О сорокоусте
Нужно заметить, что, известный нам современник Голубинского профессор С.И. Смирнов, весьма скептически относился и к его научным трудам, как церковного историка и к его позитивизму. Так вот, ординарный академик считал, что: «В древней Руси в больших городах приходы делились на так называемые "сороки" – наши благочиннические округа. В каждом таком сороке было сорок церквей, считая все придельные, которые все имели свои особые причты, "придельных попов". В таком сороке сразу в один день можно было совершить весь сорокоуст, все сорок литургий, отслужив их во всех церквах данного сорока». По его замечанию "сорокоуст собственно значит служба в сорока церквах в день поминовения". Правда никаких доказательств этому Голубинский не приводит. Вывод, более чем сомнительный, поскольку выходит, что если в благочинии не 40, а 39 церквей, пусть и предельных (каждый предел считается как одна церковь), то сорокоуст в одном благочинии уже невозможен.
К тому же нет никаких исторических сведений о том, что вся древняя Русская Церковь была поделена на благочиния исключительно с сорока церквями. Это, скорее, предположение академика, а не исторический факт. Согласно Голубинскому, для сорокоуста следовало подать записки на поминовение в сорока храмах. Я пытаюсь представить такое в наши дни и моей фантазии явно не хватает. Сегодня эта служба заказывается в одной церкви и далеко не факт, что она совершается именно на сорока литургиях. Чаще всего дело ограничивается вычитыванием имен алтарником, пока священник занят проскомидией. Иначе говоря, мало в каком приходе на сорокоусте вынимается частичка из просфоры. А если храм большой или кафедральный, или монастырский, то о сорокоусте на проскомидии можно забыть. Там просто нет времени для этого. С местом сорокоуста мы разобрались, а вот как быть с его назначением? И тут открываются весьма интересные факты русской церковной истории.
Разбирая наследие белого попа Кирика (XII в.) и его «Вопрошаний», профессор МДА Смирнов приходит к интересному выводу. Кирик, допускавший замену епитимии заказными литургиями, руководствовался сведениями из истории Восточной церкви V-VII вв. В обычаях того времени было совершать поминальные службы на третий, седьмой и сороковой день по преставлении. Третий и седьмой день я разбирать не буду, а скажу лишь о сороковом, поскольку именно с ним связано историческое название «сорокоуст». В этот день определяется судьба души вплоть до Страшного Суда: спасение или осуждение. Поэтому служба сорокового дня считалась особенно важной для участи почившего.
Таким образом, онтологически, сорокоуст связан не с количеством церквей в русском благочинии, а с поминовением души усопшего. Это важно запомнить. Однако и тут лукавый извратил благое во злое. Некоторые «благочестивые» не от ума христиане, особенно из состоятельных, решили, что к смерти лучше подготовиться заранее, то есть при жизни, и стали заказывать заупокойные службы третьего, седьмого и сорокового дней в сорока церквях, будучи еще в здравом уме и памяти, а зачастую и в полном здравии. Так возникло «православное язычество» в древней Восточной Церкви. Против сего безумия вооружился сначала Карфагенский Собор (393-419), а затем и наша Кормчая (Пидалион). Вот, что мы узнаем из исследований уважаемого профессора. Оно весьма поучительно: «В примечании к 120 канону Карфагенского собора (130 по нашей кормчей) в Пидалионе (изд. 1841 г., стр. 314) сделано разъяснение в таком смысле, что слова канона очень удобно подходят к тем богохульным и неразумным людям, которые, будучи живы, устраивают поминовение себя как мертвых. О сорокоусте по живых есть рассказ в Житии преп. Феодосия Киновиарха (ум.529), которое составлено его учеником Феодором, епископом Петры Аравийской (536 г.). Желая внушить ученикам своим непрестанное памятование о смерти, преп. Феодосий велел вырыть могилу. Когда она была готова, подвижник сказал ученикам: "вот могла, кто из вас желает обновить ее?". Такое желание и высказал пресвитер Василий, первенствовавший среди учеников Феодосия: "благослови меня, отче, и я буду обновителем могилы". Преподобный, подав ему через благословение просимое, приказал, как это обычно при кончине отцов, духовно справлять по нем третий день, и седьмой, и сороковой. По окончании 40 дней Василий безболезненно скончался. (Житие преп. Феодосия Киновиарха в пер. Помяловского, Палестинский Патерик, 8 в., 16-17)».
Сорокоуст по живым, неизвестно с какого времени, прочно вошел в быт древней Русской Церкви, а затем успешно обосновался и в нашей. Причина сего невежества заключается в том, что: «поддержали его "чревоугодники попы", "невежды", "сребролюбцы", то есть духовники, доля которых сорокоусты были доходной статьей», – продолжает С.И. Смирнов. В одном из древнейших памятников церковной письменности, приведенных русским канонистом, литургистом и церковным историком, А.И. Алмазовым (1859-1920) говорится: «ни послушайте таковых невежъ попов повелениа [сорокоуст по живым] …таковии повелевают чревоядцы, и пияницы, и сребролюбцы, закону Божию противцы и аще бы Богу угождали, то сего бы не велели творити окаяннаго лукаваго поминания». В подтверждение, он приводит слова из покаянной молитвы древнерусского священника: «согреших, господине отче, емля задушие за живых и за мертвых».
