Непридуманные истории 7
Два года моей армейской службы полковым врачом были насыщенны многочисленными событиями и становлением себя как мужчины. Только там начинаешь ценить реальность понятия о взаимовыручке и конечно же, только там становится зримой и обретает смысл фраза: "Своих не бросаем!".
Уже после возврата в гражданскую жизнь, эти два года службы стали эталоном для сверки моих последующих жизненных коллизий, с пережитой армейской реальностью. О наиболее ярких и значимых поступках и самой медицинской работы за период двухгодичной службы в составе Второй воздушной армии, мною написано достаточно много. Прежде всего рассказов, некоторые материалы вошли в состав, повестей и романов. Многие вещи той поры просто позабылись. Но память нет-нет и выкинет на поверхность тот или иной случай, если аналогичная ситуация чем-то напоминает те события. Вот об одном таком случае я хочу рассказать сейчас.
Эшелон с новобранцами остановился среди бескрайних, розовых от цветущих тюльпанов степей Казахстана, около города Кзыл-Орда. Там по распоряжению Военного руководства республики мы должны были забрать на службу несколько десятков призывников из местного населения. Оно решило, зачем их вести за сотни километров в Алма-Ату, если можно подсадить по пути в эшелон. Казалось бы логично. Но забыли важную деталь! Служить в СА молодежь очень хотела, но отдельные граждане не хотели отпускать своих сыновей, особенно в отдаленных регионах огромной республики. Это были единицы, но они были! Кстати сказать, служба в армии СССР считалась чем-то сакральным, особенно после Победы в Великой Отечественной над фашисткой Германией. Практически все отцы новобранцев по всей стране воевали и 9 мая праздновали Победу над поверженным Берлином. Фотографии отцов-победителей и погибших родных висели в каждом доме на стене. Откосить от армии считалось позором, а те что не подходили по состоянию здоровья, старались об этом не говорить.
"Не служил, значит бракованный" - так рассуждали люди, а невесты сторонились не служивших женихов. В моем случае примерно так и развивалась история о которой пишу.
Один из местных "баев", так сами казахи называли богатых соотечественников сделавших свои состояния упорным трудом на пастбищах, выращивая сотни баранов или горбатясь на бахчевых плантациях. Сдавали мясо, шерсть, арбузы, дыни и изделия народного промысла на десятки тысяч рублей государству ,плюс доходы от торговали на рынках. Платили налоги и считались вполне благонадежными гражданами. Один из них, Карим Асманов, решил не отдавать младшего сына Радула на службу в армию и разыграть спектакль. Будто бы при посадке в эшелон Радула избила охрана поезда. Якобы за то, что он им показался пьяным и полез сам в драку. Народ возмутится и отобьет сына от извергов. Спектакль, как и положено репетировали разыгрывая детали, заранее подготовив исполнителей.
Сам Радул мечтал об авиации и грезил самолетами и небом. В школе он ходил в кружок авиомоделирования и очень хотел учиться на летчика. У отца же были другие планы: учеба сына в институте торговли, а потом он его женит, передав свои дела и богатства в надежные руки. Армия же ставила преграду и сыну, считал Карим, не нужна.
-Нечего тратить время на ползание на брюхе. Ты сынок должен не ползать, а управлять!- напутствовал он Радула.
В детали отец не посвящал сына, считая что все должно произойти, как бы случайно. И вот на площадке перед эшелоном, состоящего из плацкартных вагонов, выстроили новобранцев. Местный военком напутствовал призывников и пожелал им честной службе, дав десять минут на прощание с родственниками. Начальник эшелона -майор Нагорнов, замполит- подполковник Потапенко и я врач- лейтенант медицинской службы, стояли у штабного вагона по центру состава.Наша задача была следить за порядком, контролируя ситуацию и отвечать на вопросы родителей или родных. Неожиданно ко мне подошла молодая женщина в национальном цветастом платье полосками, с платочком на голове и спросила:
-Вы врач?
-Да!
- Тогда обратите внимание на моего сына, Джамбула - и она показала на стоящего рядом худенького мальчишку. У него куча болезней с детства. Как он сможет служить, там такие нагрузки, ему не выдержать? Положите доктор его в лазарет и обследуйте как следует. Может ему нужно лечение?
