Кто я? - спрашивал Рембрандт всю свою жизнь
Но почему? Что сделало его таким хорошим?
Как ни странно это звучит, но что делало Рембрандта особенным, так это то, как он изображал себя — и сколько раз он это делал...
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в Нидерландах в 1606 году.
К 18 годам он стал художником, но в отличие от других представителей своего поколения отказался учиться в Италии и остался дома.
В 22 года он нарисовал этот задумчивый, в высшей степени уверенный в себе автопортрет — и родилась звезда искусства.
Это был золотой век Голландии, время культурного и экономического расцвета, когда Нидерланды оказались в центре мировой политики, а их города процветали благодаря торговле, которая в основном базировалась на рабском труде африканцев и латиноамериканцев, которые в неимоверно трудных условиях выращивали и производили сахар и шоколад.
И, конечно же, выросло невероятно талантливое поколение художников вроде Вермеера и Рубенса.
Таков был контекст карьеры Рембрандта.
Он работал в Амстердаме и полагался на частные заказы — Реформация означала, что художники больше не получали заказы от церкви.
Отсюда и его многочисленные портреты, такие как этот, на котором изображен судостроитель Ян Райксен и его жена.
Эти картины голландских купцов, ученых, священников и горожан дают нам сказочное видение жизни в Нидерландах 17-го века, а также современную моду, кружевные воротники и темные мантии.
Как на этом свадебном портрете Мартена Сульманса и Опьена Коппита, 1634 года.
Знаковая работа Золотого века Голландии была написана Рембрандтом в 1642 году — «Ополченская рота округа II» под командованием капитана Франса Баннинка Кока, более известная просто как «Ночной дозор».
Групповой портрет, ставший портретом целой эпохи.
Что сделало Рембрандта таким хорошим?
Он был одновременно плодовитым и разносторонним художником, постоянно меняющимся и создавший картины и гравюры в разных стилях и настроениях.
«Буря на Галилейском море» (1633) была его единственным морским пейзажем. Картина исчезла без вести с 1990 года.
Рембрандт развил своего рода драматический реализм и в сочетании со своим природным чувством повествования он использовал его для создания убедительных сцен, таких как «Гравюра ста гульденов».
Это было далеко от идеализированной красоты итальянского искусства или ярких работ других художников эпохи барокко.
Но именно по этой причине его также критиковали.
Некоторые говорят, что его картины, часто залитые тенью, слишком строги и мрачны.
Другие утверждают, что его тяга к реализму и простоте, а не к идеализации и красоте, может сделать его искусство довольно скучным.
Некоторые из этих критических замечаний, вероятно, справедливы, но стоит помнить, насколько разносторонним был Рембрандт.
«Похищение Европы» 1632 года показывает его способность и готовность принять более классический стиль — это мерцающий, почти перламутровый шедевр искусства барокко.
Он был очарован светом и постоянно пользовался светотенью — контрастом между светом и тьмой.
Все его картины и гравюры имеют сильные тени и в некотором роде характеризуются сиянием света среди тени.
Как и его изображение Иеремии.
Или «Философ в медитации» 1632 года, где вся сцена покрыта тяжелыми тенями и освещена туманным золотым светом из окна.
Рембрандт получил бесконечную похвалу за создание таких реалистичных, невероятно драматических атмосферных эффектов.
Или возьмите «Три креста» 1653 года.
Рембрандт также был талантливым художником-пейзажистом, будь то в качестве объекта или заднего плана.
Он уделял пристальное внимание природе и старался изображать, например, деревья как можно тщательнее; его пейзажи часто наполнены великолепно переплетенными корнями и стволами.
Но большая часть работ Рембрандта во всех техниках изображала библейские истории.
«Пир Валтасара» 1635 года, его первая крупная библейская сцена, вероятно, самая известная из его работ.
Некоторым она нравится, но другие называют подобные картины скучно реалистичными.
Неудивительно, что Рембрандт сразу же стал суперзвездой и остался им, имея поклонников и коллекционеров по всей Европе — статус, который с тех пор никогда не снижался.
Особенно бешеной популярностью пользовались его офорты — с их необычным, иллюстративным, удивительно выразительным стилем.
Но что было главным достижением в его карьере?
Что ж, Рембрандт нарисовал и запечатлел десятки автопортретов на протяжении более сорока лет, и в совокупности они составляют самую интимную и показательную визуальную биографию, практически, любой исторической фигуры.
Автопортрет уже был устоявшимся жанром, и в Нидерландах даже была мода покупать автопортреты известных художников.
Но автопортрет, каким мы думаем о нем сейчас – интимное, выразительное произведение искусства – не был чем-то особенным… пока не появился Рембрандт.
Просматривая десятки его портретов, можно увидеть меняющееся выражение лица не по годам развитого юноши, который превратился в утомленного жизнью, но все еще остроумного старика.
Его ранние автопортреты, как этот 1630 года, полны творческого восторга.
Затем, в самом начале его карьеры и когда его звезда уже взошла, мы находим автопортреты, полные уверенности и развязности.
На протяжении всей его жизни мы видим постепенное взросление как самого человека, так и художника.
На фотографии картины - автопортрете 1640 года видно, что юношеский излишество начало таять, сменившись чем-то вроде спокойной, застенчивой меланхолии.
Хотя, как всегда, уверенность есть.
Жизнь Рембрандта стала трудной в 1650-х годах, когда в Амстердаме наступил экономический спад, и после продажи всех своих картин он обанкротился.
Это, наряду с личной трагедией и легким угасанием его популярности, сказалось на нем.
Здесь, в 1665 году, вы можете увидеть это в его глазах.
Его рисунки-автопортреты и офорты особенно выразительны, некоторые из них забавны, а некоторые удивительно современны.
Рембрандт смотрел на себя с редким хладнокровием, и в эпоху, когда мы смотрим на свои лица больше, чем когда-либо, мы могли бы многому научиться из того, как он это делал.
Его автопортреты можно сравнить только с такими же произведениями, как Винсент Ван Гога и Фрида Кало, как полное видение человека на протяжении всей его жизни.
Рембрандт был вечно и бесстыдно любознательным, по-шекспировски интроспективным.
"Кто я?" он продолжал спрашивать себя всю жизнь.
Именно этот необычный характер определяет все его творчество, будь то библейские сцены или автопортреты, и благодаря искусству Рембрандта мы познаем эту сильную, созерцательную, яркую личность.
Заслуживает ли он той похвалы, которую получает? Конечно... но что бы сказал сам Рембрандт?
Свидетельство о публикации №225092901098
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 29.09.2025 15:40 Заявить о нарушении
Доброго здоровья
Анатолий
Анатолий Клепов 29.09.2025 17:30 Заявить о нарушении