Балалайка Страдивари
Голос в трубке (низкий, хрипловатый):
— Здравствуйте. Я — Томин. Нам нужно встретиться.
Редактор переглядывается с Каневским, делает паузу.
Редактор:
— Простите… как вы сказали? Томин?
Голос в трубке:
— Да. Я — бывший инспектор уголовного розыска МУРа. Не киношный, а настоящий. Прототип того самого Томина, которого сыграл Коневский.
В кафе повисает молчание. Каневский приподнимает брови.
Редактор (осторожно):
— И о чём же вы хотите поговорить?
Голос в трубке:
— У меня есть для вас одно уголовное дело. Я думаю, оно вас заинтересует.
Редактор:
— Можно поконкретнее? Что за дело?
Голос в трубке:
— Кража знаменитой балалайки Страдивари. Тогда нам не дали довести его до конца: дело изъял КГБ. Но только сейчас, уже на пенсии, я смог закрыть его окончательно. Архивы открылись — и я разобрался, что на самом деле произошло.
Редактор: Вы можете подойти в кафе Пилигрим?
Голос в трубке:
Буду через 20 минут.
Встреча
Кадр: небольшое московское кафе. Каневский и редактор сидят за столиком. Входит пожилой мужчина в тёмном плаще, с твёрдым взглядом — настоящий Александр Томин. Он садится напротив. Редактор сразу же замечает некое сходство гостя с Каневским.
Настоящий Томин (спокойно, но твёрдо):
— Здравствуйте! Вы знаете легенду о балалайке Страдивари?
Редактор и Каневский переглядываются. Каневский кивает.
Томин:
— Мы тогда вышли на самого Юрия Чурбанова, мужа дочери Брежнева. У него была одна тайная страсть — он играл на балалайке. И когда он узнал о существовании балалайки Страдивари, заказал её кражу.
Томин наклоняется вперёд, говорит почти шёпотом:
— Советские цеховики, миллионеры из Средней Азии, организовали всё. А громкое «дело о миллионной взятке Чурбанову» — про золотой халат и золотую тюбетейку — было прикрытием. Взятка была не деньгами. Она была… балалайкой.
Камера показывает лицо Каневского: он смотрит пристально, словно сам не верит, но понимает, что перед ним — страшная правда.
Каневский (за кадром):
— Балалайка Страдивари. Инструмент с таинственной историей, в который вмешались самые влиятельные люди страны. Дело, которое долгие годы скрывалось в архивах. И лишь теперь, спустя десятилетия, мы можем рассказать правду…
Гость достаёт из портфеля кипу документов и передаёт редактору. Он вместе с Каневским начинает их изучать.
Летопись о смехотворце царском
*"В лето 7073-е (1565 год от Р. Х.) при царе Иване Васильевиче бывша на пиру великая веселость. И посреди веселья стоял пред царем шут именем Фома Кривобокий, муж смехотворный, остер на язык и дерзок в слове.
И рече он при всех: «Государь наш, скор ты на гнев и резв в сечах, яко серп на ниве. Токмо коли все нивы пожнешь и врагов изведешь, кого ж царем над пустырем коронуешь?»
И возрадовашася вельможи, а потом ужасом облишася, понеже слово его яко нож резало. И царь сначала смеятися нача, а потом мраком лице его покрыся. И возгласи гневно: «Не мне смеяться, но тебе страдати!»
И тогда поутру повелел государь посадити смехотворца на кол, посреди Москвы, да будет страх и пример всем, кто осмелится на слово дерзостное.
И бе казнь люта, и стон его долг, аще и смерть последи. И прежде конца рече Фома: «Тело мое гниёт, а дух мой в древе поселится. Кто кол сей возьмет — смех мой услышит, и плач, и безумие».
И по смерти его кол сохранен бысть, якобы в диковину, и стояше долги лета в приказной палате, а потом исчез без вести."*
Заметка иноземного путешественника
*"Anno Domini 1667, во время моего пребывания в Московии, слыхал я дивное сказание от купца русского о странной древесине, сохранившейся от времён царя Ивана Васильевича.
