, хотя название ее Оцол-Ула и высота этой горы около 1700 м. У нас там был район сосредоточения при действиях по тревоге.
По стране. Природа.
Немало пришлось поездить по Монголии. От Чойбалсана и Керулена на севере, и до Сайн-Шанда и южных границ Монголии на юге. Пришлось побывать и в Алтайском аймаке на северо-западе.
Север Монголии, - это зеленые горы и холмы (в Алтайском аймаке они очень высокие), на которых даже сосны растут. А вот центр и юг, - это степи и пустыни. Гоби, в переводе – каменная. Но еще ее называли – Пустыня Смерти. Особенно на юге Монголии, где есть только считанные колодцы. В районе южнее Сайн-Шанда было всего 7 артезианских колодцев. Все они охранялись гарнизонами монгольских цириков (солдат). А если их обходить, то пустыня становится смертельной.
Летом жара в 40-50 градусов, но при этом, ночью температура опускается до 5-7 градусов. Зимой, - 40-50, но уже минус. И при всем при этом, - постоянно дующие ветра, которые усиливались особенно весной, когда Байкал отходил ото льда. В Монголии примерно 350 дней в году безоблачно и солнечно. И особо это неприятно зимой в -40, когда светит солнышко, и нет ни одного облака. Ночью кажется, что ты на Луне. Да и днем, - выключи небо, и вполне лунный пейзаж появится.
Серая каменная степь. Почва,  которая промерзает уже на глубине 30-40 см., и которую не раскопать ни лопатой, ни ломом.
Вот поэтому, и слеза наворачивалась, когда во время поездки в отпуск, видишь наши русские березки… Впрочем, и монголы, возвращавшиеся из Союза, плакали при виде этих асфальтного цвета степей. Каждому свое!

По стране. Люди, быт.
Как только приехали в Улан-Батор, мы с ребятами направились менять рубли на тугрики. И тут мы обратили внимание, что во многих, вполне современных дворах города, стоят кочевнические юрты монголов. Оказалось, что многие, несмотря на то, что уже давно живут в городе, предпочитают селиться все-таки в юртах. По их поверьям следовало, что там, где есть угол, живут злые духи.
Когда через полтора года я привез жену, был такой прикол. На вокзале в Улан-Баторе она решила сходить в туалет… Зашла туда, но через несколько минут выскочила с вытаращенными глазами.
 - Что такое! –
Она в ответ:
 – Там мужики! –
Я и забыл ей сказать, что у монголов нет (по крайней мере, не было тогда) разделения на женский и мужской туалет …
Дальше, решили поесть. В привокзальном ресторане я ее сразу отговорил перекусывать. Там национальная монгольская еда. Как-нибудь позже расскажу.
Решили идти на наш пересыльный пункт. Там был неплохой ресторан «Звездочка».
Жена спрашивает:
– Далеко до этого ресторана?
Отвечаю :
– Идти примерно 4 км.
Она:
– Тогда может, на автобусе поедем?
Я:
– Поехали! Только если ты выдержишь эту поездку!
… Сели в переполненный автобус. Проехали остановку.
Жена кричит:
– Выходим! Пойдем пешком!

… Дело в том, что монголы предпочитают (или тогда предпочитали?) не мыться водой. Там у них что-то там, 2 праздника, весной и осенью, когда нужно мыться водой. А в остальное время, - скатал с себя грязь, намазался бараньим жиром, и хорошо. Можно путешествовать и жить дальше. Вот эти запахи, да еще и запахи немытого тела, и заставили нас топать пешком.

Я несколько раз наблюдал такую картину. И зимой и летом. Скачет монгол, или монголка на своей лошадке… Вдруг! Взбирается на холм (там обычно навалена горка камней, и стоит палка с привязанными к ней разноцветными лоскутками), раздевается, и под свою любимую мелодию «Му-у-у», скатывает с себя грязь и мажет тело бараньим жиром. Потом одевается, садится на коня, и продолжает путешествовать дальше по своим делам.

В юрту кочевников мне тоже приходилось заходить. Там закон такой.
На порог не наступать! Обидишь духов! Заходить, наклонив голову с правой ноги, с протянутой правой рукой, ступая ногой только на мужскую половинку (обычно она справа). Сразу кушать! Гостеприимно! Да!...
На первое. Бульон из баранины. Второе. Куски вареной баранины (из бульона извлеченной). Третье. Цай. Я не ошибся! «Цай», - это чай, бараний жир и верблюжье или конское молоко в одной заварке.
Я один раз был вынужден это все употребить. Больше в юрту ни ногой!

Дальше, - продолжение!


Рецензии