Священное и Разумное

вольный реферат, по книге
«Насилие и священное» Р. Жирара

Удивительные существа
На планете Земля обитали,
Это те, что гулять без хвоста
Ни с того ни с сего возмечтали.

Вертикальность, двуногость и ум,
Им природа дала изначально,
Но случайный отбор — наобум —
Результат производит печальный…

В столкновениях разных стихий,
В долгих циклах эпох и столетий,
Разрастаясь в мильоны житий,
Кочевали стада по планете.

Отделяя себя от зверей,
Хомы* брали то палку, то камень,
И железо ковали острей,
Окуная в обузданный пламень.

Разновидностей первых людей
По просторам бродило немало,
Они жили ещё без идей,
Но пространства уже не хватало.

Так сбивались роды в племена
Для захвата земель и питания,
Так общинное дело –– война ––
Неизбежно входило в сознание.

Завладеть, покорить, подавить ––
Это функции долгой эпохи,
Где врага полагалось убить
Или сделать рабом за лепёхи.

Неразумный погиб, он был слаб,
А Разумный нашёл в себе силы
Извести тугодумных растяп
И себя прописать в старожилы.

Победив всех пещерных людей,
Покорив все доступные суши,
Homo sapiens вдруг «Не убей!»
Начертал во спасение душей.

Он от тягот насилья устал,
Он искал благородные цели,
И козла отпущенья создал,
Чью погибель священною сделать.
 
И воздвиг он соборов каскад,
Где религии ввёл в поучения,
Где возвышенный идол был свят
Искупительным актом мучения.

Он отстроил дворцы госструктур,
Как у Неба ища в них внимания,
Но все царства –– чредой диктатур
Лишь меняли не суть, а названия.

Так упрятанный в генах порок
Каждый раз проявлялся воочию:
Без насилья Разумный не смог
Исполнять на Земле полномочия.

И война продолжалась всегда ––
Со своими, с чужими, с любыми,
И её роковая страда
Полосами прошла вековыми.

Кровь и жертва –– святой ритуал
Приношений Богам и Драконам,
А приют милосердья столь мал ––
Весь в мольбе чудотворным иконам.
……….

*Производное от Homo (лат. — «люди») —
род семейства гоминидов отряда приматов,
включая вид Человек Разумный (Homo sapiens)
и близкие ему виды, как полагает наука — вымершие.
Homo sapiens не вымер, победив в межвидовой борьбе
гоминидов, потому что лучше других приспособился.
Принято считать (им самим!), что победил он как более
разумный — таковым-то и назвал себя выживший вид.
Однако не исключено, что выжил он как более других
беспощадный, изощрённый, но с более совершенной
организацией своих первобытных сообществ на основе
тотемов и табу, а также ритуалов принесения жертв
отпущения (грехов), которые стали актами единения
общин и создали первые общественные центры —
культовые пространства у тех алтарей, где пролилась
объединяющая людей кровь.
Но эта процедура отпущения, по мнению Рене Жирара,
как раз и подразумевала поиск путей к ненасилию.
Книги Рене Жирара обращены более к антропологам
и этнографам, нежели к простым читателям, а данное
его исследование, изданное в 1972 году, во многом
построено на обобщениях, извлечённых из текстов
ряда известных произведений античной литературы.
Но мне показались важными те мысли автора, которые
имеют отклик и сегодня, так как и доныне сохранились
многие природные побуждения вида Homo sapiens.


Цитаты из книги Рене Жирара:

«Кладя насилию конец, нельзя обойтись без насилия.
Но как раз потому-то насилие и нескончаемо.
Каждый хочет произнести последнее слово насилия,
и одна кара ведет к другой, и настоящее завершение
так никогда и не наступает.

…Мы думаем, что, настаивая на прямой связи
между виновностью и наказанием, мы постигаем
истину, недоступную первобытным обществам.
Но на самом деле это мы слепы ко вполне реальной
для первобытного мира угрозе — «эскалации» мести,
ничем не ограниченного насилия.
Несомненно, именно эту угрозу и пытаются заклясть
мнимые странности и первобытных обычаев,
и религиозного насилия.
…Нам все эти обычаи кажутся абсурдными,
иррациональными, хотя они отнюдь не лишены
оснований, и основаниями этими управляет некая
вполне последовательная логика.
    Речь всегда идет о том, чтобы придумать и совершить
такое насилие, которое бы по отношению к предыдущим
насилиям не стало всего лишь очередным звеном в цепи,
ведущим от предыдущих звеньев к последующим;
требуется найти радикально иное насилие,
насилие поистине решающее и окончательное,
которое бы раз и навсегда с насилием покончило.

…Нам, легкомысленным, привилегированным,
богатым баловням, по нашему невежеству может казаться,
что День Гнева — иллюзия, но это страшная реальность;
его справедливость действительно неумолима,
его беспристрастность действительно божественна,
поскольку Гнев обрушивается на всех антагонистов без разбора:
он есть не что иное, как взаимность, как автоматический
возврат насилия к тем, кто имел несчастье к нему прибегнуть,
воображая, будто сможет им управлять.
Кажется, будто благодаря большим размерам и лучшей
организации западные и современные общества неподвластны
закону автоматического возврата насилия.
Поэтому они полагают, что такого закона нет и никогда не было.
Они считают химерой и фантазией те системы мышления,
для которых этот закон — страшная реальность.
Системы эти, конечно, мифологичны, поскольку приписывают
действие закона стоящей вне человека силе.
Но сам закон абсолютно реален; автоматический возврат насилия
к его отправной точке в человеческих взаимоотношениях —
отнюдь не фантазия.
Если мы о нем еще ничего не знаем, то дело, скорее всего,
не в том, что мы окончательно освободились от этого закона,
что мы его «преодолели», а в том, что его действие в современном
мире надолго отложено, по неизвестным нам причинам.
Именно это современная история, возможно, и начинает раскрывать».

Процитировано из источника:
РЕНЕ ЖИРАР
НАСИЛИЕ И СВЯЩЕННОЕ

Перевод с французского Г. Дашевский
……….
Для иллюстрации (коллаж) использованы
обложка книги 2010 года издания
и свободные материалы интернет-ресурсов


Рецензии