Сказывали, будто тот царь, именуемый Грозным, имел шута дерзкого, коего наказал казнью страшной — насадил на кол посреди города. И древесина та, пропитавшаяся кровью и страданием, хранилась потом как редкость в царской палате.
Молвят, что дерево то издавало тихий треск, а иногда в ночи слышался смех вблизи него, отчего стража не смела стоять близко.
Впоследствии же часть того кола, неведомо как, оказалась в руках одного итальянского мастера, искусного в музыкальных инструментах. Имя его — Антонио Страдивари, коему русские люди, побывавшие за морем, отдали тот кус древесины, якобы как диковину.
И сей мастер, не ведая всей истории, изготовил из него вещь странную, на вид малую, но глас её был необычен: и смех, и плач, и звон, и скрежет, яко бы не от струн, но от души человеческой исходил."*
Каталог Русского музея музыкальных реликвий (фрагмент статьи, 2008 г.)
*"Так называемая «Балалайка Страдивари» представляет собой уникальный предмет музыкальной истории, вокруг которого на протяжении столетий складывался ореол мифов и преданий.
Согласно устной традиции, инструмент был создан Антонио Страдивари из фрагмента неизвестного происхождения, якобы привезённого из Московии во второй половине XVII века. В ряде источников (летописи, позднейшие пересказы иностранцев) упоминается «кол Ивана Грозного», связанный с легендой о казни придворного шута. Именно с этим колом часть исследователей склонны связывать происхождение древесины.
Однако каких-либо документальных подтверждений прямой связи между Страдивари и «русским колом» не обнаружено. Более вероятно, что подобные истории возникли в кругу коллекционеров XIX века, стремившихся придать инструменту ореол мистической уникальности.
Тем не менее, акустические исследования показывают: тембр «Балалайки Страдивари» действительно отличается особой резонансной окраской, которую музыканты описывают как «смеющийся» или «рыдающий» звук. Это породило устойчивый интерес не только у исполнителей, но и у публики, воспринимающей легенду как неотъемлемую часть образа инструмента."*
Кроме этих документов, в стопке бумаг находились заключения множества экспертиз и копии листов уголовного дела. Именно так, в московском кафе Пилигрим начала создаваться новая серия передачи “Следствие вели...”
Пролог
Говорит и показывает Леонид Каневский:
— Москва. Наши дни. В одном из уютных дворов неподалёку от Арбата звонок телефона нарушил вечернюю тишину. Звонил молодой музыкант, восходящая звезда, готовящийся выступить на престижнейшем конкурсе имени Чайковского. Но вместо радостного волнения перед сценой — отчаяние. Исчез главный его инструмент, легендарная балалайка Страдивари.
Инструмент этот был необычен. Говорили, что сделан он из древесины, связанной с самим Иваном Грозным и его шутом. Звучал он так, будто в его голосе были и смех, и плач, и боль целого века.
Молодое дарование не знало, к кому обратиться… И тогда он позвонил Александру Томину, старому другу своего отца. Так началось одно из самых загадочных и громких дел советского (а теперь и российского) времени — «Дело о пропавшей балалайке Страдивари».
Вступление
— Следствие ведут знатоки. Я, Леонид Каневский, расскажу вам о преступлении, которое потрясло и музыкальный мир, и сыскное сообщество.
Кадр: вечерняя Москва, за окном моросит дождь. Камера медленно приближается к столу, где Александр Томин читает газету. Рядом — телефон с дисковым набором. Вдруг — звонок. Резкий, настойчивый.
Томин (берёт трубку, хмурясь):
— Томин слушает.
Голос юноши (взвинченно, почти шёпотом):
— Александр Иванович? Простите, что так поздно… Это Аркадий, сын вашего покойного товарища.
