Апокалиптическое

О как же холодно сегодня - как зимой.
Буреет шапка клёна у забора.
Задумался брат, смотрит в небеса.
Его листы желтеют мирно, неуклонно.
Должно незыблемое что-то оставаться
Во времена фатальных глупостей,
Ошибок, катастроф.
А вечером в окне черно и беспризорно.
Хоть выколи.
Глаз.
Газ выключи...
Вода  в бутылках
Замёрзнет до весны.
Только фонарь горит, как солнце.
Белесое взбесившееся солнце...
Иль на худой конец планета,
Для жизни непригодная.
Сатурн, Венера?
Лечу на Шаттле туда, сгорает на лету
Обшивка. Похоже, и я сгорю,
Не долетев. Иль долетев сгорю.
Какая разница? Ведь жизнь конечна.
Тут просится мне в рифму вечность.
Но что это за штука- вечность?
Непостижимо. Да и потом,
Что вечность рядом с жизнью?
Пусть бродит стих во мне...
(Пока горит обшивка)
...Под ватным одеялом.
На даче.
На сентября исходе.
Или исходе мира?
А всё же хорошо, что на Венере
Всё спокойно.
Всё как обычно на Сатурне, говорят.
Мы просто печь перетопили с перепугу.
Теперь с обшивкою естественно беда.


Картинка: Илья Чашник. Космос - красный круг на чёрной поверхности. 1925 г.


Рецензии
Да, темно и беспризорно.
Как на голландской картине, где старуха, на самом деле не старая, странно сидит на стуле, вглядываясь в тёмное заоконье,а там прозрачная фигура ребёнка.

Хома Даймонд Эсквайр   24.10.2025 21:32     Заявить о нарушении
Темно и бепризорно.

Честно говоря не нашла такую. Инет подсовывает картину Юлии Литвиновой «Иди сюда, милая».

Варвара Солдатенкова   24.10.2025 23:19   Заявить о нарушении
Хтонический ужас. Да, именно это испытывают многие, изучив картину Якоба Вреля (1617-1681) "Женщина, машущая девочке за окном".

Здесь, и правда, что-то не так. Вроде бы обычная бытовая сцена в зажиточном доме: ярко освещённая комната (такого света, кстати, нет ни в одной другой картине Вреля), оконные стёкла в частом свинцовом переплёте, над рамой дорогой фарфоровый набор и начищенное до блеска медное блюдо.

Стерильность портит лишь клочок какой-то ткани на полу.

Но эта женщина в чепце, она так подозрительна: мы не видим её лица, она резко прильнула к окну и, вглядываясь в темноту, машет ребёнку. Она удивлена? Рада? Шокирована? Почему дитя одно на улице в кромешной ночи?

Девочка не выглядит счастливой, мутное стекло делает её образ пугающим и мертвецки-бледным.

Стул странно кренится. Его геометрия противоестественна. Кажется, женщина вот-вот упадёт, но что-то мистическое удерживает её равновесие.

Объяснений происходящему у экспертов несколько: кто-то считает, что скорбящая мать увидела в окне призрак умершего ребёнка (выплаканный ею платок на полу – тому свидетель), кто-то видит в излишне изолированном помещении аллегорию конца жизни самой женщины (где девочка – это она сама), или вообще галлюцинации старушки в сумасшедшем доме.

Некоторые находят на её руке глубокий порез (а значит, на полу лежит бинт) или вспоминают исландскую средневековую песенку о том, как девушка родила девочку, завернула в тряпку и выбросила. А спустя время в окно к ней постучал призрак ребёнка: "Мамочка-мамочка, вот тебе тряпочка"

Жуть!

Однако есть происходящему и прозаичное объяснение: Якоб Врель – признанный мастер бытовых сюжетов, и мистицизм ему чужд. Поэтому, похоже, ребёнок просто загулялся допоздна (подобный сюжет Врель уже писал (6).

Пугающая стерильность комнаты связана с культом чистоплотности в Голландии XVII века. А платок на полу – это лишь клочок бумаги с подписью – этакий знак авторства, фирменный жест Вреля, встречающийся в ряде его работ (7).

Но эта женщина в чепце, она так подозрительна

Хома Даймонд Эсквайр   24.10.2025 23:38   Заявить о нарушении
Да, любопытная картинка. Думаю, песенка - верный вариант. А то, что художник не замечен в мистических сюжетах, так это определённо опровергает сия картина. Ни разу не обычный сюжет. Тревожный и потусторонний. Тряпочка опять же.

Варвара Солдатенкова   25.10.2025 09:20   Заявить о нарушении
Всяко рассматривала. Тоже пришла к такому выводу

Хома Даймонд Эсквайр   25.10.2025 09:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.