Геббельс. Демон пропаганды и его литературные амби
Информация из Википедии и других незапрещенных источников.
Имя Йозефа Геббельса навсегда вписано в историю как синоним циничной, тотальной пропаганды. Рейхсминистр народного просвещения и пропаганды, «архитектор» ненависти, ближайший сподвижник Гитлера – эти образы затмили другую, менее известную сторону его личности. За маской фанатичного политика скрывался неудавшийся литератор, интеллектуал, одержимый жаждой признания своего творческого гения. Кем же был Йозеф Геббельс до того, как стал «демоном» Третьего рейха? И как его литературные амбиции повлияли на его политическую карьеру?
Интеллектуал из провинции: Истоки фанатизма
Йозеф Геббельс родился в 1897 году в скромной католической семье из Рейдта.
В детстве, в возрасте четырех лет, он заболел гематогенным остеомиелитом, вызвавшим (в последствии) укорочение и деформацию правой нижней конечности — бедро было короче на 8 см, изогнуто внутрь, утолщено. Стопа - в положении эквинуса (компенсаторная деформация при укорочении ноги).
В 10 летнем возрасте его безуспешно прооперировали. Поэтому он носил на ноге ортез стабилизирующий кончность и ортопедический ботинок для компенсации укорочения. Немецкие ортопеды не смогли полностью восстановить функцию ходьбы. Дефект был заметен с детства, что негативно сказалось на формировании характера юноши и вызвало у него чувство неполноценности во взрослом возрасте.
Этот анатомический деффект не позволил ему участвовать в Первой мировой войне, на которую он хотел пойти добровольцем.
Несмотря на болезни и физическую слабость, он обладал острым умом и амбициями, Дефект не мог удовлетворить жизнь мелкого служащего. Благодаря финансовой помощи католических благотворительных организаций, он получил хорошее образование, изучая германистику, историю и философию в ведущих университетах Германии. В 1921 году в Гейдельбергском университете он под руководством профессора-еврея Фридриха Гундольфа защитил диссертацию по роману XIX века, получив докторскую степень.
Молодой Геббельс был типичным представителем «потерянного поколения» – разочарованным, ищущим себя интеллектуалом. Он мечтал о карьере писателя и журналиста. В этот период он создает множество литературных опытов: пьесы («Кровь», «Блудный сын»), романы («Михаэль»), стихи и дневниковые записи.
В 40-е годы в Германии, на основе дневников была издана книга "Дневники Й.Геббельса".
Удивительно, но русский перевод этой книги был издан в России, в лихие 90-е годы. Книгу можно было заказать через тогдашний посылторг "Книга почтой", где был внушительный перечень аналогичной литературы. Вот они, "достижения демократии"...
Его раннее творчество пронизано романтическим максимализмом, поиском «великой идеи» и верой в спасительную силу сильной личности. В этой творческой среде, полной отчаяния после поражения Германии в Первой мировой войне, он и находит свой «идеал» – национал-социализм.
1. «Михаэль»: Роман как политический манифест
Самым значительным литературным произведением Геббельса стал роман «Михаэль. Германская судьба в дневниковых листках», опубликованный в 1929 году. Это во многом автобиографическая книга, главный герой которой, студент Михаэль, ищет смысл жизни. Его путь – это метания между интеллектуальными поисками и жаждой действия.
Роман является ключом к пониманию личности Геббельса:
- Культ действия: Михаэль разочаровывается в «пустом» интеллектуализме и приходит к выводу, что идея ничего не стоит без воли к ее воплощению. Фраза «Мы стыдимся нашего времени за письменным столом. Действие – вот лозунг дня!» стала девизом самого Геббельса.
- Мистификация труда: Герой идет работать на шахту, где находит «подлинное» братство и связь с народом. Это отражало популярные в то время «почвенные» идеи.
- Антисемитизм: В романе появляется образ «злого» наставника-еврея, доктора Исталя, олицетворяющего «разлагающий» интеллект. Это был прямой перенос личных обид Геббельса (его отвергали еврейские издатели и критики) в идеологическую плоскость.
- Обожествление вождя: К концу романа Михаэль находит окончательное решение всех проблем в фигуре «Немецкого Рабочего», за которым явно угадывается Гитлер.
«Михаэль» – это не столько художественное произведение, сколько политический манифест, оправдывающий отказ от морали и разума ради «высшей цели». Литературные критики отмечают его вторичность, подражательность стилю экспрессионизма и слабый слог. Но для Геббельса эта книга была главным детищем, попыткой доказать миру свой талант.