Томин (смягчаясь):
— Ах, Аркаша… Конечно, помню. Что случилось?
Аркадий (срывается):
— Балалайка… Она исчезла! Моя балалайка… та самая!
Томин (настораживается):
— Подожди… Ты говоришь про Страдивари?
Аркадий:
— Да! Сегодня утром я репетировал. Уехал на прослушивание. Вернулся — чехол пустой. Дверь закрыта, окна целы, замок не взломан… Как будто она растворилась!
Томин (жёстко):
— Спокойно. Дыши. Ты уверен, что никто, кроме тебя, ключа не имеет?
Аркадий:
— Уверен. Только я… и мама. Но мама в больнице, она не могла…
Томин (мрачно, уже почти для себя):
— Значит, кто-то знал. Кто-то знал и о доме, и об инструменте.
Пауза. Слышен только дождь в окно.
Аркадий (почти срывается на плач):
— Завтра конкурс, Александр Иванович! Это был мой шанс… Я без неё никто!
Томин (твёрдо):
— Никто не «никто», Аркаша. Мы разберёмся. Завтра утром я буду у тебя. И ещё… никому ни слова. Ни соседям, ни журналистам. Понял?
Аркадий (глухо):
— Да… Понял.
Щелчок положенной трубки. Камера задерживается на лице Томина. Он хмурится, сжимает губы и берёт пальцами виски.
Закадровый голос Каневского:
— Так начиналось одно из самых необычных дел, которое довелось вести нашим героям. Таинственная кража, странные улики и легенда, уходящая корнями в кровавые времена Ивана Грозного.
Сцена в квартире Аркадия
Кадр: утро. Старая московская многоэтажка, двор завален машинами, на асфальте лужи после ночного дождя. Камера следует за Томиным и Знаменским, которые поднимаются по лестнице.
Каневский (за кадром):
— Ранним утром Александр Томин и Павел Знаменский прибыли в дом на Смоленском бульваре, где жил молодой музыкант Аркадий. Здесь, по его словам, и исчез бесценный инструмент.
Дверь открывает Аркадий, взволнованный, бледный, не спавший всю ночь.
Аркадий:
— Проходите… Тут всё так, как я оставил.
Знаменский (строго, но спокойно):
— Постарайся без эмоций. Нам нужно только факты.
Камера медленно показывает комнату: нотные листы на пианино, раскрытый чехол на диване, рядом — пустое место, где должна была лежать балалайка.
Томин (наклоняется, осматривает чехол):
— Чехол цел… замки работают. Значит, инструмент вынули аккуратно, без спешки.
Знаменский:
— Замки на двери?
Аркадий:
— В порядке. Я закрыл на два, как всегда.
Знаменский (проверяет):
— И правда, следов взлома нет… Странно.
Томин осматривает окно, проводит пальцем по подоконнику.
Томин:
— Земля. Сухая, свежая. У тебя есть цветы?
Аркадий (удивлённо):
— Нет… Никогда не держал.
Камера приближается: на подоконнике — крошечный комочек земли и странная щепка тёмного дерева, будто отломанная от старого предмета.
Томин (поднимает щепку, рассматривает):
— Древесина… плотная, очень старая. Не отсюда.
Знаменский (мрачно):
— Похоже, кто-то оставил нам визитную карточку.
Камера медленно отъезжает, показывая напряжённые лица героев.
Каневский (за кадром):
— Первые улики только запутывали следствие. Земля, которой не могло быть в квартире. Щепка древесины, происхождение которой позже вызовет новые вопросы. А сама балалайка — словно исчезла в воздухе.
Сцена с коллекционером
Кадр: кабинет Знаменского. Телефонный звонок. Павел Петрович снимает трубку. Камера показывает его лицо крупным планом.
Знаменский (сухо):
— Знаменский.
Голос в трубке (с лёгким акцентом, очень вежливо):
— Добрый день… Моё имя — Густав Шульц. Я частный коллекционер. Слышал, что у вашего подопечного, молодого музыканта, имеется редчайший инструмент… балалайка работы Страдивари.