Изучая это чуждое Церкви явление, С.И. Смирнов замечает, что: «Собираясь в лучший мир, человек при жизни старается покончить всякие счеты с землей и обеспечить себе вечную память. Он заказывает сорокоуст, записывается в синодик за упокой и требует немедленно поминать себя, править третий, девятый и сороковой день». Примечательна реакция на это со стороны святителя Нифонта, к которому Кирик обратился со вопросом о сорокоусте по живым еще в 1136 году. Будучи опытным пастырем, понимавшим, что сие не исправить в русском человеке, владыка Нифонт старается обратить невежество во благо, и, он, как пишет С. Смирнов, отвечает Кирику в том смысле, что нельзя отказать человеку приносить сорокоуст при жизни ради "спасения хотяче души своей", но при этом святитель делает важное уточнение. Принимая сорокоуст, духовник должен поучать верующего словами: «брат, если бы ты не грешил! Смотри, мертвец не грешит!». Другими словами, принимая сорокоуст за живых, поп должен наставлять человека о часе смертном и предостерегать, чтобы он сторонился греха как покойник, который грешить не может.
Другими словами, и сорокоусте о живых присутствует напоминание о смерти как тризне сорокового дня. Если так подходить к сорокоусту, то становится понятно, что подавать сорокоуст о здравии можно только лично, уподобляя себя мертвому, который грешить не может. Но если кто-то заказывает поминовение за другого, то он, против воли последнего, записывает бедолагу в покойники, о чем несчастный может и не догадываться. По нему поется сорокоуст, как о покойнике, а он пьет, развратничает и о смерти вовсе не помышляет. В результате суду подлежат оба: заказавший требу и тот, о спасении души которого молится Церковь. Причем, неважно, что священник на сорокоусте вынимает частичку за живого, поскольку ключевое слово «сорок», то есть поминовение усопшего на сороковой день, а значит по живому совершается заупокойная служба. Тут и с семантической, и с этимологической точек зрения возникает несуразица. Сороковой день тризны понятен – душа предстоит на суде Христовом, с трепетом ожидая своей участи, и за нее молится Церковь. А какой трепет у живого, который может и не знать о сорокоусте по себе? И потом: почему о здравии нужно петь сорок литургий, а не 39 или 41? И с какого момента эти дни исчислять? С момента подачи записки? А после сорока служб, что будет? А если в течении сорокоуста о здравии раб Божий преставиться, тогда что? В одной Церкви будут молиться о здравии, а в другой отпевать покойника? Кстати, именно поэтому, до совсем недавнего времени, записки о здравии на длительный срок в Греческой церкви не принимали. Но, мы, русские, как всегда, идем своим путем! В общем, вопросы есть, а ответов нету.
Печально известный своей безграмотностью портал «Азбука веры» пытается оправдать сорокоуст о живых следующим: «Число сорок – знаменательное, часто встречающееся в Священном Писании. Иудейский народ скитался в пустыне сорок лет, пророк Моисей постился сорок дней, Спаситель после Своего Крещения провел в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения в продолжение сорока дней учил апостолов тайнам Царства Божьего». Что, примечательно этот портал чуть ниже в объяснении сорокоуста тиражирует заблуждение Голубинского о сорока церквях. Ну, начнем комментарии с богословского невежества авторов сего определения.
Никакого «иудейского народа» в пустыне с Моисеем и в помине не было, а был только Израиль. Иудейский народ появился вместе с Иудеей только после смерти Соломона, сына Давида лет через 500 после исхода из Египта. Это, во-первых, а во-вторых, надо обладать бурной фантазией, чтобы пост, как время скорби и ограничений, увязывать с молением о здравии ближнего, то есть с пожеланием ему благоденствия; а ограничения в пище и плотских потребностях считать молитвой о здравии? Все эти нелепицы, рождены из-за желания хоть как-то объяснить, почему за ближнего в сорокоусте нужно молиться сорок дней, и не больше, и не меньше. В результате, то, что вполне прилично и соответствует скорби о покойном (вспомним постный стол на поминках или траурное облачение священства в Великий пост) приспосабливается для здравницы о живых.
Действительно, Писание свидетельствует, что Христос учил апостолов сорок дней после Своего Воскрешения, то есть после победы над смертью. Моисей постился сорок дней и ночей на горе Синай, прежде чем принять от Бога Десять заповедей, как повествует книга Исход (34:28); и пророк Илия сорок дней и сорок ночей постился на пути до горы Хорив (3 Цар.19:8-12). Но это все были ограничения ради покаяния и встречи с Богом. Кто в здравом уме может сказать, что тоже самое приемлемо и для сорокадневной молитвы о здравии и благоденствии? Я далек от мысли, что, прочитав эту статью, отцы-настоятели перестанут принимать сорокоуст о здравии, поскольку приходской бюджет этого «не поймет», но, по крайне мере, знать, в чем его суть должен каждый клирик и мирянин. Все, вышеизложенное, естественно касается и годового поминовения.
В заключении необходимо сказать следующее. Церковные службы призваны сохранить неразрывную связь между Церковью Небесной и земной, между миром горним и дольним. Каждое таинство и богослужение способствует живым прийти к Богу, а усопшим облегчает загробную участь или возносит им хвалу, моля о предстательстве перед Христом. Подавая записки о здравии, мы проявляем любовь к ближнему, а за упокой – молим о спасении душ ушедших в мир иной. Без участия в церковных таинствах и обрядах невозможно спасение души. Однако оно должно быть разумным, с пониманием смысла происходящего, поскольку в противном случае церковная жизнь превращается в идолослужение или язычество. Если верующий хочет проявить заботу о ближнем, то помимо сорокоуста есть и другие возможности, которые открываются в Таинствах Церкви. Самые главные из них – записки на проскомидию или заказные молебны о здравии. Они с лихвой заменят и сорокоуст, и годовое поминовение. Ну, а если кто-то решил взять на себя подвиг великой схимы и уподобиться мертвому, то сорокоуст по себе будет ему в том подмогой. Но лучше к такому методу не прибегать, иначе прелесть, а то и скоропостижная смерть, как ученику преподобного Феодосия, гарантированы.
Свидетельство о публикации №225092900669