Славяне-мусульмане
В славянском мире существует такое необычное, я бы даже сказал причудливое явление, как славянское мусульманство. Мы мало что знаем о нём, так как сами славяне-мусульмане всячески избегают представлять себя в славянском мире, так как не чувствуют себя частью этого мира и в какой-то степени стыдятся своего славянского происхождения.
Все славянские народы исповедуют христианство, и представить славян-мусульман довольно сложно — так сложились определённые стереотипы. Несмотря на это, многочисленные группы славян-мусульман распространены на Балканском полуострове. Эти общности существуют здесь несколько столетий и представляют собой особое явление в культурном, ментальном и историческом плане.
Как же возникло такое необычное явление?
Первые сведения о массовом переходе славян в ислам относятся к 636 году и связаны с битвой при Ярмуке, на землях Сирии. В этой битве сошлись войска Византии (ромеев) и арабского Халифата. В составе армии ромеев был значительный славянский отряд, более 20 000 воинов. В решающий момент битвы эти славяне предали ромеев и перешли на сторону арабов, что помогло последним одержать победу. После этого позорного действия славяне, перешедшие на сторону арабов, массово приняли ислам и продолжили воевать за Халифат. Впоследствии эти саклабы, так называли арабы славян, оказались в Тунисе. Там их поселили халифы. Естественно, в скором времени от славянства этих саклабов ничего не осталось, их потомки стали арабами.
События при Ярмуке необходимо рассматривать как эксцесс. Но по мере того, как расширялись турецкие завоевания на Балканах, всё большее число славян предавало веру своих предков.
На первом этапе в ислам переходили представители элит балканских христиан — греков, валахов, славян. Такой переход открывал большие возможности в приобретении власти и богатства. Эта первая волна потурченцев, как называли сербы перешедших из православия в ислам, полностью утратила свою прежнюю идентичность и превратилась в настоящих турок.
На протяжении своего многовекового присутствия на Балканах турки стремились к тому, чтобы как можно больше христиан обратить в свою веру. Для достижения своих целей они прибегали к разным способам. На первом месте стоит насилие. Порой под угрозой жизни, чести, имущества многие христиане вынужденно принимали ислам. Была также практика насильственного изъятия детей из христианских семей, которых затем обращали в ислам, перевоспитывали и принуждали служить Турецкому государству, прежде всего в элитных войсках янычар. При этом, если семья принимала ислам, она освобождалась от такого бесчеловечного налога. Многие меняли веру, чтобы избежать наказания за уголовное преступление. Тем же, кто переходил в мусульманство, полагались разнообразные льготы хозяйственного характера.
В результате в ислам стали переходить десятки тысяч человек. Но при смене веры они не меняли своих этнических особенностей. По языку, культуре, ментальности они оставались сербами, албанцами, болгарами мусульманского вероисповедания. Имело место некое двоеверие — мусульмане-славяне продолжали отмечать христианские праздники, почитать святых и родовые иконы. Даже и сейчас подобное имеет место быть.
Славяне-мусульмане в Османской империи были распространены по всему Балканскому полуострову. Но, несмотря на все усилия турецких властей, они не составляли большинство населения, их было немногим больше десяти процентов. При этом вся власть в балканских пашалыках (провинциях) была сосредоточена в их руках.
Естественно, такое положение дел вызывало враждебность со стороны христиан, которые оказывались в положении граждан второго сорта. Особое психологическое неприятие данного факта делало то, что эти потурченцы были родственниками тех, кто остался верен вере предков. Христиане рассматривали потурченцев такими же подлыми предателями, как когда-то оказались славяне в битве под Ярмуком.
Во время восстаний, бунтов, войн в первую очередь страдали именно эти потурченцы. В Черногории был даже так называемый «прогон потурченцев». Это случилось в начале XVIII века.
После первого и второго сербских восстаний в начале XIX века и восстановления сербской государственности большая часть славян-мусульман переселилась за пределы сербской автономии.
В результате различных восстаний, войн, аннексий, мусульманское славянское население сконцентрировалось в основном в Боснии, Герцеговине, в области, которую называют Санжак (это современная Черногория, южная Сербия), Косово, Македония и южная Болгария. И до сегодняшнего дня процент населения славян-мусульман в этих регионах остаётся значительным.