Я стал объяснять и увлекся. В это время прозвучала команда начальника эшелона :
-Прощание закончить! Посадку по вагонам начать! Старшим вагонов проверить всех поступающих строго списку, посторонних в вагоны не пропускать. Выполнять!
Заиграл духовой оркестр и у вагонов началась суета посадки призывников. Казалось-бы все шло своим чередом. Последние слова прощания,слёзы матерей,выкрики друзей. Неожиданно у последнего вагона, на междупутье, возникла какая-то потасовка среди провожающих.
Из её круга выскочил крепкого телосложения парень и бросился бежать в сторону вагона, но кто-то подставил подножку и парень растянулся на шпалах, сильно ударившись лицом об гравий, брызнула кровь.
Я стремительно бросился помогать, забыв что без приказа начальника не должен покидать зону эшелона. Подбежав я нагнулся к упавшему и стал носовым платком вытирать кровь, спросил:
- Ты призывник?
- Да! Я хочу к вам, но меня они не пускают! - ответил парень. Помогите мне!
Кругом гудела разъяренная толпа молодых парней и каких-то пьяных или накурившихся мужиков. Они кричали какие-то проклятия на казахском языке, призывая к Аллаху! Один их них подбежал ко мне и схватив за погоны на моей рубашке стал их отрывать. Второй ударил меня в под дых ногой. Я едва не потерял сознание. Но, в это время в толпу влетел капитан Поташкин - начальник охраны эшелона и с ним двое сержантов с автоматами Калашникова. Старший сержант подскочил ко мне первым:
- Жив док?
- Да - прохрипел я.- Кто тебя так? Я показал на ударившего меня ногой мужчину.
Сержант развернувшись решительно и без промедления ударил прикладом напавшего на меня окуренного и здоровенного мужика. Тот упал, как подкошенный! Толпа замолкла. -Даю пять секунд ! Отойти всем! Буду стрелять! Он передернул затвор автомата и поднял ствол вверх. -Раз...два , три .
Толпа раздалась и медленно стала отходить! Капитан подскочил ко мне и парню, которому я оказывал помощью:
- Можешь идти? - спросил он меня.
-Могу!
- Но и этот наш, он призывник, его нужно взять с собой!
- Хорошо! Встали пошли!
Второй сержант находился совсем рядом. Он перекрыл подход группы людей идущей на подмогу хулиганам, скорее всего родственников призывника. Они что кричали на казахском, потом на русском:
- Отдайте Радула! Или вам будет плохо!
- Стоять всем!- скомандовал Поташкин. -Выясним причины драки , проверим документы и вернем парня, если он не призывник... Освободите дорогу! -и капитан полез в кобуру за пистолетом. Закончилось эта не придуманная история тем ,что эшелон был задержан почти на час. На время разборка драки и проверка документов призывника Радула Асманова . К ней подключилась местная железнодорожная милиция, представитель военкомата и отец пострадавшего ,угрожавшего небесными и земными карами военным. Но свидетелей происшествия было достаточно много, они дали правдивые показания случившемуся. Милиции и военкомату ничего не оставалось ,как признать правоту действий военных с эшелона. На зачинщиков нападения на врача ,при исполнении им служебного долга, милиция обещала завести уголовное дело. Радул остался в эшелоне в качестве законного призывника, чему был несказанно рад. Травма на его лице была незначительной,но мне пришлось все же наложить пару швов и поместить в лазарет эшелона. За время пути мы с ним познакомились поближе и долго разговаривали о жизни,о будущем. -Отслужу, как положено и буду поступать в военное училище летчиков - уверенно заверял меня это симпатичный казахский парень. Так оно и произошло,но об этом я расскажу чуть позже.
А по итогам нашей командировки в Казахстан пришел приказ из Ленинградского Военного округа ,где начальнику эшелона майору Нагорному было объявлено взыскание за допущенный инцидент. Но главное ,что я вынес из случившегося - своих никогда не бросают и не сдают! Как не бросили меня сержанты срочной службы Сергей и Николай , начальник охраны эшелона капитан Поташкин , незамедлительно придя на помощь, даже нарушив уставную форму- угроза применения оружия. Что в то время строго запрещалось и которое, в принципе, было оправдано поведением толпы. Но защита жизни товарища - превыше всего! Так было и я думаю ,так и останется в России навсегда.
Свидетельство о публикации №225092900762