Гении, недооценённые современниками. Часть первая

Я не помню, как оказался у этого здания. Ночь была безлунной, город — пустым. На площади стояло темное сооружение с мало заметной вывеской.

 Угрюмого вида бетонное здание, словно бункер вросло в землю. Дверь приоткрылась сама собой, словно приглашая меня пройти вовнутрь. Я, повинуясь чьему-то зову решительно шагнул вперед.

В этом здании расположился уникальный музей-галерея. Здесь были книги, картины, личные вещи, скульптуры, витрины с документами и оригинальными нотами, а так же музыкальные инструменты героев. Залы были полны теней, застывших сцен и отрывков из диалогов великих людей прошлого. Казалось, время собралось здесь в единую ткань, где это прошлое не ушло, а просто зависло в воздухе.
               
                ***
В первом зале звучала божественная музыка Иогана Себастьяна Баха. Гениальный музыкант музицировал, сидя за органом. Он исполнял свою знаменитую арию «Воздух»», и аккорды уносились в небеса. Все его сочинения, как и их исполнение были совершенными.

В это время на экране появилось сообщение о том, что не следует забывать о том, что этот величайший музыкант всех времен и народов при жизни имел статус всего лишь четвертого органиста в церкви Святого Фомы. Что после смерти его произведения были напрочь забыты на многие десятилетия.

И только спустя 79 лет другой великий композитор Феликс Мендельсон, возродив «Страсти по Матфею», начал собирать, издавать и исполнять это произведение, как и многие другие величественные произведения Баха. Его деятельность в большой степени поспособствовала тому, чтобы вернуть человечеству бессмертное наследие И.С. Баха.
                ***

В следующем зале звучала неповторимая музыка 14-ой, так называемой «Лунной сонаты» Людвига Вана Бетховена, которую он так никогда не называл. Ее, как и 13-ю сонату он назвал «Квази уно фантазия».

На экране появилось сообщение о том, что его пятая симфония была освистана публикой потому, что согласно партитуре, оркестр вступал из-за такта, а это противоречило основам и законам оркестровой музыки того времени.

Следующее сообщение говорило о том, что друзья и коллеги настойчиво советовали композитору прекратить заниматься музыкой, так, как в скором будущем его неминуемо ждет полная глухота. Но Бетховен, действительно страдавший от постепенно усиливавшейся глухоты, не внял их советам и продолжил писать свои бессмертные произведения.

Он слышал свою музыку внутренним слухом, или используя палочку, зажатую в зубах, для прослушивания вибраций рояля. Он мог мысленно представлять звучание каждой ноты, каждого инструмента и оркестра в целом. Для этого он использовал свои познания в акустике, память о звуках и эмоциях, связанных с ними.

Страшно представить себе: сколько шедевров человечество могло потерять, если бы он, прислушавшись к советам окружающих, прекратил занятия музыкой, ведь глохнул он в течение всего самого лучшего и подходящего для творчества возраста, начиная с 27 лет и полностью оглох в 48 лет. При этом девятую симфонию, в которую композитор ввел хор, чего до него никто и никогда не делал, он написал в 45 лет.

                ***
Далее я перешел в Зал Петра Ильича Чайковского.
Там звучала музыка композитора и среди прочих произведений был его Первый концерт для фортепиано с оркестром в исполнении Ван Клиберна.

Сообщение на экране говорило о том, что Чайковский считал себя слабым пианистом и обратился к своему другу, одному из лучших пианистов того времени Николаю Рубинштейну, чтобы тот послушал и в дальнейшем взял себе в репертуар этот концерт.

Но сразу после прослушивания Первого концерта знаменитый пианист обрушился на это произведение Чайковского с резкой и даже грубой критикой, обвинив автора в плагиате. Кроме того он заявил, что технически играть это произведение просто невозможно.

 Он предложил автору переписать концерт, и тогда он возможно согласится играть это произведение. Но Чайковский ответил, что не изменит ни одной ноты.

 В дальнейшем это произведение было признано шедевром мирового значения. А Рубинштейн многократно и уже с радостью дирижировал оркестрами, исполнявшими Первый концерт Чайковского.

Именитые музыкальные  критики в России и в Америке тоже оттоптались на творчестве Чайковского.

 Один известный и очень авторитетный  музыкальный критик писал:
«Русский композитор Чайковский — без сомнения не истинный талант, а раздутая величина; он одержим идеей собственной гениальности, но не обладает ни интуицией, ни вкусом… 

К величайшему сожалению это негативное мнение разделяло немало значительных композиторов, критиков  и авторов газетных статей.

И это все про автора опер: "Евгений Онегин", "Пиковая дама"
балетов: "Лебединое озеро", "Щелкунчик",
концертов, цикла пьес "Времена года"  и множества других шедевров!?


Рецензии