Эйфелевая башня - символ технологий XX века
Это история, которая включает в себя Французскую революцию, более 7000 тонн железа и самые большие в мире нож и вилку...
Строительство Эйфелевой башни началось в 1887 году и было завершено два года спустя, в 1889 году.
Это было беспрецедентное сооружение и сложная инженерная задача, не похожая ни на одну из прежних попыток.
После завершения строительства его высота достигла 300 метров, и она сразу же стала самым высоким зданием в мире.
Ни одно сооружение в истории человечества не имело высоты более 200 метров, не говоря уже о 300, и рекорд Эйфелевой башни был побит только после завершения строительства здания Крайслера в 1930 году.
Спустя почти полтора столетия она по-прежнему доминирует над горизонтом Парижа.
Компанией, построившей башню, руководил человек по имени Гюстав Эйфель.
На протяжении всего строительства Гюстав Эйфель, который был номинальным лидером проекта, подвергался насмешкам и критике в прессе.
Сейчас подобные жалобы звучат странно, ведь Эйфелева башня ощущается не менее парижской, чем Триумфальная арка, Собор Парижской Богоматери или Лувр.
Поэтому это важное напоминание о том, что все, что сейчас старое и традиционное, когда-то было поразительно современным.
Быстрая индустриализация, рост населения, урбанизация и технологическое развитие поставили перед архитектурой XIX века серьезные задачи.
Эйфелева башня олицетворяет союз архитектуры и инженерии — союз, который продолжается и в 21 веке.
Она продемонстрировала огромный потенциал современных материалов и методов для создания ранее немыслимых конструкций... и таких, которые могут быть еще и красивыми.
Однако это не объясняет, почему эта странная железная башня была вообще построена.
Правда в том, что Эйфелева башня планировалась как центральная достопримечательность Всемирной выставки 1889 года в Париже, организованной в ознаменование столетия Французской революции.
Что такое Exposition Universelle? Это была «Всемирная выставка».
Это были (и остаются) крупные выставки, проводимые каждые несколько лет в разных городах. Думайте о них как о Олимпиаде национальных технических достижений, технологических открытий и архитектуры, а не спорта.
Первая выставка такого рода состоялась в Праге в 1791 году в ознаменование коронации императора Священной Римской империи Леопольда II в качестве короля Богемии и в честь достижений чешской промышленности.
Моцарт даже написал оперу по этому случаю под названием «Милосердие Тита».
Однако первая по-настоящему международная всемирная выставка, известная как Великая выставка, прошла в Лондоне в 1851 году. На этой выставке впервые были представлены машины Германа для производства шоколада. На фотографии изображен комплекс из трех машин, используемых для производства шоколада. Идея этой выставки пришла в голову принцу Альберту (мужу королевы Виктории) - большому любителю шоколада.
Это положило начало тенденции строительства специальных выставочных зданий — в данном случае Хрустального дворца, который служил для демонстрации мастерства викторианских инженеров.
Эти ранние выставки (так называют всемирные ярмарки) были посвящены достижениям промышленности и техники — XIX век был веком стремительного развития технологий.
Каждая страна стремилась продемонстрировать свои достижения в своего рода межконтинентальном соревновании.
На выставках впервые были представлены новые технологии, их посетили миллионы посетителей, среди которых были журналисты, ученые, инженеры, туристы и высокопоставленные лица.
Они были подвержены воздействию всего: от поездов и телефонов до совершенно новых машин массового производства...
...до диковинок и странных экспонатов, таких как самые большие в мире нож и вилка, созданные компанией Beaver Falls Cutlery Works для выставки Centennial Expo в Филадельфии в 1876 году.
Выставки XIX и начала XX века проводились в основном в Западной Европе и США, одна из них прошла в Австралии. Именно в XX веке они стали более глобальными.
Интересно, что в XIX и начале XX веков в России , практически, не проводились подобные выставки. Я нашел только 1902 – Санкт-Петербург , Россия – Международная рыбохозяйственная выставка. Это наглядно показывает об огромной технологической отсталости царской России. Об этом отечественные историки предпочитают молчать.
Королевский выставочный зал в Мельбурне, построенный к выставке 1880 года, сохранился до наших дней.
Но в этом нет ничего необычного — мир усеян остатками этих различных экспозиций, красивыми и необычными зданиями, построенными просто для того, чтобы приветствовать гостей и задавать тон.
Как, например, Триумфальная арка в Барселоне, построенная к Всемирной выставке 1883 года.
Однако эти здания обычно не сохранялись — они в основном предназначались для временного использования.
Например, от Centennial Expo в Филадельфии сохранилось только четыре здания; остальные были разобраны.
Как и Эйфелева башня, которую планировалось снести в 1909 году!
Однако эти выставки не ограничивались только принимающей страной — другим странам предлагалось создать свои собственные «павильоны».
В Филадельфийской выставке, посвященной столетию, приняли участие 37 стран, среди которых немецкий производитель оружия Krupp, приехавший продемонстрировать свою новую артиллерию.
Или на этой фотографии с Венской выставки 1873 года вы можете увидеть японский павильон рядом с османским павильоном.
Таким образом, эти выставки стали также возможностью проведения как архитектурных, так и промышленных выставок.
Всемирная выставка 1925 года в Париже стала местом рождения ар-деко, поскольку архитекторы со всего мира продемонстрировали современные стили и передовые достижения в дизайне интерьера.
И Эйфелева башня, безусловно, имеет смысл в этом контексте.
Подобно тому, как Лондон продемонстрировал свой Хрустальный дворец в 1851 году, французы в 1889 году стремились продемонстрировать свое собственное промышленное мастерство.
Башня была построена в атмосфере конкуренции; отсюда ее масштаб и амбициозность.
Так... Эйфелева башня бесполезна?
Да, в том смысле, что она была построена исключительно для того, чтобы стать центральным экспонатом шестимесячной выставки и рекламировать французскую инженерную технику.
Однако тогда никто не мог предсказать будущую огромную славу этой железной башни.
Всемирные ярмарки продолжаются.
Однако с окончанием индустриальной эпохи в XX веке они превратились в выставки более культурного характера, а в последние несколько десятилетий их стали называть «национальным брендингом» — идея заключается в улучшении имиджа страны в мире.
Вот почему была построена Эйфелева башня.
Странная реликвия весьма специфической исторической эпохи, памятник эпохе промышленности и мирового технологического соперничества.
И, как и у всех памятников, в этом и заключается ее предназначение — во многих отношениях она является символом XIX века.
Свидетельство о публикации №225092900045
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 29.09.2025 12:50 Заявить о нарушении
Доброго здоровья
Анатолий
Анатолий Клепов 29.09.2025 13:46 Заявить о нарушении
Владимир Врубель 29.09.2025 13:48 Заявить о нарушении