Воспоминания внучки

 
Была осень…
В моей жизни встречались осени уже больше 10 лет. Эта, 11 чувствовалась в переменах и новых отношениях. Я поняла нынче, что взрослая и очень памятливая о том, что было…Я взяла тетрадку, ручку и попыталась написать свой первый рассказ о том, как сложилась моя жизнь здесь, в этом небольшом сельском посёлке городского типа...

«Как интересно всё же,
- размышляла я, сидя у теплой печки, которую затопила бабушка,
Встречать Новый год - зимой! Ёлка, подарки, Дед Мороз… И надо готовиться к этому с осени…Ах-ах-ах…С рыжей осени – запасаться урожаем и делать заготовки на зиму!»

Так когда-то увещевал мой дед, отец…Как это было давно, но память свежа и тёплые воспоминания в дальнейшем, которые отражались в моих рассказах и повестях, стихах – именно темы и развитие сюжетов, описаны мной в этот сезон года. Осенью…

 Но вот и осень, она как-то не понималась моим умом тогда, в детско-юношеском восприятии жизни…, ну что это за сезон года!
       Было вот только лето, шумело зелёной листвой, колыхало камышом у берегов озера, куда мы ходили купаться с родителями –отцом и матерью, которые приезжали вместе в отпуск к нам, с бабушкой из Москвы, так сказать «на побывку!». Мы жарили сочные шашлыки на берегу его, так как папа мой был специалист по готовке их и не только шашлыков, - всего, что имела кулинарная книга в содержании – он мог запросто приготовить, хотя и работал инженером в КБ.

      Мама работала врачом – психиатром в Московской клинике – вела приемы и в больнице – дежурила иногда в больнице , она «служила медицине» неистово и благородно, она постоянно пропадала на работе со своими «сложными пациентами-клиентами» и ей данный мир реальности бытия был далёк для понимания и признания.

          Она была специалистом беспредельной силы – служения людям…
         Когда я была еще совсем мала, примерно лет 4-5 у меня умер мой дед, отец моего папы. Он когда-то работал Главным агрономом в этой сельской местности, где сегодня мы жили с бабушкой, и дед вёл свое и государственное хозяйство очень успешно и хорошо.   
         Бабушка и мой отец – очень гордились им, так как дед был весельчаком, человеком лёгким и достаточно хозяйственным, уважаемым всеми соседями и сослуживцами своего совхоза, экспериментального в Подмосковье. Здесь была семеноводческая лаборатория, участки селекций растений и овощеводческих культур - морозостойких .
          Дед с юности копался на грядках, в земле – по рассказам моей бабушки. Он и встретил её в селе, куда приехал молодым агрономом и пришел читать лекции в школе детям о земле и её обитателях-растениях. Бабушка была учителем начальных классов и очень любила своих школьников, так же отдавала им свою душу – уча детей от 1 до 5 класса.

Они познакомились с дедом, им было уже по 25 лет, именно на её уроках природоведения. Дед рассказывал мне, маленькой девчонке всякие сказки и сказочки про землю, растения, природу и Мир вообще, представляя нас с ним – то стрекозами, то лягушками, то тиграми, а то и первобытными людьми. Такие у нас с ним были «пользительные» игры о том, кто как живет, чем питается – чего бояться вокруг своего дома (места обитания) и чем гордиться перед другими героями вымысла.
Это были дивные и поучительные игры, где ты проживал не свою жизнь, а выбранного героя рассказа. Потом мы с дедом доставали энциклопедию и сверяли, так сказать, вымысел с реальностью…

Как мне в дальнейшем пригодились все эти «мастерские штучки» сравнений и анализа моего деда. Именно он научил разномыслию и точности мысли, и игре воображения, что в дальнейшем повлияло на выбранную мной профессию…

Я стала писателем-сценаристом фильмов для детей…Вот так-то!

… по субботам дед садил нас всех за круглый стол, с бархатистой старинной скатертью и потчевал своими вареньями и соленьями, бабушка подавала в деревянных мисках разносолы:
- варила горячий картофель «рассыпной, жёлтый» в одну субботу, рядом стоял салат, придуманный бабушкой, из разных овощей, и называла она его «винегрет».
- а в другую – «красный, твердый». Кушали его с хрустящей капустой и малосольными грибами – груздями…
Сколько было разновидностей картофеля! А каков вкус его, я буду помнить о нём – всю свою жизнь и сожалеть потом, что была так глупа и не записывала даже названия – ни томатов, ни гороха, ни свеклы…Ах, как я жалела потом об этом!