2. Политика как «высшее искусство»
Придя в нацистскую партию, Геббельс не оставил литературные амбиции – он перенес их в политику. Пропаганда для него стала новой формой творчества, гигантской сценой, где он был и драматургом, и режиссером.
Нюрнбергские партийные съезды с их "световыми и звуковыми шоу", были оформлены как пропагандийские документалдьные фильмы, созданные Лени Риффеншталь.
Она была у истоков создания документальных фильмов новой формации, со спецэффектами. Вспомните:
- 1935 — Триумф воли (Triumph des Willens )
- 1938 - Победа веры (Der Sieg des Glaubens)
Наверняка кто-то видел ее фильм об XI Олимпийских играх В германии 1936 года!
Кстати в 2-х серийном фильме "Обыкновенный фашизм" использованы трофейные хроникальные материалы из киноархивов министерства пропаганды гитлеровской Германии, Лени Риффеншталь и личного фотоархива фотографа Гитлера.
Михаил Ромм в этом фильме, в крайне завуалированной форме, экстраполировал реалии советского строя на Третий рейх.
Существует легенда, что советский идеолог М.А.Суслов, просмотрев фильм до его премьерного показа и усмотрев в нём параллели между советской и фашистской системами, вызвал к себе Ромма и спросил его: «Михаил Ильич, а почему вы нас так не любите?»
После этого плёнка на долгие годы отправилась в хранилище прежде чем фильм был продемонстрирован массовой зрительской аудитории
Массовые факельные шествия на съездах, радиовыступления – все это было тщательно выстроенными спектаклями, призванными гипнотизировать массы для их одурманивания и завладения их умами.
Лени Рифеншталь — одна из лучших документальных режиссеров XX века, талантливый немецкий фотограф, актриса и танцовщица.
Её имя вызывали восхищение и споры. В 80 лет она открыла для себя подводное плавание и начала фотографировать под водой. Много путешествовала в преклонном возрасте, неоднократно посещая Африку, изучая быт и нравы африканских племен.
Писательский "дар" Геббельса и оратора нашел применение в газете «Дер Ангрифф» («Атака»), где он оттачивал технику клеветы и создания примитивных, но эффективных лозунгов. Он мастерски играл на эмоциях, создавая образы «врагов» (евреев, коммунистов, «ноябрьских предателей») и спасителя-фюрера. Политика для Геббельса-пропагандиста была продолжением литературы, но с одним ключевым отличием: слова теперь имели прямые и страшные последствия в реальном мире.
3. Мнение современников: От восхищения до ужаса
Восприятие Геббельса его современниками было крайне противоречивым.
Союзники и поклонники: Внутри партии его поначалу недолюбливали за интеллектуальное снобство и неарийскую внешность. Однако Гитлер сразу разглядел в нем незаурядный талант. Для фюрера Геббельс был незаменимым инструментом, «магом» пропаганды, способным превратить любую ложь в правду. В этом он преуспел как никто. "Чем грандиознее ложь — тем скорее люди в неё поверят".
Близкое окружение восхищалось его работоспособностью, острым умом и риторическим даром. Его называли «гением темной стороны».
Противники и интеллектуалы: Для противников нацизма он был олицетворением цинизма и зла. Немецкий писатель-эмигрант Томас Манн называл его «чудовищным карликом», чей талант служит исключительно разрушению. Современные литераторы, знакомые с его ранними работами, видели в нем типичный пример «несостоявшегося гения», чьи обиды и комплексы вылились в патологическую ненависть.
Литературные критики: Его роман «Михаэль» был встречен прохладно. Даже партийные издательства сомневались в его художественной ценности. Критики, даже симпатизирующие нацизму, отмечали, что книга является слабым подражанием модным тогда течениям и ценна лишь как идеологический инструмент. Это постоянное непризнание его как писателя, по мнению многих биографов, стало одной из главных ран его личности, которую он пытался компенсировать безграничной властью.
4. Заключение: Трагедия несостоявшегося гения.
История Йозефа Геббельса – это трагедия писателя, поставленного на службу самой мрачной идее. Его литературное творчество, несомненно, было вторичным и не оказало влияния на мировую культуру. Однако оно является важнейшим ключом к пониманию его личности. Не сумев стать признанным писателем, он использовал весь свой интеллект, риторический дар и понимание человеческой психологии для создания самой эффективной и чудовищной пропагандистской машины в истории.
Геббельс не просто служил режиму; он создавал его мифологию, превращая политику в тотальное искусство лжи.
