Режиссер Анджей Бубень и семь артистов - Олег Андреев, Анастасия Дюкова, Евгения Евстигнеева, Виталий Куликов, Антон Падерин, Лаура Пицхелаури, Александр Кудренко - препарируют тексты Чехова, предлагая зрителю мощный экстракт и временами довольно горькую пилюлю, побуждая к размышлениям о действительно важном: смысле жизни, счастье и несчастье, свободе и зависимости, достоинстве личности и унижении, воле и безволии, ценности, важности, значимости человека и его ничтожности... На сцене звучат чеховские «Крыжовник», «Толстый и тонкий», «Дипломат», «Загадочная натура», «На чужбине», «Размазня», «Хористка», «Рассказ госпожи NN», «Черт», «О вреде табака» и другие произведения. Чехову в этой постановке неожиданно составили компанию Бродский и Цветаева. Сценки, монологи, музыка, видеоряд сменяют друг друга как во сне (а может быть, и вся наша жизнь всего лишь сон?) Так, мучительные кошмары с болезненным потоком сознания в исполнении Виталия Куликова и подборкой самых ужасающих картин Босха на видеопроекторе (фоновое визуальное сопровождение в этом эпизоде оказалось из разряда «не для слабонервных») сменяются успокоением: нежным, трогательным вокалом Евгении Евстигнеевой на стихи Цветаевой «Моя маленькая» на фоне умиротворяющего морского прибоя с чистейшей как слеза водой, очистившей и омывшей без следа всё, что было пять минут назад. Бодро-оптимистичное название спектакля вместе с его описанием на официальных страницах театра заставило меня ожидать нечто легкое, на мажорной ноте, но спектакль оказался весьма сильной драмой, где смеяться почему-то не хотелось. Получился он, на мой взгляд, про то, как хочется жить, но получается лишь существовать с подрезанными крыльями, в плену у этого мира, его пороков, условностей и ограничивающих программ - внешних, но чаще, наверное, всё-таки внутренних. Чеховские герои хотели бы взлететь, возвыситься, стать счастливыми, пробить свой личный гнетущий и давящий потолок, выпустить душу из клетки на волю. Они об этом много думают и говорят, вот только сделать это им что-то не дает. И всё-таки, что же мешает? Где же грань между влиянием не зависящих от человека обстоятельств и свободой воли, собственной ответственностью за свою жизнь? Ведь человек постоянно делает выбор, и бездействие - это тоже выбор. Всё, что сделано и не сделано, каждое принятое и не принятое решение это шаг на жизненном пути, и куда же каждый из нас придёт в итоге? Очень сильное впечатление на меня произвела финальная сцена с тихим и неотвратимым уходом сквозь портал, по ту сторону которого только свет. Каждый проходит этот портал в одиночку, оставшись наедине с божественным светом и с самим собой.
И в финале спектакля мы снова слышим красивое пение:
«…Сверни с проезжей части в полу-
слепой проулок и, войдя
в костел, пустой об эту пору,
сядь на скамью и , погодя,
в ушную раковину Бога,
закрытую для шума дня,
шепни всего четыре слога:
- Прости меня.»
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.