Благодать
Я стоял на крутом обрыве, а передо мной распахнулся простором мир под бездонным небом, согретый теплом весеннего солнца, со старицей и заливными лугами. На старице еще держался лёд, но уже везде были забереги. Дальше, за линией деревьев, за протокой, Иртыш нес свои воды, еще не полностью освободившись от остатков панциря серого, талого льда. На взгорке церковь тянула в синее апрельское небо свои позолоченные маковки. Ярким весенним солнцем горели ее купола, помогая топить снег и лед, приближая победу весны, рождение новой жизни. Я пил глотками опьяняющий весенний воздух, запахи нагретой солнцем земли и прошлогодней травы, любовался этой красотой вокруг, впитывал её каждой своей частичкой и растворялся в этой красоте. И думалось мне в этот миг, как жаль, что я не художник, как жаль, что я не могу запечатлеть на холсте всю красоту этого мира.
Кто-то поздоровался со мной. Я обернулся. За моей спиной стоял невысокого роста мужичок, наверняка не пожилой, но потрепанный судьбой человек. Я поздоровался в ответ.
- Красиво как! – сказал мужичок.
- Да, красота! Лепота! – улыбаясь, согласился я с ним фразой из известного всем фильма.
Мужичок некоторое время смотрел вдаль, а потом заговорил:
- Зачем люди ищут подтверждения существования Бога, говорят: «Если только я сам увижу его, то тогда поверю». Когда смотришь на красоту этого мира, разве нужны какие-то доказательства, что Бог есть, что именно он сотворил этот мир?
Как мудро и совершенно устроен наш мир. Солнце встаёт утром и заходит вечером, весна приходит на смену зиме. И всё живое подчинено этому движению, этому закону, определённому Богом. Наш мир сам является доказательством существования Бога. Только Творец, с любовью мог сотворить эту гармонию.
Я с удивлением и интересом смотрел на него. Как просто и понятно он выразил то, о чем думало не одно поколение людей. Я был молод и не то, чтобы не задумывался об этом, но, если бы меня спросили, верю ли я, я бы не сразу ответил на этот вопрос. Меня поразили его слова. Этот человек как будто увидел то, что я чувствовал в этот момент и высказал это.
- Я здесь тоже часто бываю, люблю это место – мужичок посмотрел на меня и по-доброму, как-то застенчиво, улыбнулся – я послушник при храме, живу тут, работаю, несу послушание. Всяко бывало, мотало меня по жизни, а вот, слава Богу, нашел тут пристанище, душевный покой. Спасибо настоятелю, принял меня.
Я хотел спросить, какие невзгоды привели его сюда, но не решился, и вместо этого спросил – Давно вы здесь?
- Да уже полгода как. Поначалу непросто было, а сейчас ничё, привык – мужичок еще раз улыбнулся, но в уголках этой улыбки пряталась затаённая грусть.
- У нас тут хорошо, днём работаем, утром и вечером служба. Сами себя всем обеспечиваем. Настоятель у нас хороший, добрый, поддержит, поможет советом, исповедует.
- Поначалу в жизни всё хорошо складывалось, после армии женился, сначала сын родился, потом дочь. Да вот выпить всегда я был не прочь, любил это дело, никогда не отказывался. Гулял широко, на всю катушку. Неделю, бывало, не просыхал. Разлад начался в семье, сколько жена меня терпела, а потом собрала детей и уехала к родителям.
Тут я ещё сильнее запил. Выпил и вроде легче становится. Особенно, когда с корешами гуляешь, вообще про всё забываешь. А протрезвеешь, и такая тоска, как плитой грудь придавит, что жить не хочется, прости Господи...
Такие у меня запои были, остановиться не мог, всё что было, в доме, всё пропил. А потом и сам дом. Скитался где придётся, у корешей по углам, да под забором ночевал. Чуть не угорел по пьянке. В драке пьяной чуть не зарезали однажды. Оскотинился, совсем облик человеческий потерял. Эх, водка, сколько людей она сгубила!... – мужичок замолчал, как будто переводя дыхание.
- Но однажды ночью вижу я видение, как наяву, стоит передо мной старец в белой одежде, и свет яркий от него идёт. И говорит он мне: «Не для того ты пришёл в этот мир, чтобы пропасть беспутно. Иди в храм святой, там, у Бога твоё спасение. Помогать будешь людям, таким же заблудшим, как ты, словом и делом добрым, путь к свету указывать, своим примером возвращать на путь праведный».
Пропало видение, и так страшно мне стало, аж до озноба, так по-настоящему это было. Вот так я пришёл сюда, рассказал всё настоятелю, всю свою жизнь непутёвую, он выслушал, принял меня. Эх, как ломало меня вначале, как выворачивало, как хотелось мне опрокинуть стакан. Бес во мне не давал покоя, терзал, мучил меня. Сбежать отсюда много раз хотел, но настоятель помогал мне, молитвы мне дал, выучил я их, и днём и ночью молился. А однажды на службе в храме стою, смотрю по сторонам, и вижу на одной иконе старца, который ко мне ночью приходил. Отче Сергий Радонежский на той иконе был. Встал я перед ним на колени и прошу: «Укрепи меня, Отче Сергие, дай мне сил, помоги!» И знаешь, легче, спокойнее мне стало, понял я, что как будто ведут меня за руку, что справлюсь, преодолею все испытания с Божьей помощью.
Мужичок замолчал, как будто ещё раз проживая всё, что с ним произошло.
Я тоже молчал, осмысливая услышанное, впечатленный его рассказом и растроганный его откровением. И подумалось мне в тот момент, что Творец - это не дедушка на облаке, но искра Создателя живёт во всём живом, в каждой его клеточке. И эта неугасимая искра и есть основа жизни, на которой держится мироздание.
- Мне пора, надо готовиться, сегодня будет ночная служба – он протянул мне руку, и я крепко пожал её.
- Храни вас Бог! - он повернулся и зашагал по дороге к храму. А я смотрел ему вслед и в какой-то момент мне показалось, что рядом с ним идёт фигура старца в белой одежде…
И до сих пор память об этой встрече живет во мне. И по прошествии многих лет, я понимаю, что этот человек тогда указал мне путь. И я говорю: «Отче Сергие, укрепи меня, дай мне сил, помоги пройти его!»
Каждому даётся свой путь, но, если помыслы человека чисты, то он идет к свету, маяком горящему ему во тьме. И если мы не отвернёмся от этого света, не собьёмся на распутье соблазнов, не заблудимся в буреломе страстей, то значит в конце пути мы должны встретиться. Бог открывается человеку тогда, когда человек поворачивается к нему лицом.
А тогда я стоял над обрывом, думал о том, что услышал, созерцал и вслушивался в этот мир. Умиротворение царило над миром. А из перевернутой бездонной чаши лазоревого неба на землю лилась благодать, наполняя всё вокруг светом и жизнью. В жизни редко бывают случайности. И эта встреча, этот разговор не были случайными. Завтра была Пасха, мир готовился встречать Спасителя.
04.05.2024, 26.04.2025
Свидетельство о публикации №225092901698