Знаменский переглядывается с Томиным, который внимательно слушает разговор.
Знаменский:
— А откуда у вас такие сведения?
Шульц (спокойно, но с нажимом):
— В нашем кругу всё становится известно. Говорят, звучание этого инструмента уникально… В нём будто живёт душа. Я готов заплатить любые деньги. Подчёркиваю — любые.
Камера переводится на Томина: он прищурился, лицо напряжено.
Знаменский (намеренно нейтрально):
— К сожалению, инструмент пока не продаётся.
Шульц (чуть раздражённо, но всё ещё мягко):
— Очень жаль… Я прилетел в Москву именно ради этого. Подумайте. Поверьте, мой интерес — чисто художественный. Я хочу спасти инструмент от участи пропасть в руках неумелых людей.
Щелчок трубки: звонок прерван. Тишина. Томин встаёт и начинает нервно ходить по кабинету.
Томин:
— «Спасти инструмент»… Видел я таких спасителей. Заплатит миллионы — и балалайка исчезнет в сейфе до конца его дней.
Знаменский:
— Интересно другое. Откуда он узнал о балалайке? И почему именно сейчас?
Камера крупно показывает лицо Каневского — закадровый комментарий:
Каневский (за кадром):
— Коллекционер, готовый выложить состояние за балалайку, и кража, о которой он, похоже, не знал. Совпадение? Или звенья одной цепи? Для следствия это был первый сигнал: за инструмент началась охота, и ставки — выше, чем казалось в начале.
Сцена встречи
Кадр: вечер. Один из старых московских ресторанов, с красными бархатными шторами и блеском хрусталя. За отдельным столиком сидит высокий мужчина лет пятидесяти пяти — элегантный костюм, аккуратная бородка, внимательные глаза. Он встаёт, когда входят Томин и Знаменский.
Шульц (улыбаясь, с лёгким кивком):
— Господа… Благодарю, что нашли время.
Официант ставит на стол бутылку вина. Камера крупно показывает руки Шульца: длинные пальцы, кольцо с чёрным камнем.
Знаменский (спокойно):
— Вы хотели поговорить о музыкальном инструменте.
Шульц (садится, чуть склоняет голову):
— О, да. Балалайка Страдивари… Легенда, которая, как и всякая легенда, таит в себе долю истины. Говорят, в её древесине заключён смех придворного шута. Удивительная история, не находите?
Томин (жёстко):
— Мы пришли не за байками. Зачем вам этот инструмент?
Шульц (пожимает плечами, невозмутимо):
— Чтобы сохранить. Чтобы спасти от жадности дилетантов и случайных людей. Балалайка не должна пылиться у мальчишки, который завтра может проиграть конкурс и запить горе дешёвым вином.
Аркадий, сидящий рядом, вспыхивает, но Знаменский жестом останавливает его.
Знаменский:
— А если инструмент исчез?
Пауза. Шульц откидывается на спинку стула. Его улыбка не меняется, но глаза становятся холодными.
Шульц:
— Исчез? Хм. Как жаль… Но вы же сыщики, не так ли? Значит, найдёте. Я готов заплатить… любые деньги.
Он потирает большой палец об указательный, словно отсчитывает купюры. Камера задерживается на этом жесте.
Томин (смотрит прямо, холодно):
— У нас, господин Шульц, другие интересы. Не деньги.
Шульц легко смеётся, но в смехе слышна сталь.
Шульц:
— О, я не сомневаюсь. Но деньги — всего лишь ускоритель. Подумайте. Ведь в истории есть только два исхода: или инструмент окажется у вас… или у тех, кто не станет спрашивать разрешения.
Он встаёт, вежливо кланяется и уходит, оставив на столе визитку.
