Беспилотный БТР-подрывник Зельда в секторе Газа

В 2025 году роботизированные беспилотные БТР стали основным средством ведения боевых действий ЦАХАЛом в секторе Газа. Управление беспилотными БТР осуществляется при помощи системы БПЛА, которые позволяют создать трехмерное изображение зоны боевых действий в режиме реального времени.
С момента начала операции в городе Газа ЦАХАЛ значительно расширил использование роботизированных средств, — и это породило большой резонанс в палестинских соцсетях. Там их называют «бронетранспортерами-камикадзе», палестинцы видят, как они перемещаются по улицам и сообщают об их передвижениях. Фактически же это в большинстве случаев не беспилотники-камикадзе, а беспилотная военная техника многоразового использования. Рассмотрим это на примере использования беспилотного БТР-подрывника «Зельда».
В начале разработки система вообще не основывалась на бронетранспортерах, а на беспилотных инженерных бульдозерах (Панда). Позже ЦАХАЛ прекратил использование бульдозеров и перешел на использование устаревших БТР «Зельда» — американские бронетранспортеры 1970-х годов М-113 (около 5000 таких БТР находятся на хранении на складах ЦАХАЛ).
В первоначальной версии ЦАХАЛ заполнял «Зельда» взрывчаткой, отправлял БТР к какому-либо комплексу зданий, которые нужно было уничтожить — и он взрывался вместе со всей своей взрывчаткой рядом с несущими конструкциями подлежащего уничтожению здания. Это действительно был БТР-камикадзе. Таким образом в прошлом 2024 году были подорваны около 30 БТР «Зельда».
Позже Технологическое Управление сухопутных войск ЦАХАЛа разработало многоразовую модель БТР-подрывника «Зельда», при которой сам БТР не уничтожается при взрыве боеприпаса. В корпус БТР установили специальное устройство — стандартный контейнер со взрывчаткой и механизмом приведения ее в действие. БТР доставляет этот боеприпас в нужную точку, устройство сбрасывает его, затем БТР уезжает, и только потом происходит взрыв. Таким образом, техника сохраняется и ее можно использовать повторно снарядив боеприпасом.
Эффект от взрыва такого ящика эквивалентен двум тяжелым авиабомбам в 500 кг в тротиловом эквиваленте. Цель — разрушение зданий и нейтрализация взрывных устройств внутри, чтобы затем группы солдат могли зайти в зону с меньшей угрозой (хотя угроза не устраняется полностью). Значительная часть взрывных устройств должна детонировать от силы основного взрыва.
В последние дни применение системы в Газе поставлено на поток, и она применяется в индустриальных масштабах — десятки раз в сутки (в основном в темное время суток). Она уже уничтожила тысячи зданий по всему анклаву, особенно в городе Газа. По оценкам, система нейтрализовала тысячи взрывных устройств и спасла жизни многим солдатам.
Старший офицер ЦАХАЛа заявил:
Это стало одним из самых значимых средств ведения боя в Газе.
Указание Южного командования: эта система должна быть в 100% готовности для любой задачи в любой момент. В ЦАХАЛе рассматривают возможность выдвинуть систему на соискание Премии безопасности Израиля так как именно этот метод стал ключевым при ведении боевых действий на суше.
Есть еще два потенциальных применения роботизированных БТР, которые в данный момент находятся на стадии разработки и испытаний:
- Роботизированные БТР для снабжения войск: вместо логистических колонн, где люди рискуют, заходя на вражескую территорию и наталкиваясь на мины, можно использовать БТР, нагруженный снаряжением - едой, водой, прочим снабжением — который сможет добраться до боевой зоны.
- Роботизированные боевые БТР, оснащенные системой ведения огня - пулеметом. Такая система сможет свободно двигаться по переулкам Газы, распознавать боевиков и открывать по ним огонь.
Мобильная версия позиции «наблюдай и стреляй».
В начале войны, в первые дни наземной операции, ЦАХАЛ ввел в Газу несколько таких боевых роботизированных БТР, использовав их в спецподразделениях. Они действовали некоторое время втайне, а затем были выведены из эксплуатации. Сейчас в ЦАХАЛе разрабатывают новую, более продвинутую систему.
Старший офицер ЦАХАЛа говорит:
Представьте, что могут сделать 100 таких роботизированных БТР, которые входят в зону до основного подразделения и прокладывают путь. Это поле боя будущего, и мы будем первыми в мире, кто это реализует.


Рецензии