Что делает здание красивым?
Как печально известная штаб-квартира Национального совета по развитию рыболовства в Хайдарабаде, Индия.
И хотя это звучит как глупая концепция, миметическая архитектура важнее, чем вы думаете...
Существует два типа миметической архитектуры.
Первый вариант — когда здание буквально имитирует другой объект. Обычно это обусловлено назначением здания.
Как бывший штаб-квартира Longaberger Company в Огайо. Если вы не заметили, компания производила корзины.
Такого рода миметическая архитектура невероятно причудлива и, в лучшем случае, доставляет настоящее удовольствие.
И это касается не только больших зданий — посмотрите на эту автобусную остановку в Японии.
Миметическая архитектура может сделать мир на базовом, но действенном уровне более интересным.
Некоторые образцы миметической архитектуры более абстрактны, как, например, знаменитый Храм Лотоса в Дели.
Очевидно, что источником вдохновения послужил цветок лотоса, но он имитирует его в общих чертах — с помощью 27 «лепестков», — а не воссоздает цветок напрямую.
Другим примером является башня BMW в Мюнхене (Германия), открытая в 1973 году и спроектированная как имитация цилиндров двигателя.
Однако значительная часть миметической архитектуры гораздо более буквальна в своей имитации и находится где-то между концепцией здания и скульптуры.
Как храм Лакшми Нарасимхи в Вемулаваде, Индия:
Список можно продолжать и продолжать: от Данморского ананаса в Шотландии (построенного в 18 веке!) до здания «Пианино» в Хуайнане, Китай.
И есть несколько удивительно старых примеров.
Различные пирамидальные сооружения мира — от Египта до Мезоамерики и Месопотамии — по сути, представляют собой горы, возведенные руками человека.
Это не обязательно прямые имитации горы, но в каком-то смысле они явно подражают ей.
Второй тип миметической архитектуры — это когда одно здание проектируется по образцу другого.
Как, например, эта бывшая льнокомбинат в Лидсе, Англия, построенная в 1830-х годах и являющаяся точной копией храма Гора в Эдфу, Египет, возведенного более 2000 лет назад.
Или подумайте о бесконечных архитектурных копиях по всему миру.
От китайских миниатюрных версий Парижа и Лондона до венецианского Лас-Вегаса с его копией кампанилы собора Святого Марка, Дворцом дожей, а также мостами и каналами Венеции.
Преимущество такого рода миметической архитектуры в том, что она позволяет архитектуре путешествовать вместо людей.
Некоторые критики называют такие копии искусственными, но такие места, как Нойшванштайн, в любом случае являются преувеличенными имитациями средневековых зданий.
Но лучшим примером, пожалуй, является древнегреческая архитектура и ее истоки.
Греки сначала строили свои храмы из дерева, а когда начали использовать камень, то переняли многие черты деревянного строительства.
То же самое можно сказать и о древней архитектуре Египта и Индии.
Отсюда, например, «триглифы» и «мутулы» дорического ордера.
Это были каменные имитации концов поперечных балок и концов стропил соответственно.
И это не просто теория — об этом писал еще древнеримский архитектор Витрувий в I веке до нашей эры.
Хотя это обычно не формулируется таким образом, миметический дизайн поднимает важный вопрос об архитектуре в целом.
Потому что правда в том, что многие здания — и многие из самых любимых архитектурных сооружений мира — весьма подражательны, но скорее абстрактно, чем буквально.
Вопрос «Что делает здание красивым?» сложен, и на него существует тысяча возможных ответов.
Но, очевидно, один из них — это когда здание имитирует красоту природного мира.
И не просто копируя его, а опираясь на лежащие в его основе эстетические принципы.
Абстракция природной эстетики и ее применение в дизайне — намеренное или нет — на протяжении столетий были характерной чертой мировой архитектуры.
Очевидным примером является стиль модерн, где изогнутые линии и формы цветов послужили явным источником вдохновения.
Но есть и более тонкие случаи.
Одной из определяющих черт природы является постоянное изменение формы, цвета и очертаний — нет двух одинаковых листьев на дереве, нет двух одинаковых песчинок на пляже.
То же самое относится и к кирпичным стенам; возможно, именно поэтому мы находим их такими очаровательными.
Еще одним почти универсальным качеством природной эстетики является детализация — текстура ствола дерева, градации рельефа скалы, прожилки листа.
Поэтому люди, как правило, восхищаются и любят здания, в которых много всего происходит, где много фактуры и деталей.
И красота природы часто заключается в равновесии деталей с единым целым.
Подумайте о море — монолитной глади, покрытой постоянно меняющимися волнами, — бесконечно прекрасной.
Лучшая архитектура часто делает это, объединяя целостную общую форму с более мелкими, разнообразными элементами.
Или подумайте о готике.
Хотя средневековые каменщики не пытались имитировать деревья — готика логически возникла из других архитектурных стилей — конечный результат был именно таким.
Возвышающиеся аркады тесно сгруппированных опор, разветвления аркбутанов, цветение сводов.
Все эти принципы — и другие, связанные с красотой природы — можно применить к архитектуре.
Это не так просто, и просто бездумно описать детали или варианты здания недостаточно, но это, по крайней мере, объясняет часть того, что делает здание красивым.
И — хотя это выходит далеко за рамки того, что обычно подразумевается под «миметической архитектурой» — мы также можем строить из материалов, предоставленных природой.
Как и эта панель в соборе Святой Софии в Стамбуле: ее привлекательность обусловлена исключительно естественным цветом и рисунком различных видов мрамора.
Такое использование натуральных материалов, несомненно, является очарованием традиционной архитектуры по всему миру.
Строя из дерева и камня, каждый из которых имеет бесчисленное множество разновидностей, мы напрямую заимствуем бесконечную красоту природы.
Но самое главное, что здания, которые не кажутся подражательными, часто таковыми являются, если спроектированы с использованием абстракции природной эстетики, будь то вариации, детали, украшения или структуры.
Здания (и городские пейзажи!), которые не похожи на это, часто нравятся нам меньше всего.
Вот это и есть миметическая архитектура, как в ее обычном значении, так и в более широком смысле.
От причуд, которые делают мир веселее, до самых фундаментальных принципов мировой архитектуры — и глубинных сил, которые формируют наше отношение ко всем зданиям.
Свидетельство о публикации №225092800301
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 28.09.2025 13:04 Заявить о нарушении
Доброго здоровья
Анатолий
Анатолий Клепов 28.09.2025 13:48 Заявить о нарушении