Каневский (за кадром):
— Вежливый антиквар, готовый выложить любые деньги… и намёк на то, что в деле замешаны куда более опасные силы. Для знатоков это было сигналом: игра выходит за рамки простой кражи.
Сцена: встреча в подворотне
Кадр: ночь. Старый двор-колодец в центре Москвы. Тёмные арки, редкие фонари. Камера следует за Томиным и Знаменским. У стены их ждёт худой мужчина в длинном пальто и кепке. Лицо в тени, только сигарета светится красным огоньком.
Каневский (за кадром):
— В Москве нашёлся человек, который согласился встретиться с сыщиками. Его знали в определённых кругах как «Гарик Скрипач». Когда-то он играл на скрипке в ресторане, потом ушёл в подпольный бизнес. Такие люди многое слышат… но говорить не любят.
Гарик Скрипач (низко, с ухмылкой):
— Ну что, товарищи оперуполномоченные… Не по скрипке я нынче, по другим делам хожу. Но слухи — это моя музыка.
Знаменский (спокойно):
— Нам нужны слухи про балалайку. Про очень редкую балалайку.
Гарик хмыкает, выпускает дым.
Гарик:
— Балалайка, говорите? Деревянная, а шуму вокруг неё, как от бриллианта. Я такое слышал… Только осторожнее вам надо быть. Это не мелочь на рынке, это заказ.
Томин (твёрдо):
— Кто заказал?
Пауза. Гарик затягивается, оглядывается по сторонам.
Гарик:
— Ходят разговоры… Среднеазиатские ребята. Цеховики. Не простые, а миллионщики. Они, знаете, и золото на халаты шьют, и ковры в полдома стелют. У них свои связи в Москве. Если им что-то нужно — найдут кого угодно.
Знаменский:
— Им зачем балалайка?
Гарик усмехается, бросает окурок в лужу.
Гарик:
— Это уже не моя музыка. Но скажу одно: если инструмент ушёл к ним — ищите не в Москве. Там, за Каспием, под ковром, под замком. А кто заказывал — выше головы не прыгнете.
Гарик уходит в темноту. Томин и Знаменский остаются в тени двора, переглядываются.
Каневский (за кадром):
— Имя заказчика пока не называли. Но в словах «цеховики-миллионеры» уже звучал намёк: дело выходит далеко за рамки уголовного розыска.
Кафе Пилигрим. Наши дни. Томин:
— Мы тогда вышли на самого Юрия Чурбанова, мужа дочери Брежнева. У него была одна тайная страсть — он играл на балалайке. И когда он узнал о существовании балалайки Страдивари, заказал её кражу.
Томин наклоняется вперёд, говорит почти шёпотом:
— Советские цеховики, миллионеры из Средней Азии, организовали всё. А громкое «дело о миллионной взятке Чурбанову» — про золотой халат и золотую тюбетейку — было прикрытием. Взятка была не деньгами. Она была… балалайкой.
Камера показывает лицо Каневского: он смотрит пристально, словно сам не верит, но понимает, что перед ним — страшная правда.
Каневский (за кадром):
— Балалайка Страдивари. Инструмент с таинственной историей, в который вмешались самые влиятельные люди страны. Дело, которое долгие годы скрывалось в архивах. И лишь теперь, спустя десятилетия, мы можем рассказать правду…
Флэшбек: Чурбанов и балалайка
Кадр меняется: чёрно-белая хроника 80-х. Перевод в цвет — интерьер роскошной дачи. Тяжёлые ковры, позолоченные занавеси. На диване — Юрий Чурбанов. На нём золотой халат и тюбетейка, усыпанная камнями. В руках — балалайка. Он играет, увлечённо и страстно, закрыв глаза.
Камера скользит по лицам гостей: несколько «цеховиков» из Средней Азии, сдержанно хлопают, один поддакивает в такт. На столе — шампанское, коробки с коньяком, связки купюр, но никто не смотрит на них: все взгляды устремлены на инструмент в руках Чурбанова.
