Шестой игрок. Отрывок
- Ну, что? Кто идёт к доске? Задачка простая! А коли желающих нет, вызову по журналу! - высокий, хрипловатый голос физика Бориса Елисеевича - как скрип ржавых дверных петель. Глаза его сверкают из-под густых бровей, высматривая свою жертву.
- Давайте я пойду! – поднимает руку Лерка, самоотверженно спасая всех, кто, так же, как и я, в задачах не силён.
- Иди, Бубнова! – снова скрип ржавых петель. - Сейчас задачу решим, и будем ставить опыты!
По классу пробегает довольный гул, - опыты у нас любят все. Потому что Борис Елисеевич сам без ума от них и заражает своим энтузиазмом учеников. Если бы не профессионализм, его, наверное, вообще никто не любил бы. Потому что человек это весьма своеобразный. Уже почти старик, он худощав и лёгок, словно бывший танцор, и по школе не ходит, а прыгает и скачет. Носит он широкие штаны с карманами на коленях и рубашки в клетку, а один и тот же пиджак неизменно висит на спинке учительского стула, будто приклеенный. Густая серебристая шевелюра и большие тёмные глаза делают Бориса Елисеевича похожим на Эйнштейна, но в отличие от своего гениального коллеги, он напрочь лишён чувства юмора. Он обидчив до невозможности, всё принимает на свой счёт и мстит ученикам сверхсложными контрольными, которые придумывает сам, и «единицами» в журнал. Никто из учителей, кроме физика, «единицы» не ставит. Он же, запрыгнув на свою кафедру и распахнув толстый блокнот в чёрной кожаной обложке, удовлетворённо изрекает:
- А вот за это тебе, голубчик, «кол»! «Кол»! И большего ты не достоин! – И с наслаждением, размашисто рисует «единицу» напротив фамилии впавшего в немилость ученика.
Кроме того, говорят, физик приходит на работу раньше всех, ещё затемно, и уходит только, когда вахтёр делает свой вечерний обход здания и выгоняет его из школы.
После того, как Лерка благополучно решила задачу и вернулась на своё место, с пальцами и носом, перепачканными мелом, Борис Елисеевич упрыгал в свою лаборантскую. А через минуту появился вновь с большой коробкой, полной всяких интересных штуковин для опытов. Дежурные помогли ему раздать нам приборы и материалы, и всё оставшееся от урока время он скакал, как кузнечик, между рядами, зорко наблюдая за тем, что мы делаем. А когда прозвенел звонок, мы, как обычно, всё оставили на партах, чтоб он мог снова убрать свои сокровища в коробку.
Физика была третьим уроком, а на последнем, литературе наш разговор о героях романа Достоевского был неожиданно и грубо прерван вторжением Бориса Елисеевича. Он распахнул дверь и впрыгнул в класс, настолько взбудораженный, что даже не извинился перед Эммой Эдуардовной.
- Та-ак! Десятый «В»! – снова заскрипели ржавые петли. - Вот вы где, голубчики!
- Что случилось? – нахмурилась русичка, снимая очки. - Борис Елисеевич, у нас важная тема, у нас дискуссия, и я попросила бы вас…
- Важная тема! – громко скрипнул он. - У меня тоже очень, очень важная тема! У меня ЧП!
- Да что стряслось, в конце концов?
- Кража! – скрипнул физик, картинно закрыл глаза и покачнулся, словно его толкнули в грудь.
Весь класс молча, в недоумении смотрел на него, позабыв о терзаниях Роди Раскольникова и драме Сонечки Мармеладовой.
- И? Что же у вас украли? – осторожно осведомилась Эмма Эдуардовна, переводя взгляд с физика на нас и обратно.
- Магниты! - изрёк он драматическим шёпотом и снова умолк, теперь так вытаращив на нас блестящие тёмные глаза, словно собирался просканировать каждого.
- У вас пропали магниты? - сформулировала русичка, стараясь сохранять спокойствие, хотя было уже понятно, что её урок сорван, а для Эммы Эдуардовны это было катастрофой.
- Да! Пропали! Шесть новеньких магнитов! – выкрикнул физик. И после новой театральной паузы продолжил дрожащим голосом:
- Я собирал оборудование после лабораторной работы и не досчитался шести магнитов. Пропали. Вернее, их украли! Тайком вынесли из кабинета. И я намерен найти вора и вернуть пропажу!
