Архитектура, встроенная в местный ландшафт
Краткий путеводитель по японской архитектуре.
Слова «японская архитектура» невероятно широки и могут относиться к сотням разных вещей.
Подобно «Метаболизму», необычному и недолговечному стилю, возникшему в конце 1950-х годов и воплощенному в ныне снесенной Капсульной башне Накагина.
А как насчет японского городского дизайна в более широком смысле?
Например, японские улицы отличаются тем, что на них часто отсутствуют приподнятые тротуары и редко имеется парковка на улице.
Тем не менее, первое, о чем люди обычно думают, когда слышат слова «японская архитектура», — это, вероятно, такое здание, как Кинкаку-дзи, Храм Золотого Павильона, в Киото.
Традиционная японская архитектура во всей своей красе – но что заставляет ее выглядеть так?
Первое, что следует сказать о традиционной японской архитектуре, это то, что она фундаментально трабатирована.
Это означает, что его основной единицей являются стойка и перемычка, а не арка.
Например, что-то общее с древнегреческой и древнеегипетской архитектурой.
Над этой трабированной структурой неизбежно возводится очень большая крыша.
Обычно это либо вальмовые, либо четырехскатные крыши — четыре стороны спускаются сверху, но на обоих концах также есть фронтон (т. е. треугольная часть), ниже которого крыша продолжается.
Еще одним определяющим качеством являются карнизы, которые выдаются далеко наружу и отбрасывают тяжелые тени на стены и входы здания.
Итак: стоечно-перемычковая конструкция, поддерживающая четырехскатную крышу с удлиненным карнизом, является базовой моделью традиционной японской архитектуры.
Эти карнизы, поскольку они выступают так далеко от стен здания, обычно поддерживаются рядом искусно сложенных кронштейнов.
Функционально необходимый архитектурный элемент, который также используется в декоративных целях.
Эта широкая модель применима – конечно, с множеством вариаций и множеством исключений – ко всем самым известным японским храмам, святыням и даже замкам.
Представьте себе что-то вроде Якуси-дзи в Наре: с расширенными карнизами и тяжелыми тенями, это храм, над которым доминируют крыши.
Это также относится и к воротам, которые являются жизненно важной и повсеместной особенностью традиционной японской архитектуры — например, Великие Южные ворота в Тодай-дзи.
Конечно, церемониальные ворота распространены по всему миру, от римских триумфальных арок до исламского айвана.
Но наряду с входными воротами, спроектированными по более широкой модели здания, есть также тории, самым известным из которых, безусловно, является храм Ицукусима.
Символические ворота, обозначающие границу между священным и мирским в синтоистских святилищах.
Даже колокольни в японских храмах построены по одной и той же модели и имеют собственную трабеатную конструкцию, четырехскатные крыши и выступающие карнизы.
Они также стоят независимо от других зданий, а не интегрированы, как церковные колокольни.
Но это еще не все: традиционная японская архитектура также определяется своим окружением.
Сады, окружающие храм, являются такой же частью архитектурного стиля, как и сами здания.
Как Кинкаку-дзи — переместите его куда-нибудь еще, и все будет иначе.
В то время как церкви и мечети кажутся изолированными от мира природы, японские храмы кажутся интегрированными в окружающий ландшафт.
Вы можете разместить Руанский собор или мечеть Биби-Ханым в другом месте без потери эффекта.
Это не проблема — просто стилистическая разница.
И именно это качество интеграции, открытости и вовлеченности в озера, леса, тропы, деревья, цветы и сады вокруг них — все это было тщательно создано — придает японским храмам и святыням уникальную гармоничную и мирную атмосферу.
И опять же, в то время как слова «церковь» или «мечеть» имеют тенденцию вызывать в воображении образ одного величественного здания, синтоистский храм или буддийский храм представляет собой комплекс из многих зданий.
Каждый из них имеет свое предназначение и уникальные конструктивные особенности, но все они объединены структурой и эстетикой.
Еще одним важным фактором во всем этом является то, что традиционная японская архитектура – деревянная.
В некоторых местах использовался камень, в основном для фундаментов и фундаментов, но, как правило, использовалось дерево.
Отсюда риск пожара и бесконечное восстановление храмов на протяжении веков.
При этом большинство мировых архитектур возникли из дерева, в том числе древнегреческая архитектура — все ее особенности — это превращение дерева в камень.
Так почему же Япония остановилась на дереве? Причин несколько, и они сформировали его архитектуру в целом.
Видите ли, влажный климат Японии заставил строителей поднимать конструкции над уровнем земли и предоставлять им много открытого пространства для вентиляции.
Отсюда своеобразная «открытость» японской архитектуры и даже те знаменитые раздвижные двери.
Между тем, проливные дожди в Японии, вероятно, послужили причиной создания этих чудесных выступающих карнизов, призванных защитить здание от осадков.
А сильные ветры, сопровождавшие тайфуны, означали, что также были необходимы большие и тяжелые крыши, покрытые черепицей.
Разве нельзя все это сделать с помощью камня?
Возможно, но проблема Японии — землетрясения.
А деревянные постройки из-за своей гибкости гораздо более устойчивы к землетрясениям, чем каменные — другого выбора по сути не было.
Означает ли это, что японскую архитектуру можно объяснить исключительно как реакцию на местный климат и географию?
В некотором смысле, но то же самое можно сказать и обо всем традиционном дизайне во всем мире — это называется народной архитектурой.
Дизайн соответствует местным потребностям и ограничениям.
Но контекст климата и географии — это только отправная точка.
Из этих местных ограничений неизбежно вытекает обилие традиций и региональных особенностей.
Например, искусство и декор японской архитектуры, о которых здесь не упоминалось.
Конечно, важно отметить, что многие элементы традиционной японской архитектуры являются общими для соседних стран.
Как пагода, пришедшая в Японию из Китая (вместе со многим другим), где она произошла от индийской ступы.
И, разумеется, многое было упущено — во всем этом есть нечто большее, чем трабеация, большие шатровые или четырехскатные крыши, выступающие карнизы и интеграция с ландшафтом.
Но они являются хорошей отправной точкой для понимания традиционной японской архитектуры.
Свидетельство о публикации №225092901600
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 30.09.2025 10:43 Заявить о нарушении
Доброго здоровья,
Анатолий
Анатолий Клепов 30.09.2025 11:00 Заявить о нарушении