Каневский (за кадром, низким голосом):
— По легенде, балалайка была для него не игрушкой, а тайной страстью. Чурбанов мог часами играть, воображая себя наследником древних царей. Но для КГБ всё это было куда больше, чем прихоть…
Кадр: на улице к даче подкатывают чёрные «Волги». Люди в серых плащах выходят, переглядываются. Дверь распахивается — в комнату врываются сотрудники КГБ.
Музыка обрывается на высокой ноте. Чурбанов вскакивает, прижимая балалайку к груди. Один из офицеров тянется к инструменту, но Чурбанов не отдаёт.
Каневский (за кадром):
— В официальных сводках это проходило как «дело о миллионной взятке». Газеты писали о золотой тюбетейке и халате, будто именно они стали символами коррупции. Но настоящая «взятка» была иной. Её никто не осмелился назвать.
Камера фиксирует: руки офицеров вырывают балалайку, струны звенят, словно крик. Лицо Чурбанова искажает ярость.
Экран темнеет.
Возврат в кафе
Камера возвращается к столику, где настоящий Томин докуривает сигарету. Каневский и редактор молчат.
Томин (глухо):
— Мы знали всё. Но тогда приказали закрыть дело. Сказали: «Государственный интерес». И точка.
Каневский (за кадром):
— Балалайка Страдивари. Инструмент, ради которого шли на убийства, интриги и предательство. История, где переплелись искусство, власть и кровь.
Сцена: кабинет МУРа, визит из КГБ
Кадр: утро. Кабинет Знаменского и Томина. На столе — папки с допросами, схематические карты, фотографии двора, где видели «высокого мужчину в шляпе». Вдруг — стук в дверь. Заходит строгий человек в сером костюме. Без приветствия, без улыбки.
Каневский (за кадром):
— Его звали полковник Серов. Сотрудник Комитета государственной безопасности. В МУР он зашёл как к себе домой.
Серов (ровно):
— Товарищи. Вы ведёте дело о краже музыкального инструмента?
Знаменский (сдержанно):
— Ведём. Пропал уникальный инструмент, стоимость которого…
Серов (перебивает):
— Стоимость здесь не имеет значения. Дело особое. С сегодняшнего дня материалы передаются нам.
Тишина. Томин подаётся вперёд.
Томин (твёрдо):
— На каком основании? Это уголовное дело, обычная кража.
Серов смотрит на него долгим, тяжёлым взглядом.
Серов:
— Александр Иванович… Вы опытный оперативник. Вы должны понимать: бывают дела… которые не для вашего уровня.
Он кладёт на стол бумагу с печатью и подписью, но не даёт времени рассмотреть.
Знаменский (сухо):
— Выходит, мы отстраняемся?
Серов (холодно):
— Выходит — так. И запомните: иногда незнание — лучшая защита.
Он поднимается и уходит. Дверь закрывается. В кабинете тишина.
Каневский (за кадром):
— Для сыщиков это был первый сигнал. Кража балалайки перестала быть «обычным делом». Когда за ним встал КГБ, стало ясно: речь идёт о чём-то большем. О чём-то, что прятали за семью замками.
Камера фиксирует: Томин молча тушит сигарету, Знаменский отодвигает папку в сторону. Их лица напряжены.
Развязка
Кадр: кафе, где снова сидят Каневский, редактор и настоящий Томин. За окном темнеет, на столе уже несколько пустых чашек. Томин говорит тихо, но напряжённо, словно до сих пор не верит в то, что раскопал.
Томин:
— В итоге я докопался до сути. Балалайка Страдивари — подделка. Её сделал один зэ;к, старый седелец, мастер по дереву.
Пауза. Каневский удивлённо смотрит на него.