Его фигура служит вечным предостережением: нереализованные творческие амбиции, помноженные на обиду и жажду власти, могут породить демона, способного с помощью слова убедить миллионы в том, что зло – это добро, а варварство – путь к величию.
Страницы его жизни и его литературных опытов – это неизгладимый урок о двойственной природе "таланта" и страшной цене, которую платит человечество, когда слово становится оружием.
Мне кажется, что современные русофобы, имеющие литературные "таланты" в части осуждения России - на всю катушку используют пропагандистскую методику Геббельса:
"Чем грандиознее ложь - тем быстрее люди в неё поверят!".
Но они (русофобские "таланты") похоже забыли уроки Великой Отечественной войны.
А этого делать не стоит.
Свидетельство о публикации №225092800423
Меня в биографиях великих,
а Геббельс, как служитель тёмных,
тоже велик, всегда интересует вопрос:
"Как он дошёл до жизни такой?"
Что касается подковырки Пересмешника,
на которую Вы достойно ответили,
пропаганда - она везде
ПРОПАГАНДА.
Это как наши разведчики,
а ихние - шпионы.
С Уважением,
Василий Овчинников 02.10.2025 17:28 Заявить о нарушении
Уважаемый Василий, ваш вопрос касается того, как человек может прийти к жизни, где величие служит не добру, а злу.
Я думаю, что это происходит постепенно. Хотя ответ может показаться простым, я постараюсь не вдаваться в излишние детали.
Его путь начался с мелких компромиссов с совестью, гордыни, которая шептала ему о его избранности, и обиды на мир за то, что он не оценил его таланты должным образом. Когда душа человека пуста и в ней нет места Богу, её легко заполняют жажда власти, ненависть и желание переделать мир по своему образу и подобию.
Но всё началось гораздо раньше. Мне, как врачу, основная причина понятна. Это тяжёлый анатомический дефект бедра, который Йозеф получил в раннем детстве. Другие дети играли в подвижные игры, бегали, прыгали, участвовали в соревнованиях и походах, им нравились девочки. А Йозеф был маленького роста, хилого телосложения с ужасной деформацией и значительно укороченной конечностью. Он был лишён радостей детства и, возможно, юношеских удовольствий. Отсюда озлобленность, агрессия и другие негативные черты характера.
Где-то я читал, что отсутствие юношеских радостей жизни заменило ему онанизм. Конечно, это лишь предположение, но в условиях значительного нарушения функции ходьбы такой вариант сексуальной разрядки вполне возможен. Если это пристрастие длилось долгое время, то характер человека мог стать ещё более искажённым. Появлялись неврастения, подозрительность, страх быть разоблачённым, отсюда влажные ладони, бегающие глаза и суетливость.
Почитайте книги известного советского сексопатолога Свядоща, чтобы лучше понять эту тему.
Но Бог дал Йозефу литературный талант и ораторское искусство. Еврейские критики от литературы не оценили его таланты так, как следовало бы. Точно так же, как в академии художеств не увидели таланта Гитлера к рисованию и закрыли двери в искусство. Вот вам ещё один личностный фактор влияния одних граждан на судьбы других, или их очередной камень в стене антисемитизма.
Однако Геббельс и Гитлер увидели в друг друге способности: один умел убеждать и поднимать миллионы, а другой — руководить. Можно продолжать этот список.
Кстати, Дисней писал, что они были в хороших отношениях с Гитлером и он нарисовал ему десяток разных гномов, которые потом долгое время жили в его мультфильмах.
Сделаем вывод? Выходит, что дорогу им обоим перешли евреи?
Не дали стать одному художником, а другому литератором. Не увидели?
А ведь всё могло быть по-другому и для них и для нас.
Вот и подумай что к чему...
Представляю, как сейчас поднимется волна возмущения.
Успокойтесь, евреи!!
Гитлер и Геббельс — это позавчерашние демоны от политики!
У вас сейчас свой демон есть на Ближнем Востоке.
Вот такой мой ответ на ваш вопрос, Василий.
Желаю здравствовать
Тихон Чикамасов
Тихон Чикамасов 02.10.2025 17:15 Заявить о нарушении
Тихон Чикамасов 02.10.2025 19:35 Заявить о нарушении
давно уже для окопов не гожусь.
http://proza.ru/2019/09/29/461
Василий Овчинников 03.10.2025 09:10 Заявить о нарушении
Как это понимать?
Кто, если не мы — Ветераны Движения, возьмет на себя «общее руководство»?
Тихон Чикамасов 03.10.2025 09:24 Заявить о нарушении