Моя родословная. Глава. 91 Мемуары
Человека создаёт судьба.
Лион Фейхтвангер (07 июля 1884 г., Мюнхен, Германская империя — 21 декабря 1958 г., Лос-Анджелес, США) — немецкий писатель и драматург еврейского происхождения.
Заметим, что эти края – самые холодные из всех, какие есть в России. 20 декабря 1922 года отряд выступил на посёлок Амга — следующую остановку перед Якутском, 160 верст от города. Шли пешком и на оленях.
К Амге подошли холодной ночью на 02 февраля 1923 года и атаковали её с марша. Примечательно, что во время этого финального броска к Амге…
«термометры показывали», но термометры не могли ничего показывать, потому что при минус сорока пяти по Цельсию ртуть замерзает. «Белые» пехотинцы бешеным штурмом взяли Амгу, перебив небольшой гарнизон красных.
Формально красные имели на тот момент численное преимущество, но они не находились вместе, а действовали тремя отдельными отрядами.
Анатолий Пепеляев решил первым делом уничтожить средний по численности отряд Ивана Строда.
Это была партизанская группа в 400 штыков, с пулемётами, но без пушек, к тому же, отягощённая обозом. Иван Строд казался хорошей мишенью.
Иван Яковлевич Строд – на самом деле носил имя - Янис Стродс - сын латыша и польки и стал главным героем красной стороны нашей истории.
Он, как и Анатолий Пепеляев, сражался в Первую мировую, но в отличие от своего визави, не кадровый офицер, а мобилизационный прапорщик.
Надо сказать, что прапорщиком он был лихим и во время войны стал полным георгиевским кавалером.
В Гражданскую войну Иван Строд стал анархистом, а позже примкнул к большевикам и возглавил партизанский отряд, с которым и продвигался навстречу Анатолию Пепеляеву. Лидер белых разработал план по внезапной атаке против Ивана Строда.
Оставив в Амге полторы сотни штыков полковника Петерса, он выдвинулся навстречу, готовясь внезапно обрушиться на противника.
Этот план обладал множеством достоинств, но в итоге с треском провалился – Анатолию Пепеляеву помешал человеческий фактор.
Двое его солдат, осатанев от мороза, пошли в деревню погреться. Там уже оказались красные, и этих двоих, разморенных в тёплой юрте, схватили.
План тотчас открылся Ивану Строду, и он лихорадочно принялся готовиться к бою.
Анатолий Пепеляев, поняв, что внезапности не вышло, ударил в лоб и отбил обоз противника, но отважный латыш не растерялся и не пал духом.
Его отряд засел в зимовье под названием, необычно звучащим для русского уха – «Сасыл – Сысыы».
Это селение состояло из нескольких домов, обнесенных забором, как пишет Вишневский, из замороженного кизяка. Там красные окопались и приготовились к круговой обороне.
Это произошло 13 февраля 1923 года. До 27 февраля отряд Анатолия Пепеляева отчаянно штурмовал эти три юрты. Отважная когорта - Ивана Строда ощетинилась пулемётами и защищалась.
Кстати, похоже, что мороженый навоз действительно широко использовался в полевой фортификации.
Советская газета пишет, что «Пепеляевцы» пытались использовать нечто вроде вагенбурга из саней со смерзшимся кизяком - так что, скорее всего, и крепость из этого сомнительного материала действительно имела место быть.
Тем временем, два других красных отряда под командой Байкалова и Курашева соединились, составив 760 человек с пушками. Вместе они снова атаковали Амгу.
Отряд в 150 бойцов, оставленный там Анатолием Пепеляевым, потерял больше половины людей под пушечным огнём и вынуждено отступил.
В бою погиб брат Байкалова, и это предопределило печальную судьбу попавших в плен офицеров.
Надо сказать, что информация о гибели пленных исходит от белых, поэтому достоверность её проверить трудно. Для белых это был конец. 03 марта осаду «кизячной крепости» Сасыл - Сысыы сняли.
Ивану Строду этот успех принёс награду - орден Красного Знамени и лавры триумфатора последней осады Гражданской войны. Остатки отряда Анатолия Пепеляева начали отступать на Аян.
Продолжение следует …
Свидетельство о публикации №225092801649