Борис Елисеевич так побледнел, что, казалось, сейчас хлопнется в обморок.
- Успокойтесь, пожалуйста. – Эмма Эдуардовна коснулась его острого плеча. - Думаю, можно оставить ребят после урока и разобраться. У нас Достоевский. «Преступление и наказание». Как раз в тему, - пошутила она.
- Именно. В тему! Но ждать я не намерен. До конца урока злоумышленник сумеет их перепрятать и замести следы.
По классу пробежал шёпоток, кто-то захихикал. Физик снова метнул на нас сверкающий негодованием взгляд и продолжил свою речь:
- Разумеется, никто сам не сознается, поэтому я намерен произвести обыск. Прямо здесь и сейчас! Но! – он поднял вверх костлявый палец, - я больше, чем уверен, что украл магниты кто-то из спортсменов!
В классе повисла мёртвая тишина. Было так тихо, что мы услыхали, как голые ветки деревьев постукивают по оконному стеклу.
А потом прозвучал голос Капитана:
- Простите, а почему вы так уверены, что это именно спортсмены?
- Почему я уверен, вы спрашиваете, молодой человек? – подпрыгнул физик. - А потому я уверен, голубчик мой, что вы здесь все живёте одни, без родительского присмотра, и вам, конечно же, нужны деньги!
- Ээээ, а при чём здесь деньги? - вступил уже Старец.
- При чем здесь деньги, вы спрашиваете? – приосанился Борис Елисеевич. – А при том, что денег-то у вас, сиротинушек, нет! А магниты можно выгодно продать!
- Что за бред! - вдруг громко засмеялся Савелий Бондарь.
В классе поднялся лёгкий гул.
- Во-первых, мы не сиротинушки, - снова заговорил Капитан, и все притихли. – А во-вторых, вы не подумали о том, что вообще-то мы представляем краевую сборную по баскетболу, и честь команды для нас важнее каких-то денег, магнитов…
- А вот мы сейчас проверим, голубчик, что для вас важнее! – зловеще усмехнулся Борис Елисеевич и скомандовал:
- Всем мальчишкам встать и вывернуть карманы! А рюкзаки я сам проверю! У каждого!
- Вы не имеете права нас обыскивать, это унизительно! – запротестовал Марк Самойлов, единственный отличник среди спортсменов и самый главный борец за справедливость оценок и всего остального.
- Это бред, бред какой-то, - снова закричал Савелий. – Я протестую!
- А почему, собственно, только пацанов будут проверять, может быть, это кто-то из девушек взял, - с обаятельной улыбкой тараторил Старец.
Но тут долговязый и лопоухий Кильчевский с трудом вытащил длинные ноги из-за парты, поднялся и, сильно сутулясь, пошёл вдоль рядов парт к физику.
- Килька, ты куда? - крикнул Савелий.
Тот, не отвечая, низко опустив голову, сунул руку в карман штанов, потом разжал большую ладонь, и на учительский стол со стуком упали несколько магнитов. Они отливали синевой, как вороново крыло, под лучами осеннего солнца, падающими сквозь жалюзи.
В классе снова воцарилась тишина. Борис Елисеевич, видимо, разочарованный тем, что ему не удалось учинить обыск, но крайне довольный, что оказался прав насчёт спортсменов, глубоко вздохнул и скрипнул уже негромко и устало:
- Ну вот. Я же говорил. Я знал.
- Только я их не украл, - подал вдруг голос Килька и криво улыбнулся.
- Не украл? А что же ты сделал? – вытаращился на него физик.
- Я просто… Просто взял и положил их в карман, а потом, когда урок закончился, забыл их вытащить.
- А-а-ах, ты просто взял. Просто положил в карман. Просто забыл вытащить. - Борис Елисеевич скрипуче рассмеялся. - Расскажи это кому-нибудь другому, голубчик! А меня, стреляного воробья, на мякине не проведёшь! Ты украл!
- Да сами посудите, зачем ему магниты? – вступился Старец.
- Продать!
- Да кому? Зачем? – схватился за кудрявую голову Савелий. – Что за бред!
