Философия архитектуры крыш

Их легко игнорировать, но крыши часто являются самой интересной частью здания.

Почему? Потому что их разнообразие бесконечном удивительно очаровательно.

Бывают исключения, но почти каждому типу зданий нужна крыша, от самого скромного дома до величайшего храма.

Истоки самой архитектуры лежат в потребности в укрытии, в крыше над головой.

Она обеспечивает защиту от стихии, животных  или других людей.

И поэтому люди создавали крыши с самого начала цивилизации.

В чем-то вроде Дольмена Менга в Испании, погребальной камере, построенной в 4-м тысячелетии до нашей эры, мы находим крышу из огромных каменных плит.

Рудиментарное начало, но все еще впечатляющее пять тысяч лет спустя.

В любом случае принципиально существует только два разных вида крыш.

Плоская крыша (что говорит само за себя) и скатная крыша, когда крыша приподнята и имеет уклон, будь то изогнутая  или прямая.

Плоские крыши во многом похожи, хотя существует много разных способов их строительства.

Скатные крыши между тем имеют тысячу разновидностей.

Наиболее распространены вальмовые крыши, у которых все стороны наклонены, и двускатные крыши, у которых две наклонные стороны образуют конек, оставляя на обоих концах треугольники.

В рамках широкой категории вальмовых крыш существуют бесконечные подтипы.

Как и шпиль, который по сути представляет собой очень крутую и узкую вальмовую крышу.

У вас может быть конический шпиль, ромбовидный рейнский шлем, многостворчатая пагода, шпиль-протяжка и многое другое.

Особый тип двускатной крыши — это вальмовая, где скат крыши разделен на отдельные ярусы, каждый из которых имеет разный уклон — представьте себе типичный американский сарай.

Между тем мансардная крыша с рядами мансардных окон представляет собой своего рода гибрид с вальмом — достаточно вспомнить Париж.

Фронтоны — треугольные секции в конце двускатных крыш — можно превратить в яркие декоративные элементы, как в случае со знаменитым изогнутым фламандским фронтоном или очаровательными блоками ступенчатого фронтона.

Собранные вместе и разнообразные, они создают удивительно очаровательные линии крыши.

И в каждой широкой модели крыши (многие из которых в любом случае перекрываются или комбинируются) существует более или менее бесконечное разнообразие возможностей.

Учтите, например, что наклон крыши может быть пологим или крутым, с любой степенью разницы между ними.

И этот варьирующийся шаг оказывает большое влияние на общую эстетику здания.

Просто сравните Крайслер-билдинг и его высокий шпиль с невысокой площадью One Canada Square.

Даже независимо от их стилей, они выглядят  невероятно по-разному.

Но это касается не только грандиозных архитектурных проектов.

В народной архитектуре самой очаровательной вещью в здании часто является его крыша.

Как и множество разных соломенных коттеджей мира, от коттеджей шотландских земледельцев до традиционной корейской чоги.

Есть также веские причины для разных питчей.

В северном климате были необходимы крутые скатные крыши, чтобы защититься от дождя и предотвратить скопление снега.

Отсюда, например, высокие фронтоны скандинавских деревянных церквей.

Между тем, в более жарких частях мира крыши не обязательно должны быть такими крутыми и даже могут быть плоскими.

Отсюда очень пологий уклон древнегреческих крыш или плоские крыши традиционной йеменской архитектуры, если привести лишь два примера.

В жарком климате крыши также могут быть полезны для защиты от солнца.

Отсюда портики, лоджии и веранды, характерные для традиционной архитектуры более теплых стран.

По понятным причинам такие открытые архитектурные особенности не встретишь в холодных местах.

Но потребности региональной архитектуры также переросли в традиции регионального дизайна.

Как вальмовая крыша, которая была изобретена в Китае, а затем распространилась по Восточной Азии.

Часто вы можете определить, в какой части мира вы находитесь, просто по крышам — архитектура как идентичность.

А что насчет куполов?

Они являются одними из самых эстетически приятных из всех архитектурных особенностей, конечно, потому, что они воплощают принципы природы.

Просто подумайте о сказочных луковичных куполах архитектуры Великих Моголов, таких как мечеть Бадшахи в Лахоре.

Но они были созданы не из чисто эстетических соображений.

Взгляните на огромный купол собора Святой Софии в Стамбуле.

Его цель состояла в том, чтобы создать большое закрытое пространство, не прерываемое колоннами, которые в противном случае были бы необходимы для поддержки такой огромной крыши.

Таким образом, был построен колоссальный купол с использованием скосов по углам для создания круга, а затем эту структуру поддерживал каскад меньших полукуполов и арок.

Великолепное, а также блестящее решение сложной архитектурной проблемы.

Помимо формы крыши, которая и без того достаточно разнообразна, существует еще вопрос материала.

Они могут быть покрыты соломой или дерном, шифером или плиткой; они могут быть изготовлены из бетона или дерева, из камня или стекла.

Бесконечный список опций, каждый со своими бесконечными подразделениями.

Таким образом, крыши добавляют красоты и очарования всему городу.

Почему еще мы так любим горизонты?

Подумайте о Праге с ее шпилями, Париже с его рядами мансард, Исфахане с его катящимися куполами, Нюрнберге с его крутыми фронтонами, Киото с его выступающими карнизами.

Изобретение современных методов строительства еще больше расширило возможности.

Одним из первых примеров является огромное  депо на железнодорожном вокзале Сент-Панкрас в Лондоне, построенное в 1868 году и когда-то являвшееся крупнейшим закрытым помещением в мире.

Промышленный дизайн крыши в колоссальном масштабе.

И с тех пор были изобретены еще более необычные формы крыш.

А как насчет Сиднейского оперного театра и его анфилады из бетонных ракушек? Или стадион «Мерседес-Бенц» и его восходящая спираль массивной геометрии?

Современная архитектура во всей красе.

Мы редко смотрим вверх, когда гуляем по городу или его площадям , но если мы это делаем, то перед нами открывается целый мир увлекательной, красивой и странной архитектуры, которую можно увидеть, полюбоваться и удивиться.

Особенно, когда здания разных течений и эпох сгруппированы вместе.

Здание без хорошей крыши похоже на цветок без лепестков — оно просто кажется неправильным.

Каждая крыша — это решение отдельной проблемы, ответ на отдельный эстетический и архитектурный  вопрос.

И, как и цветы, они бесконечны в своем разнообразии и красоте.

P.S. Советую Вам посетить смотровую площадку Останкинской телебашни и полюбоваться красотой московских крыш.


Рецензии