Мать Мария 1891-1945 гг

Монахиня Мария (Елизавета Юрьевна Пиленко) - русская поэтесса, мемуаристка, публицистка, общественный деятель, участница французского Сопротивления. Она канонизирована  Константинопольским патриархатом как преподобномученица в январе 2004 года.

Елизавета  родилась  в Риге в семье юриста Юрия Дмитриевича Пиленко и Софии Борисовны (урожд. Делоне).  В 1895 году Юрий Пиленко вышел в отставку и переехал с семьёй в Анапу, где вблизи от города находилось имение Джемете, доставшееся ему после кончины его отца. В мае 1905 года за успехи в виноградарстве Юрий Дмитриевич был назначен директором Никитского ботанического сада. Семья переехала в Ялту, где Лиза Пиленко закончила 4-й класс женской гимназии.

Весной 1906 года Ю. Д. Пиленко был переведён на службу в Петербург, но выехать к месту назначения не успел - 17 июля он скоропостижно скончался в Анапе.
В августе 1906 года овдовевшая Софья Борисовна с двумя детьми переехала в Петербург. Лиза училась два года в частной гимназии Л. С. Таганцевой, затем перешла в гимназию М. Н. Стоюниной, которую закончила весной 1909 года с серебряной медалью и поступила на высшие Бестужевские курсы. Встреча и знакомство в 1908 г. с Александром Блоком предопределит на долгие годы ее самые сильные чувства. Ей Блок посвятит свое стихотворение  «Когда вы стоите на моем пути…».

19 февраля 1910 года Елизавета Пиленко вышла замуж за помощника присяжного поверенного Дмитрия Кузьмина-Караваева, вместе с ним посещала собрания «на башне» Вяч. Иванова, заседания «Цеха поэтов», религиозно-философские собрания, общалась с Н. Гумилёвым, А. Ахматовой, О. Мандельштамом, М. Лозинским.

Весной 1912 года издала первый сборник стихов «Скифские черепки», положительно встреченный критикой. Скоро Кузьмина-Караваева начала тяготиться атмосферой столичной эстетствующей элиты и уехала сначала на немецкий курорт Бад-Наухайм, а затем в Крым, где общалась с А. Толстым, М. Волошиным, А. Лентуловым.

Весной 1913 года оставила мужа и уехала в Анапу, сообщив в письме Блоку о разводе. 18 октября у Кузьминой-Караваевой родилась дочь, которой она дала имя Гаяна. Крёстным отцом Гаяны стал А. Н. Толстой. В годы Первой мировой войны для Кузьминой-Караваевой наступило время душевного разлада, «перепутья», по её собственным словам. Она всё больше интересовалась религиозными вопросами, размышляла о цели и смысле жизни. В апреле 1915 года опубликовала философскую повесть «Юрали», стилизованную под Евангелие, а в апреле 1916 года — сборник стихов «Руфь», куда вошли многие стихи из неопубликованной «Дороги». В 1916 году пишет письма А. Блоку на фронт.

После революции, когда большевики возьмут Анапу под свой контроль, Елизавета Юрьевна выступает одной из немногих, кто открыто бросает им вызов и не боится идти на конфликт, защищая население от арестов и конфискаций. Результат такой деятельности оказывается удивительным: ее назначают большевистским комиссаром по народному здравоохранению и народному образованию. Елизавета отказывается, ссылаясь на свою принадлежность к партии эсеров, однако новое руководство обязывает ее приступить к работе и не дает покинуть город. В конечном итоге девушке все-таки удалось сбежать.