- Зачем, спрашиваете? А я вам скажу, зачем! Чтобы наркотики купить! - с торжествующим видом изрёк физик, и тут даже Эмма Эдуардовна, всегда готовая обвинить учеников во всех грехах, громко и изумлённо ахнула.
- Что?! – Килька вмиг побелел, как простыня. Глаза его испуганно забегали.
- А ничего! Я давно заподозрил, что с тобой что-то не то. Вон, какие круги под глазами! И ведёшь себя странно: то спишь на ходу, то психуешь, то смеёшься без причины. Теперь понятно, почему!
- Да вы что?! Вы сами посудите! Мы же спортсмены, какие наркотики, о чём вы? – закричали наперебой баскетболисты.
Наши «старые» одноклассники с живейшим интересом и не без злорадства наблюдали за разыгравшейся драмой.
- Я сию же минуту сообщу в инспекцию по делам несовершеннолетних! На тебя, голубчик, составят протокол, как положено.
- Погодите, погодите! – встревоженно перебила его русичка. – Сначала надо сообщить классному руководителю и директору, а вызывать ли инспектора, уже они сами решат.
- Никто ничего не решит, все будут прикрывать этого воришку, что я, не знаю! Спасение утопающих – дело рук самих утопающих! – Борис Елисеевич сгрёб со стола свои драгоценные магниты и ускакал из кабинета под длинную заливистую трель звонка с урока.
Собирая вещи в рюкзак, я услышала, как Капитан тихо, в сердцах говорил Кильке:
- Ты что, дурак, наделал! Тебя ж могут выгнать из команды, из клуба. Дались тебе магниты эти! Зачем они тебе вообще?
- Я просто положил в карман, они мешали, - уныло отозвался Килька.
- Мешали… Эх, ты!
На следующий день в школу действительно пришла инспектор ПДН. Мы все хорошо и давно её знали. Помню, впервые мы её увидели, когда в шестом классе Рашид подрался до крови с другим пацаном, который обзывал его «чуркой» и выкрикивал «Вали в свой аул!» Элина Васильевна решила, что чем раньше она примет серьёзные меры, тем лучше, и вот в классе появилась высокая статная дама в тёмно-синей полицейской форме, с чёрной папкой под мышкой и с золотисто-рыжей косой, закрученной в узел на затылке. Она усадила драчунов друг напротив друга, а сама села за учительский стол и начала их допрашивать, записывая каждое их слово в протокол. Наша классная специально попросила её провести этот допрос при всём классе, чтобы мы впечатлились, и впредь нам было неповадно хулиганить. А мы, и правда, очень впечатлились тогда. Дама представилась: «Майор полиции Шумилова»; двигалась она неспешно, говорила негромко, медленно и спокойно, глядя на перепуганных мальчишек в упор, и каждое её слово звучало, как обвинение и приговор. То и дело она называла какую-нибудь статью Уголовного Кодекса Российской Федерации, чётко произнося её номер, который знала наизусть, и от этого становилось совсем жутко. Правда, она сумела немного разрядить обстановку (видимо, заметив, что и обвиняемые, и свидетели уже в полуобморочном состоянии), и спросила у соперника Рашида, знает ли он, что такое «аул», и тот, покраснев, как рак, сознался, что не знает, и что услышал это слово от своего дяди.
На этот раз, конечно, уже не было образцово-показательных разборок. Кильчевский вместе с Элиной Васильевной, Борисом Елисеевичем и инспектором пошли в кабинет завуча. Когда, наконец, они оттуда вернулись, Килька был ни жив, ни мёртв, а наша классная очень расстроена. Ярослав ей нравился, потому что чуть ли не один во всём классе хорошо разбирался в истории, и они порой вели длинные, захватывающие их обоих дискуссии о смысле государственных реформ или о личности русских царей, в которых остальные мало что понимали, но всё же слушали с интересом. Парни из команды стали спрашивать Кильку, как всё прошло и что сказали, но он только криво усмехнулся и развёл руками. Видно было, что он не хочет рассказывать при всём классе. Потом Лерка, конечно же, расспросила Дэна, и тот сказал, что вроде всё нормально: Кильке вынесли официальное предупреждение, ну и, разумеется, сообщили матери. Что касается тренера, он отнёсся к этому ЧП довольно спокойно, провел беседу со всей командой, а с Килькой они долго говорили наедине после вечерней тренировки.
Свидетельство о публикации №225092800223