Томин:
— Этот человек сидел с шестидесятых. И вот однажды в читинской зоне приезжает с инспекцией молодой Чурбанов. В органах внутренних дел он с 1961 года — работал в политорганах исправительно-трудовых учреждений. Он приносит сидельцу, бывшему известному реставратору, балалайку — отремонтировать. А тот отказывается. Для уголовника— западло работать на начальство. За это ему пришили побег и накинули пять лет. С тех пор он затаил зуб.
Томин закуривает новую сигарету.
Томин:
— В зоне он состарил простую балалайку, а с корешами придумал легенду про «Страдивари». Подбросили в музей фальшивую справку, даже летопись состряпали. И ждал. Знал ведь слабость Чурбанова.
Редактор изумлённо качает головой.
Редактор:
— Так, выходит… никакой балалайки Страдивари не было?
Томин (кивает):
— Не было. Была месть. Конкурс Чайковского, где должны были сыграть на «уникальном инструменте» — тоже часть игры. Всё, чтобы Чурбанов поверил. И он поверил.
Камера переводит взгляд на Каневского. Его лицо — сосредоточенное, почти мрачное.
Каневский (за кадром):
— После ареста Чурбанова КГБ всё раскрыло. «Миллионная взятка» исчезла из материалов дела. Потому что настоящая цена этой «реликвии» была три рубля. И на документах поставили гриф «Секретно».
На экране появляется старый сейф с печатью, закрывающийся с глухим звуком.
Каневский стоит в студии «Следствие вели…». Голос твёрдый, с оттенком горечи:
Каневский:
— Иногда за громкими преступлениями стоят не миллионы и не великие имена, а человеческие страсти. Зависть. Обида. Жажда мести. Балалайка Страдивари так и осталась легендой. Но эта легенда едва не стала причиной скандала государственного масштаба.
Заставка передачи. Музыка.
Кадр: Томин заканчивает рассказ. Редактор закрывает блокнот, но Каневский не уходит — он пристально смотрит на собеседника.
Каневский:
— Но вы сказали, Александр Иванович… что дело всё же закрыли. Значит, конец истории?
Томин усмехается, качает головой.
Томин:
— Конца нет. Я ведь узнал то, что тогда нам не сказали. Балалайка действительно стоит миллион. Только не рублей… а долларов.
Редактор и Каневский переглядываются.
Томин (шёпотом):
— На ней струны… из особого сплава. Его делали в одной шарашке, в конце сороковых. Металл был уникальный: прочность, проводимость, свойства, которые до сих пор никто не смог повторить. Учёный, что его открыл, погиб при взрыве. Документация исчезла. Металл признали «невостребованным» и забыли. Но струны остались. На одной балалайке.
Камера фиксирует лицо Каневского: в глазах смесь недоверия и понимания.
Томин:
— Сейчас этот металл — на вес золота. Его ищут все спецслужбы. Для квантовых процессоров, для оружия, для технологий будущего. Так что… охота за балалайкой Страдивари идёт до сих пор.
Кадр: архивное фото Чурбанова, вырезка из газеты о «золотом халате», на экране надпись «Секретно».
Эпилог
Каневский стоит в студии, его голос звучит твёрдо и тревожно:
Каневский:
— Легенда, которая начиналась как зэковская шутка, обернулась делом государственной важности. Подделка оказалась ценнее подлинника. И сегодня, когда миллионы долларов и судьбы государств зависят от технологий, старая балалайка с секретными струнами становится оружием в невидимой войне.
Камера отъезжает, звучит музыка заставки.
Сценарием новой серии “Следствие вели...” со мной случайно, по ошибке, поделилась помощница редактора этого сериала. Так что ждите в ближайшее время новой серии “Балалайка Страдивари”.
Я тут подумал: иногда подделка оказывается ценнее подлинника. Иногда месть — страшнее правосудия. И простая балалайка становится оружием в руках тех, кто знает её тайну.
«Дело закрыли?» — сказал я сам себе.
Конечно же оно продолжается.
Продолжение находится здесь. Струны.
Продолжение http://proza.ru/2025/09/28/705
Свидетельство о публикации №225092800713