Древний Рим и современность
Конечно, западная культура не является наследницей только классического прошлого, и никто не хотел бы, чтобы она была таковой. К счастью, в нашу культурную ткань вплетено множество различных влияний: иудаизм, христианство и ислам — только три из самых очевидных. Но, по крайней мере, со времен Возрождения многие из наших самых фундаментальных предположений о власти, гражданстве, ответственности, политическом насилии, империи, роскоши, красоте и даже юморе были сформированы и проверены в диалоге с римлянами и их письменностью.
Древний Рим — не простой урок для нас, и это не цивилизация, которой мы должны с благодарностью восхищаться. В классическом мире — как римском, так и греческом — есть много того, что может заинтересовать нас и потребовать нашего внимания. Отцы-основатели США были вдохновлены греко-римскими политическими идеями, и Джефферсон даже выбрал название «Капитолий» в связи с храмом Юпитера Капитолийского в Древнем Риме.
Таким образом, для их новой американской республики имело смысл позаимствовать архитектуру стиля, которому они надеялись подражать.
Наш собственный мир был бы неизмеримо беднее и неизмеримо менее понятен для нас, если бы мы не продолжали взаимодействовать с римским прошлым. Если мы хотим, например, понять, почему Джон Ф. Кеннеди , как и лорд Палмерстон ( Министр МИД Англии , а затем Премьер Министр Англии) до него, решил принять лозунг Civis Romanus sum («Я римский гражданин») — в случае Кеннеди в качестве защиты свободы Западного Берлина, в случае Палмерстона в качестве защиты дипломатии канонерок — нам нужно продолжать заниматься историей самого Древнего Рима, римскими подходами к гражданству и государственности, и почему они могут лежать в основе наших собственных законов.
Но мы подходим к римской истории с другими приоритетами — от гендерной идентичности до продовольственного снабжения — что заставляет древнее прошлое говорить с нами на новом, а также на старом языке.
Почему маленький и очень обычный городок у Тибра, не имеющий очевидных преимуществ, стал доминировать сначала на полуострове Италия, а затем и над большей частью известного мира?
Был ли древний Рим , как часто утверждают, сообществом, во главу угла которого стояла агрессия и завоевание, построенного на ценностях военного успеха и ничего больше?
И один из ответов на этот исторический вопрос заключается в огромном количестве развлекательных сооружений, построенных во времена Древнего Рима . Ни одна цивилизация в древности не строила ничего подобного!
Задумайтесь, какая страна строит сейчас наибольшее количество огромных по размерам развлекательных архитектурных сооружений ?
Римский Колизей невероятен, но он не уникален.
Потому что на трех разных континентах находится более 200 древнеримских арен, многие из которых вмещали более 50 000 человек.
А римляне даже построили стадион вместимостью 150 000 человек...
Древнему римлянину многое показалось бы странным в современном мире, но наша любовь к развлечениям и спорту к ним не относится.
Потому что десятки тысячи людей, собирающиеся на стадионах ради развлечения, были частью повседневной жизни в Римской империи.
На фотографии Вы можете увидеть арену в Пуле, Хорватия.
Фактически, самым высокооплачиваемым спортсменом в истории был римский возничий Гай Аппулей Диокл — его общий выигрыш за карьеру составил эквивалент в современных деньгах около 15 миллиардов долларов.
Спорт был чрезвычайно популярен в Древнем Риме и являлся крупным бизнесом.
Поэтому неудивительно, что амфитеатры (использовавшиеся для гладиаторских боев) существовали по всей Римской империи.
Миллионы граждан на трех разных континентах имели местные арены — такое обилие стадионов не наблюдалось до начала XX века.
Некоторые из них сохранились невероятно хорошо, как, например, арена в Арле во Франции, построенная в I веке н. э. и вмещавшая не менее 20 000 зрителей.
Сегодня она по-прежнему используется для проведения корриды, спектаклей и музыкальных концертов.
Еще одна из наиболее хорошо сохранившихся арен находится в Вероне на севере Италии и вмещала не менее 30 000 зрителей.
Как и арена в Арле, она используется по сей день и каждое лето принимает знаменитый оперный фестиваль.