Так и росла я, приезжая к деду с бабушкой по праздникам и каникулам, но в один день всё изменилось в нашей семье. Дед занемог, он обратился в больницу, у него стала неметь рука и плечо. Пролежав на лечении - 10 дней, он тихо умер, не беспокоя никого…

Сколько горя принесла его смерть – всем нам и окружению, во-первых нашему дому, всегда ухоженному и досмотренному, во-вторых бабушке с садом и огородом, в –третьих моему папе, который так переживал уход своего отца, деду было к 60, он был молод, по нашему сегодняшнему времени…А, его совхозу с опытным хозяйством – просто пришло забвение через 5 лет и всё в нём развалилось, и по тихой грусти, рассыпалось!

Папе с мамой пришлось определить меня на жизнь с бабушкой, я пошла здесь в школу и стала её отдушиной, да и сама я – напросилась жить с ней, видя её печаль и одиночество…
Я была рада-радехонька, переехать из Москвы в свой сельский дом по бабушке и дедушке, который был мне родным, в школу, которую знала, так как часто посещала её со своей бабушкой, когда приезжала к ней и она брала меня с собой.

Тогда это не возбранялось. У бабушки еще была группа продленного дня, она вела её примерно 3-4 часа, с обедами в деревенской столовой, детей водили туда, кто находился в школе, на обеды и мне нравилось там всё. У бабушки были талоны с печатями, когда дети входили в столовую, там пахло так вкусно, всё столы и стулья из дерева – промыты и выкрашены в белый цвет, стены в нежно голубой, а белёные потолки – сверкали, как отполированные.

  Весь обслуживающий персонал столовой совхоза и его опытного хозяйства был видом – привлекательным. Живые и румяные, как пироги и шаньги, молодые девушки и по старше, были опрятны, в белых халатах, как врачи, в накрахмаленных колпачках, потом, как оказалось я видела подобные лица в полотнах художников, которые отражали реальность советской эпохи в своих сюжетных, живописных полотнах… Но, это была уже другая история из моей жизни!
Мы ходили в столовую – предприятия, совхоза, который опекал школу, детский сад и ясли.
   Мы выросли с этими прекрасными женщинами – вместе. Они старели, мы – взрослели. Их еда была всегда вкусна, добрые лица и улыбки, глаза – с морщинками от улыбок…Ах, как сегодня и сейчас не хватает этого живого чувства – со причастности к твоей судьбе – людей производства живого, надежного, действенного и очень искренне к тебе относящегося.
В воздухе носился Дух дружбы и взаимного уважения, любви поколений – от младшего к старшему…

Вернемся к памяти о моем деде:
    На нём держалось всё, как мне казалось тогда – и весь белый свет, и хозяйство, и наш с ним – визуальный театр, и природа, которая заглядывала ко мне на стол из селекций и овощеводческих культур, возросших в любви и солнечном свете у деда с бабушкой в огороде:
- и их большой, ухоженный сад, и красивый огород с ровными рядами научных грядок, и поленницы дров, выложенные рядами на подставках их бруса, под навесом…
А их двор, палисадник и сам дом – это просто чудо из чудес инженерной и хозяйской мысли деда и моего отца. Все сделано добротно, даже яблони в саду – были с отборными и добротными плодами по осени…

    Тогда я и поняла, что такое любовь и тоска, когда твоего любимого и дорогого деда нет рядом. Это осознание пришло в осень, легло тихой грустью и наполнило мой ум – расширенным восприятием прошедших событий…
Я взяла тетрадь, ручку и стала просто записывать те переживания и наблюдения, которые чередой скользили перед глазами…

   Это случилось! Через эти записи – я стала просто взрослеть и мудрствовать, а самое главное – события не ушли, они как будто создали второе измерение и шли рядом…

Я поняла – это двойное восприятие мира и его мироустройства – есть большая и огромная любовь к жизни и понятию – ты не один! Ты – живешь в системе тех ценностей, которые привились тебе навечно – твоими родными!

   Спасибо тебе дед за такое детство, где твоя забота и любовь ко мне – навсегда остались в своих делах, глазах, твоей шляпе и твоем пиджаке, который долго висел в нашем шкафу, пока не вырос мой сын и не стал носить его на свои вечеринки, хвалясь всем, что этот пиджак – достался ему по наследству от предков…

- - - -
2025/09/29


Рецензии