Что делает здание красивым?

Миметическая или имитирующая архитектура — это программный подход к проектированию зданий — здание формируется так, чтобы имитировать или копировать функцию, обычно бизнес-функцию, или предлагать объекты, связанные с их функцией.

Как  печально известная штаб-квартира Национального совета по развитию рыболовства в Хайдарабаде, Индия.

И хотя это звучит как глупая концепция, миметическая архитектура важнее, чем вы думаете...

Существует два типа миметической архитектуры.

Первый вариант — когда здание буквально имитирует другой объект. Обычно это обусловлено назначением здания.

Как бывший штаб-квартира Longaberger Company в Огайо. Если вы не заметили, компания производила корзины.

Такого рода миметическая архитектура невероятно причудлива и, в лучшем случае, доставляет настоящее удовольствие.

И это касается не только больших зданий — посмотрите на эту автобусную остановку в Японии.

Миметическая архитектура может сделать мир на базовом, но действенном уровне более интересным.

Некоторые образцы миметической архитектуры более абстрактны, как, например, знаменитый Храм Лотоса в Дели.

Очевидно, что источником вдохновения послужил цветок лотоса, но он имитирует его в общих чертах — с помощью 27 «лепестков», — а не воссоздает цветок напрямую.

Другим примером является башня BMW в Мюнхене (Германия), открытая в 1973 году и спроектированная как имитация цилиндров двигателя.

Однако значительная часть миметической архитектуры гораздо более буквальна в своей имитации и находится где-то между концепцией здания и скульптуры.

Как храм Лакшми Нарасимхи в Вемулаваде, Индия:

Список можно продолжать и продолжать: от Данморского ананаса в Шотландии (построенного в 18 веке!) до здания «Пианино» в Хуайнане, Китай.

И есть несколько удивительно старых примеров.

Различные пирамидальные сооружения мира — от Египта до Мезоамерики и Месопотамии — по сути, представляют собой горы, возведенные руками человека.

Это не обязательно прямые имитации горы, но в каком-то смысле они явно подражают ей.

Второй тип миметической архитектуры — это когда одно здание проектируется по образцу другого.

Как, например, эта бывшая льнокомбинат в Лидсе, Англия, построенная в 1830-х годах и являющаяся точной копией храма Гора в Эдфу, Египет, возведенного более 2000 лет назад.

Или подумайте о бесконечных архитектурных копиях по всему миру.

От китайских миниатюрных версий Парижа и Лондона до венецианского Лас-Вегаса с его копией кампанилы собора Святого Марка, Дворцом дожей, а также мостами и каналами Венеции.

Преимущество такого рода миметической архитектуры в том, что она позволяет архитектуре путешествовать вместо людей.

Некоторые критики называют такие копии искусственными, но такие места, как Нойшванштайн, в любом случае являются преувеличенными имитациями средневековых зданий.

Но лучшим примером, пожалуй, является древнегреческая архитектура и ее истоки.

Греки сначала строили свои храмы из дерева, а когда начали использовать камень, то переняли многие черты деревянного строительства.

То же самое можно сказать и о древней архитектуре Египта и Индии.

Отсюда, например, «триглифы» и «мутулы» дорического ордера.

Это были каменные имитации концов поперечных балок и концов стропил соответственно.

И это не просто теория — об этом писал еще древнеримский архитектор Витрувий в I веке до нашей эры.

Хотя это обычно не формулируется таким образом, миметический дизайн поднимает важный вопрос об архитектуре в целом.

Потому что правда в том, что многие здания — и многие из самых любимых архитектурных сооружений мира — весьма подражательны, но скорее абстрактно, чем буквально.

Вопрос «Что делает здание красивым?» сложен, и на него существует тысяча возможных ответов.

Но, очевидно, один из них — это когда здание имитирует красоту природного мира.

И не просто копируя его, а опираясь на лежащие в его основе эстетические принципы.

Абстракция природной эстетики и ее применение в дизайне — намеренное или нет — на протяжении столетий были характерной чертой мировой архитектуры.

Очевидным примером является стиль модерн, где изогнутые линии и формы цветов послужили явным источником вдохновения.

Но есть и более тонкие случаи.

Одной из определяющих черт природы является постоянное изменение формы, цвета и очертаний — нет двух одинаковых листьев на дереве, нет двух одинаковых песчинок на пляже.

То же самое относится и к кирпичным стенам; возможно, именно поэтому мы находим их такими очаровательными.

Еще одним почти универсальным качеством природной эстетики является детализация — текстура ствола дерева, градации рельефа скалы, прожилки листа.

Поэтому люди, как правило, восхищаются и любят здания, в которых много всего происходит, где много фактуры и деталей.

И красота природы часто заключается в равновесии деталей с единым целым.

Подумайте о море — монолитной глади, покрытой постоянно меняющимися волнами, — бесконечно прекрасной.

Лучшая архитектура часто делает это, объединяя целостную общую форму с более мелкими, разнообразными элементами.

Или подумайте о готике.

Хотя средневековые каменщики не пытались имитировать деревья — готика логически возникла из других архитектурных стилей — конечный результат был именно таким.

Возвышающиеся аркады тесно сгруппированных опор, разветвления аркбутанов, цветение сводов.

Все эти принципы — и другие, связанные с красотой природы — можно применить к архитектуре.

Это не так просто, и просто бездумно описать детали или варианты здания недостаточно, но это, по крайней мере, объясняет часть того, что делает здание красивым.

И — хотя это выходит далеко за рамки того, что обычно подразумевается под «миметической архитектурой» — мы также можем строить из материалов, предоставленных природой.

Как и эта панель в соборе Святой Софии в Стамбуле: ее привлекательность обусловлена исключительно естественным цветом и рисунком различных видов мрамора.

Такое использование натуральных материалов, несомненно, является очарованием традиционной архитектуры по всему миру.

Строя из дерева и камня, каждый из которых имеет бесчисленное множество разновидностей, мы напрямую заимствуем бесконечную красоту природы.

Но самое главное, что здания, которые не кажутся подражательными, часто таковыми являются, если спроектированы с использованием абстракции природной эстетики, будь то вариации, детали, украшения или структуры.

Здания (и городские пейзажи!), которые не похожи на это, часто нравятся нам меньше всего.

Вот это и есть миметическая архитектура, как в ее обычном значении, так и в более широком смысле.

От причуд, которые делают мир веселее, до самых фундаментальных принципов мировой архитектуры — и глубинных сил, которые формируют наше отношение ко всем зданиям.


Рецензии
Вы совершенно правы, Анатолий, причуды делают наш мир веселее. Хорошо, что на Крайнем Севере раскрашивают здания муралами.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   28.09.2025 13:04     Заявить о нарушении
Порой меня страшно озадачивает, когда я попадаю в новые районы Москвы. Одни башни. Как здесь можно жить?
Доброго здоровья
Анатолий

Анатолий Клепов   28.09.2025 13:48   Заявить о нарушении