Осенью 1918-го Елизавета Юрьевна возвращается к семье в Анапу, на этот раз захваченную «белыми». Она понимает, что в их глазах может показаться «большевичкой», но не хочет более скрываться. Арестовывать ее приезжает целый конный взвод казаков, дело рассматривают сразу два учреждения (военной контрразведки и следственной комиссии), процесс получает огласку по всей стране, а открытое письмо в защиту Елизаветы Юрьевны подписывают известные писатели. Решение суда оказывается достаточно мягким – две недели тюрьмы.
В результате этой истории в Елизавету Юрьевну влюбляется председатель Кубанской Краевой Рады Даниил Скобцов. Во второй половине 1919 года он делает Елизавете Юрьевне предложение, и она в очередной раз меняет фамилию, а вместе с тем начинает новый этап жизни.
Весной 1920 года кубанское Белое движение разгромлено Красной Армией. Вместе с дочерью и матерью Елизавета  Юрьевна эвакуируется в Грузию, затем в Константинополь, где воссоединяется с мужем, а после – в Сербию и наконец во Францию. От второго мужа она рожает двух детей: сына Юрия и дочь Анастасию.
Судьба  вынужденного изгнанника, приводит Елизавету Юрьевну к следованию по пути заповедей православной веры и служению богу через любовь к людям, самую действенную помощь и сострадание к ним. Она приходит к монашеству через осознание своего пути в этом служении. В марте 1932 г. Елизавета Юрьевна принимает монашеский постриг под именем Марии – так ее нарекут во имя Марии Египетской.

Мать Мария организовала в Париже общежитие для одиноких женщин (Париж, Вилла де Сакс, дом 9). В 1934 году общежитие переезжает в дом на улице Лурмель, 77. Затем арендует помещение, где размещается дом отдыха для выздоравливающих туберкулезных больных в Нуази-ле-Гран под Парижем, причем большую часть работы там делала сама: ходила на рынок, убирала, готовила пищу, расписывала домовые церкви, вышивала для них иконы и плащаницы. В этом санатории скончался К. Бальмонт в 1942 году, здесь же в 1962 году умерла её мать, и дожил до смерти супруг Скобцовой.

При общежитии на улице Лурмель была устроена церковь Покрова Пресвятой Богородицы и курсы псаломщиков, а с зимы 1936—1937 — миссионерские курсы. 27 сентября 1935 года по инициативе монахини Марии было создано благотворительное и культурно-просветительское общество «Православное дело», куда вошли Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Георгий Федотов, Константин Мочульский.

7 марта 1926 года в Пастеровском институте умерла от менингита её младшая дочь Анастасия. В июле 1935 года старшая дочь Марии  Гаяна уехала в СССР и 30 июля 1936 года скоропостижно умерла в Москве, предположительно, от брюшного тифа.

Несмотря на невероятную занятость,  мать Мария много времени уделяла поэзии - в 1937 году вышел её сборник «Стихи», в конце 1930-х - начале 1940-х гг. она написала стихотворные пьесы-мистерии «Анна», «Семь чаш» и в 1942 году - «Солдаты». В пятнадцатую годовщину смерти А. Блока напечатала  очерк «Встречи с Блоком». Стала членом Комитета помощи русским душевнобольным, посещала психиатрические лечебницы.

Во время нацистской оккупации Парижа общежитие монахини Марии на улице Лурмель стало одним из штабов Сопротивления. В 1941 году монахиня Мария организовала на ул. Лурмель приём посылок, которые отправляли в Компьень заключённым.  В июле 1942 года, когда нацисты проводили аресты евреев в Париже и сгоняли их на зимний велодром для последующей отправки в Освенцим, монахине Марии удалось тайно вывезти оттуда четырёх еврейских детей в мусорных контейнерах. Дома на Лурмель и в Нуази-ле-Гран стали убежищами для евреев и военнопленных, м. Мария и о. Д.  Клепинин также выдавали евреям фиктивные свидетельства о крещении.

8 февраля 1943 года гестаповцы арестовали её сына Юрия, а на следующий день и саму Марию, которую сначала держали в тюрьме форта Роменвиль, а затем отправили в концлагерь Равенсбрюк. С нею арестован и отец Д. Клепинин, служивший в храме на ул. Лурмель. 6 февраля 1944 года Юрий погиб в концлагере Дора-Миттельбау, там же скончался и Д. Клепинин от воспаления лёгких. Согласно воспоминаниям солагерников, монахиня Мария добровольно заменила собой молодую женщину, надев платье с ее номером, и была казнена в газовой камере Равенсбрюка 31 марта 1945 года, за неделю до освобождения лагеря Красной армией.

Бодрствуйте, молитесь обо мне,
Все, держащие души моей осколок;
Ныне час — настал, и путь не долог;
Все свершается, что видела во сне.
Дух в томленьи смертном изнемог;
Братья крепким сном забылись;
Час настал; дороги завершились;
И с душой моею только Бог.


Рецензии