Пять точек сборки
Оглядываюсь назад — и перед глазами нет, не воспоминания, а именно вспышки как точки сборки себя и своей жизни. Слепящие кадры: краски, аромат, шорох, обрывок песни.
Первая. Горы.
Сердце ухает в пятки. Ветер путается в волосах, а дыхание перехватывает не от страха, а от восторга. Фотографируемся, и я неосознанно, почти незаметно, наклоняюсь вперед — паническая боязнь высоты дает о себе знать. Но с пяти шагов от края можно смотреть вниз: там, внизу, бьется хрустальный поток, а ровные квадраты рыбхоза кажутся игрушечными. Поднимаю глаза — и вот он, простор. Горы. И какое-то другое, осетинское солнце. Мы все румяные от разреженного воздуха и нереально красивые. Начинается спуск. Проводник подает руку, и с ним — легко. А так-то ведь можно и кубарем скатиться. Моё знакомство с горами после второго курса стало любовью с первого взгляда. И — главное — пониманием: вот оно, моё место силы. Оказывается, при всей моей боязливости, именно обрывы и высоты питают меня, дают ощущение полного обновления.
Вторая. Море.
Закат. Зеленая, теперь уже бескрайняя гладь, прошитая размытыми красными дорожками. Днем цвет был совсем иной. Подхожу к самой кромке. Волны набегают резко и так же резко откатывают, обнажая дно из крупного острого щебня, которое слишком резко уходит вниз. Я плаваю плохо и трушу сделать шаг: волна легко унесет на глубину. Так и любуемся друг другом — на расстоянии. Говорят, где-то там, далеко впереди, — Турция. Верю. Особенно вечером, когда недалеко от берега появляются военные корабли, а на пляжном песке — пограничники. Так вот ты какое, Чёрное море Батуми! Совсем не чёрное, но... меня не принявшее. Любовь получилась отстраненной. Да, такое тоже бывает.
Третья. Эрмитаж.
Большие залы. Огромные, нереальные полотна. Память выхватывает пятьдесят оттенков шоколадного. Гулкую тишину нарушают только шаги: небыстрые, замедляющиеся, замирающие, как споткнувшиеся, просто очень медленные. Вдруг в тишину врывается топот и бойкая английская речь. Я ловлю знакомые слова, но не всё успеваю переводить. Поражает не речь — поражает само понимание. Ой, не зря нас гоняли в школе и универе. Вот она, сила однажды усвоенного знания! Спасибо, Эрмитаж, и спасибо, голландцы.
Четвертая. Больница.
Запах лекарств. Голова гудит. Или это голоса в палате? На глазах повязка, но я стараюсь об этом не вспоминать. Как там у Скарлетт? "Я подумаю об этом завтра". Стук каблучков, узнаваемый голос хирурга:
— Спит? Что-то долго.
— Я не сплю, — нехотя обозначаю присутствие, удивляя маму и соседок по палате. Так хорошо было просто лежать, слушать и не думать. Руки врача профессионально поправляют подушку — и голова оказывается в идеальном углублении между двух "рожков". Сразу становится очень удобно лежать на спине. Завтрашний день даст успокоение: я вижу! И, кажется, именно тогда пришло понимание: наряду с вечным перфекционизмом имеет полное право на жизнь и это мудрое "я подумаю об этом завтра".
Пятая. Экскурсия.
Почему я так дико волнуюсь? Всё время что-то рассказывать студентам — моя работа. Но здесь всё иначе. Лица — не внизу, за партами, а на расстоянии вытянутой руки. Незнакомые. Взрослые. Их неожиданно много. Переволновалась, с утра перегорела на репетициях выпускной экскурсии, своей самой первой экскурсии. Конечно, я не расплываюсь тряпочкой, я рассказываю. Но мой обычный громкий голос еле пищит. Или так кажется? Стараюсь говорить бойко, а сама чувствую себя канатоходцем на приличной высоте без страховки. Первый эпизод закончен — переход к другому зданию. Рядом со мной идёт невысокая смуглая женщина в очках. Она задает вопрос, я отвечаю. И — о чудо! — это приводит меня в чувство. Всё дальнейшее идет легко, спокойно, по-деловому. Я нашла свой метод заземления: в любом массовом действе надо создать личный контакт. Самое смешное, я ведь сама писала об этом в курсовой по педагогике. Теперь я знаю, как это работает в жизни.
Пять ярких вспышек. Если специально выуживать их из памяти каждый вечер, можно осознать много важного о себе. И даже написать книгу. Ну, помечтать-то можно.))
_____________________
Картинка создана в GigaChat с помощью Kandinsky
22 сентября 2025 г.
Свидетельство о публикации №225092800874