Цицерон и классики. Классовая миниатюра

Начало семидесятых годов прошлого (двадцатого ) столетия. Вспоминаю, как мы, студенты, на занятиях по научному коммунизму вместе с преподавателем серьёзно обсуждали вопрос о том, каким образом произойдет переход от капитализма к социализму в Соединенных Штатах Америки. В верхах уже с Тысяча девятьсот пятьдесят шестого года (с двадцатого съезда партии) заговорили о разных путях такого перехода: возможно, и не революционным вооруженным путем, а – мирным, например, парламентским.
   Десятилетия прошли, вопросы смены общественно-экономических формаций, классовой борьбы забылись. Сегодня заинтересовало другое: размышляли ли классики марксизма–ленинизма о капиталистах и рабочих в такой плоскости: кто из них по своей человеческой сущности лучше: чище? добрей? совестливей? Ладно, если их учение – теория, как книга не полке. Но оно же на практике в жизнь претворялось, а это совсем другое дело: жертвы были немалые, без кровопролития не обошлось – историю знаем. И если рабочие по своему морально-этическому облику (существовала ранее и такая человеческая характеристика) лучше капиталистов, то это хотя бы в какой-то степени, если и не оправдывало, то  как то объясняло эти жертвы. А если не лучше?..
   Живший задолго до классиков римский оратор и философ М.Т. Цицерон (1в.до н.э.) в свое время высказался так: «Раб мечтает не о свободе, а о своих рабах».  Да, копнул философ, Вот кого надо было бы в классики выдвигать, только не ясно, в классики какой науки? По Цицерону, что раб, что рабовладелец по своей человеческой природе одинаковы. Не изменились люди с той поры. Рабочий и капиталист тоже одинаковы. Признаем это. И среди тех, и среди других были и есть: воры и обманщики, прелюбодеи, и предатели… И в тех, и тех рядах были и есть порядочные честные и добрые люди. И были в истории случаи, когда какой-то рабочий умудрялся завести свое дело, и в капиталисты выбиться. И эксплуатировал он своих бывших друзей-товарищей рабочих не хуже других эксплуататоров. Цицерон понимал: люди, в независимости от своей классовой принадлежности, по человеческой натуре одинаковы. И что тогда их местами менять?.. А классики это понимали? Цицерона, верней всего, читали. Если обратить внимание на их отношение к Богу, что может больше сказать о человеке, чем его слова, то интересен такой исторический факт. В молодости Карл Маркс был христианином. Позднее в художественном произведении, им написанном: «Заклинания впавшего в отчаяние», один из его героев произнес такое: «Я жажду отомстить Тому, Кто правит свыше».
   Размышлять по заинтересовавшему нас вопросу мы можем, но понимаем, что точного ответа на него найти не удастся, ибо лишь Бог знает мысли и устремления человеческие. Как написано в Слове Божием: «…нет твари сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто пред очами Его…»(Евр.4,13)
   Глубоко копнул Цицерон: люди одинаковы по своей человеческой природе. Это так для тех, кто ко Христу не обратился. После покаяния пред Ним, Он сердца человеческие меняет, в которых не остается места для ненависти друг ко другу. Жаль, что не все к Иисусу Христу обращаются, - и зла на земле много: всяческой борьбы, конфликтов и противостояния.

29.09.2025г.


Рецензии