Однако большинство из них не сохранились до наших дней, сохранившись лишь в виде частичных остатков, будь то осыпающиеся арки или просто фундаменты.
Как амфитеатр Лептис Магна в Ливии.
Или арена в Мартиньи в Швейцарии с ее особенно впечатляющим горным фоном.
Пожалуй, самое впечатляющее в этих аренах — это их размеры.
Как, например, амфитеатр в Капуе, вмещавший около 60 000 человек.
Даже по современным меркам это было бы крупное место.
А еще есть амфитеатр Эль-Джем в Тунисе, вмещающий около 40 000 зрителей.
Это еще одна из наиболее хорошо сохранившихся римских арен, но лишь одна из многих в Северной Африке.
Самые большие здания общества всегда говорят о том, что для него было самым важным.
Крупные площадки также были в Испании, в частности в Севилье и Мериде, вместимостью 25 000 и 15 000 зрителей соответственно.
Две тысячи лет назад от Красного моря до Атлантики люди стекались на эти арены, чтобы посмотреть на гладиаторские бои, казни или бои животных.
А еще есть арена в Путеолах (Италия), которая вмещала не менее 50 000 зрителей.
Такое разнообразие мест проведения мероприятий возможно только в обществе, которое серьезно относится к спорту и в котором имеется достаточное количество болельщиков для поддержки крупной спортивной экономики и инфраструктуры.
Как римляне строили эти арены? Со временем это менялось, поскольку развивалась сама римская архитектура.
Первоначально они были сделаны из дерева, но в первые годы существования Империи — в I веке н. э. — их все чаще строили из камня, кирпича и бетона.
Как в Помпеях.
Другие были частично высечены в склонах холмов или скалах, как арены в Сиракузах на Сицилии или Кальяри на Сардинии, с дополнительными арками и ярусами сидений, сделанными из камня или кирпича.
Римляне были очень практичны в архитектуре и знали, как сбалансировать эстетические соображения с реалиями инженерии.
Поэтому Колизей в Риме был построен с бетонным ядром и только потом ему придали декоративный мраморный фасад.
Конечно, не все эти арены были такого же масштаба, как в Риме, Севилье или Капуе.
Но в каком-то смысле это еще более впечатляет — тот факт, что арены были даже в небольших городах, говорит об огромной популярности спорта.
Один такой есть даже в Уэльсе, в местечке под названием Карлеон
Но гладиаторские бои не были самым популярным видом спорта у римлян — самыми популярными были гонки на колесницах.
Отсюда и десятки «цирков», где проводились гонки на колесницах по всей бывшей Римской империи.
Как в Тире в Ливане, где регулярно собиралось 40 000 зрителей.
Между тем, Большой цирк в Риме когда-то вмещал от 150 000 до 300 000 зрителей — это был самый большой стадион в древнем мире, который даже в XXI веке считался бы крупнейшим стадионом мира.
Именно здесь проводил скачки Гай Апулей Диокл.
А еще есть римские театры, где ставились пьесы и звучала музыка — их даже больше, чем арен.
В отличие от амфитеатров они имели полукруглую, а не эллиптичную форму, как в замечательно сохранившемся театре Аспендос в Турции.
Подобные театры строились по всей империи: от Болгарии до Иордании, от Египта до Британии.
Опять же, у миллионов римских граждан на трех континентах не было недостатка в способах развлечься.
И, как и в Мериде, театры и амфитеатры часто располагались в непосредственной близости.
Масштаб и количество этих мест проведения мероприятий — будь то амфитеатры для гладиаторских боев, цирки для гонок на колесницах или театры для драматических представлений — объясняют, почему поэт Ювенал написал знаменитые слова о «хлебе и зрелищах».
Это было общество, одержимое развлечениями, во многом похожее на наше.
Хотя для тех многих людей, которые не могут понять, почему другие так любят спорт, существуют прецеденты и в Древнем Риме.
Как писал об этом Плиний Младший, юрист и правитель, в письме к своему другу в 98 году нашей эры.
Некоторые вещи никогда не меняются...
Свидетельство о публикации №225092801754
Виктор Томилов 30.09.2025 06:07 Заявить о нарушении
С уважением,
Анатолий
Анатолий Клепов 30.09.2025 06:49 Заявить о нарушении