Леонтий. Архиепископ Архангельский 1953 г
во имя Казанской иконы Божией Матери. Идея строительства храма или молитвенного
дома возникла у потомков казаков еще с самого начала их пребывания в ссылке.
Жизнь в концлагере была трудной и опасной. Казакам пришлось противостоять тяжелым
условиям, морозам и голоду. Они были лишены свободы, но не утратили духовную силу.
Собрав подписи более тысячи человек, они выразили желание построить храм и
продолжать молиться в трудные времена. Хотя начальство лагеря не препятствовало
строительству, они столкнулись с препятствием в виде требования о сборе не менее 200
подписей.
С подписавшими проводилась "воспитательная работа", но казаки не отказались от своей
веры и намерения построить храм. Первый храм был создан в приспособленном бараке,
где они собирались для богослужений. Это был символ надежды и спасения для казаков,
которые находили утешение и поддержку в вере.
В 1943 году, когда было восстановлено патриаршество, возникла новая надежда на
возможность официального открытия храма. После многих лет ожидания и стойкой веры,
храм во имя Казанской иконы Божией Матери был освящен епископом Архангельским
Леонтием 21 июля 1946 года.
По этой причине считаю необходимым о нем рассказать подробнее, так как он окормлял казаков сосланных на север и не забывших о своей вере.
Архиепископ Леонтий (Смирнов). День памяти 28 (по некоторым данным 22) января.
За двадцать пять лет репрессий советской власти перед патриархом возникла реальная проблема: кого назначать на вдовствующие епархиальные кафедры. Все епископы дееспособного возраста были или расстреляны или находились в местах лишения свободы. Архангельская и Холмогорская епархия вдовствовала, т.е. была без епископа девять лет. С другой стороны Великая Отечественная война заставила изменить позицию власти относительно Церкви. Ей потребовалась помощь верующих, но епископов на улице не найдёшь. В 1943 году в Архангельск решением Синода был направлен епископ Михаил (Постников). Но ехать на Север Владыка Михаил, ссылаясь на возраст, отказался.
Слава Богу, патриарх Сергий (Страгородский) вспомнил, что в 1938 году он постриг в монашество замечательного овдовевшего священника Михаила Павловича Смирнова, получившего новое имя Леонтий. Ему и суждено было возглавлять Архангельскую и Коми АССР епархию в последний военный год и послевоенные годы.
Небольшая справка: Михаил Павлович Смирнов родился в с. Ольхово Череповецкого уезда Новгородской губернии (ныне затоплено Рыбинским водохранилищем). Отец был причетником Казанской церкви этого села. Окончил Новгородскую духовную семинарию. Служил в разных приходах Новгородской, Вологодской и Санкт-Петербургской епархий.
24 сентября 1926 года был арестован в селе Логинове Мяксинского района Ленинградской области и помещён в Исправдом. 7 февраля 1927 года был на Коллегии ОГПУ обвинён в "к/р агитации", но освобожден из-под стражи, в связи с прекращением дела. 17 февраля возвратился в на приход села Логиново.
15 января 1931 года был снова арестован там же в храме прямо во время богослужения по доносу местного коммуниста).
Тройкой при ПП ОГПУ по Ленинградскому Военному округу осуждён по статье 58-10 УК РСФСР сроком на пять лет исправительно-трудовых лагерей. Срок отбывал в Кемских лагерях и на Соловках. В 1932 году был освобождён досрочно. Проживал в Тутаеве (Романов-Борисоглебск), служил священником при местной церкви.
В Тутаеве произошел характерный для отца Михаила случай. В храме, и в быту вне храма, никогда не снимал своего поношенного подрясника, сшитого из простого тёмного материала. При его появлении на улице, бывало, прохожие посмеивались над странным священником, а некоторые даже оскорбляли и издевались над ним. В то время священнослужители были «вне закона», подвергались всеобщему глумлению и осмеянию. Поэтому большинство из них вне храма носили светскую одежду, коротко стригли волосы, из-за чего их невозможно было отличить от остальных людей. Отец Михаил в своей рясе, с длинными волосами выглядел как чужак. Однажды один из подростков, подсмеивавшихся над ним, бросил в него камень, который попал в глаз и выбил его. Как сообщает семейное предание, Владыка не рассердился на испугавшегося хулигана, а благословил его и даже успокаивал, что все так получилось. Затем занёс имя подростка в свой поминальник и молился о его здравии.
С 1936 года служил в Ильинском храме села Ильинского Тутаевского района Ярославской области. В 1938 году был переведён в чине благочинного в храм "Утоли моя печали" в райцентр Некрасовское. По рекомендации ярославского владыки, после смерти супруги, был выдвинут кандидатом в архиереи.
4 мая 1944 года был пострижен в монашество с наречением имени Леонтий. На следующий день в зале заседаний Священного Синода при Московской Патриархии в Москве был наречён, а 6 мая 1944 года хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского.
Приехав в Архангельск, Владыка не изменил свои привычки. Все вспоминают его удивительно смиренным и кротким архипастырем. Жил очень скромно и имел всего одну панагию, из дома на службы добирался пешком.
Тогда в епархии служили всего три священника. За время своего управления епархией Владыка Леонтий освятил 35 православных храмов. В годы Великой Отечественной войны, ещё до своего приезда в Архангельск, благословил сбор средств для нужд Красной армии. Под его руководством было собрано и внесено в Госбанк и Фонд семей Красной армии свыше 233 тыс. рублей.
25 февраля 1952 года возведён в сан архиепископа.
Скончался владыка 28 ( по некоторым сведениям 22) января 1953 года от паралича сердца. Похоронен у алтарной части Свято-Ильинского кафедрального собора в Архангельске.
На надгробном памятнике не случайно запечатлены предсмертные слова архипастыря: «Дети мои, любите Церковь, молитесь Богу, молитесь за обижающих вас».
Фото: Архиепископ Архангельский и Холмогорский Леонтий (Смирнов) (20 мая 1876 г. – 28 (22) января 1953 г.)
Источник: Н. Суханов. Ильинское кладбище. Архангельск, 2016
Свидетельство о публикации №225092901196