На протяжении всего времени существования этой этнической группы была проблема самоназвания и названия. По началу они себя именовали просто турками, хотя никакими турками они не являлись. Их соседи-христиане тоже называли их турками.
Уже к концу XIX — началу XX века стали появляться разные варианты названий этого этноса. Первый вариант был — просто мусульмане. Затем появился термин — босняки или бошняки. Существуют отдельные группы, которые себя именуют определённым образом. Например, горанцы на Косово — группа славян-мусульман, они себя называют не мусульманами и не босняками, а именно горанцами. В Болгарии славян-мусульман называют помаки. Скорее всего, это имя им дали болгары. «Помакнути се» — значит сместиться в другую сторону.
В социалистической Югославии эта проблема также стояла. Поначалу этим этническим группам предлагалось называться сербами, хорватами, македонцами, черногорцами и добавлять к национальности мусульманского вероисповедания. Потом, уже в конце 1960-х годов, было принято решение дать этим этническим группам собственную официальную национальность. Так появилась в Югославии ещё одна национальность, которую стали называть просто «мусульмане».
Примерно в это же время в социалистической Болгарии, которой руководил Тодор Живков, была попытка оболгарить помаков. Им по принуждению меняли имена и фамилии и заставляли объявлять себя болгарами. Всё это вызывало протесты, и к концу 80-х годов по этой причине из Болгарии в Турцию выехало немало этих самых болгар-мусульман помаков.
К началу 1990-х годов, когда была объявлена независимость Боснии и Герцеговины, было найдено новое имя для мусульман-славян, а именно — по-сербски оно звучит как «башняки». Конечно же оно было производно от Боснии. Русское версия этого слова «босняки».
Это новое переименование показало, что славяне-мусульмане испытывают серьёзные проблемы с самоидентификацией. Новое имя вызвало недовольство у мусульман, которые проживают в Герцеговине, Санджаке, Косово и Македонии.
Естественно, у этой этнической и религиозной группы возникали мысли о создании своей государственности, что, безусловно, приветствовалось и в Турции, и в арабском мире. Государственность эта должна была базироваться в Боснии и Герцеговине, с перспективой расширения на сопредельные территории. И шансы на реализацию подобного проекта росли с каждым годом, так как количество боснийских мусульман по отношению к другим этническим группам в Боснии и Герцеговине постепенно возрастало и к концу 1980-х годов достигло 43%.
Совершенно очевидно, что Югославию славяне-мусульмане не считали своим государством. И поэтому в их среде надежды на создание боснийского чисто исламского государства всегда имели место. Они возросли, ещё и потому, что в социалистической Югославии мусульмане были признаны особой нацией.
Шанс на создание нового исламского государства возник во время распада Югославии в начале 1990-х годов. Под влиянием западных сил боснийские мусульмане устремились к этой цели, не понимая, что их ждёт на этом пути.
Надо сказать, что сербы усиленно уговаривали боснийских мусульман остаться в составе Югославии. Славяне-мусульмане должны были стать вторым по значимости государствообразующим народом в обновлённой Югославии. Но мечты, надежды и внешнее влияние сделали своё дело. Мусульмане совместно с боснийскими хорватами, невзирая на протесты сербского населения, провозгласили независимость Боснии и Герцеговины, что привело к многолетней, кровавой, гражданской войне.
Возвращение славян-мусульман в веру предков
Возвращение славян-мусульман в веру предков не имело массовости. Ни православная церковь, ни сербское государство не занимались этим вопросом. Не было никаких миссионерских проектов, которые бы преследовали цель появления у славян-мусульман славянского или сербского сознания, чтобы они, несмотря на свою веру, чувствовали себя сопричастными сербскому и югославскому государству.
Конечно, имели и имеют случаи возвращения в православие отдельных личностей. Один из ярких примеров — это режиссёр Эмир Кустурица, который как раз настаивает на термине «возвращение» в веру предков. Но таковые случаи были и остаются единичными.
Ислам перепрограммировал славян-мусульман, они не считают себя причастными к славянскому наследию, к славянской культуре, истории. Их взоры устремлены к Мекке, к Стамбулу. Там они видят своё будущее. Это очень прискорбно, потому что без глубоких исторических корней серьёзного будущего у народов не может быть.
Александр Кравченко
сентябрь 2025 года
Источник: https://balkanist.ru
Свидетельство о публикации №225092801656