Неопытный отец Григорий - факты
ТАЙНЫ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАДДО.
Неопытный отец Григорий.
Многие ищут понять причины, моральные принципы, которым следовал писатель, создав для человечества свой очередной шедевр. Известный критик Розанов 50 лет боролся с Гоголем, в конце концов произнеся себе суд: “Гоголь победил меня!”
Пытаясь расшифровать, взломать скрытые коды художественных творений гениальных творцов, литераторы, не скупятся на комментарии, реплики, не всегда они вежливы, часто намеакальны (от намек + маниакальность), почти всегда их фехтовальные уколы пером буровливы, выжигательно едки, в словопрительной состязательности доводов оскорбительны на пределе и тягостны в горшее, не в меру истязательны…
Поэтому я, столкнувшись уже с такого рода нападками, решил наперед предупредить их очередное появление, и всё показать, как и откуда, что у меня взялось в повести “Неопытный отец Григорий”.
К слову сказать, произведение закончено мною в прошлом, 2024 году… Первоначально я издал это сочинение в форме рассказа, вошедшего в сборники “У церкви стояла карета” и “Велигер”. Впоследствии я доработал сюжет, внеся в него саспенс и сделав установку на хоррор — ища обогатить материал, и расширил его до рамок повести. В основе рассказа у меня находилась история преследования женщиной священника, случайно встретившегося ей в привокзальной гостинице.
Теперь, если позволите, я перейду к фактам, то есть к фабуле, иначе говоря, тем событиям, в реальности бывшим, по следу которых создавалось произведение. Хочу отметить, что сочинением оно называется в целом, не забудем, однако, что вписывались мною в единую канву замысла по сути только подлинные факты. Ну, вы понимаете, все так делают, и мне не быть здесь первооткрывателем…
Сразу скажу, что хоррор здесь настоящий, да и все практически подсмотрено мною у людей — в привычной для них жизни… Начну же, как полагается, с себя…
Главные герои повести священник Григорий Назинцев и Алиса Девясила, этакая Фрекенбок, напыщенная, гордая и злая, достаточно отталкивающая личность, несмотря на свою привлекательность и молодость…
Будьте готовы к тому, что описывая тайну создания “Неопытный отец Григорий”, я вынужден буду коснуться и ярких моментов своей автобиографии, о которых прежде умалчивал…
Произведение весьма насыщено, советую его прочитать или перечитать вначале, чтобы мне не пересказывать сюжет…
Укажу лишь то, что в действительно происходило… Приготовьтесь, тут найдется немало неожиданностей. Например, открою много таинственного о себе…
Итак, начнем, с Божиим благословением…
На первый взгляд может показаться, будто я издеваюсь над священником, подшучиваю над ним… В некотором смысле, ирония, конечно, присутствует в нескольких местах, но в целом мною писалась трагедия, и определенная легкость, отнюдь не шалость, считал я, нисколько не помешает восприятию шокирующего финала, а лишь оживит, и даст понять характер главного героя.
Основной акцент сделан на неопытность молодого иеромонаха, и это, так или иначе, намеренно мною подчеркивается.
Град Казань, как место действия, выбран не нарочно, в общем-то, поскольку исторически выверенные события разных повестей всегда у меня происходят в различных городах, я стараюсь охватить своим творчеством, последовательно, побольше мест в дореволюционной России. Само собой, разумеется, нравится писать о местах, где лично побывал. Это естественно. Возникает здоровая связь между путешествием и воспоминаниями о нем… Уже позже мною проведено и опубликовано этимологическое исследование о сходстве и связи слов: “казак”, “казань”, “казнь”.
Теперь факты…
1. Миссионер проповедует и говорит о милосердии, о его необходимости, указывает на притчу из Евангелия в качестве примера, убеждает, как нужно поступать. Затем, вечером того же дня, он попадает в схожую ситуацию, и ничего не делает… При этом пастырь желает вроде бы проявиться и сотворить добро, о котором говорил нынче прихожанам, а не находит в себе силы… Взято из реальной жизни. Не смею сказать, впрочем, мне очень стыдно, но это я.
2. Алиса Девясила ведет себя мстительно, желая устранить священника, мысленно клевещет на него, и смотрит так, словно готова даже убить… Кто это? Образ также, как и предыдущий, взят из повседневности. Некая дама, под видом заботы о храме, в который меня назначили настоятелем, позвонила мне, когда я находился в длительной командировке в Иерусалиме, и спросила несколько раз, вернусь ли я. На что, я ей не ответил прямо, а только переспросил, для чего она интересуется. Затем эта особа направилась к архиерею, и оговорила меня, поведав тому, точно я не приеду назад со Святой Земли. Увы, епископ ей поверил! И снял меня с настоятельства, о чем мне сообщил после моего возвращения… При нашей встрече, я достал святителю серебряную с позолотой панагию, купленную мною в Кане Галилейской ему в подарок, увидев ее архипастырь пришел в смущение, и направил меня снова служить в Русскую Духовную миссию в Иерусалим…
3. Алиса ломает ногу. Взятый за основу случай произошел со мной в Германии в аэропорту. Было так. Все стояли в очереди на оформление. Я вышел из здания осмотреться, и ко мне с трех сторон направились двое мужчин и женщина… Больше никого из людей не находилось поблизости. Я сразу угадал, что эта тройка — сотрудники контрразведки. Внезапно, пожилая дама падает, как подкошенная, все мы подходим к ней, и я вижу, что у нее нога сломана, торчат кости из порванной брючины… Знаете, я повидал и прежде переломы, но такого яркого и ужасного еще не встречал…
4. Отец Григорий помогает Алисе, несмотря на то, что сам ею смертельно ранен. Символически заложена в убийство Назинцева следующая история. Мать моя, однажды замахнулась на меня, палкой для городков, окованной металлом, и слова ее прозвучали при этом: “Убить такого!” У нас всегда были с нею сложные отношения, из-за неприятия мною отчима, и в тот момент они естественно достигли апогея. Эта семейная драма произошла из-за того, что у меня в их мещанской квартире неожиданно отказала нога, и очень болюче, я упал и просил отчима помочь мне подняться, но он оставался глух. И вот, что вызвало ее гнев… Мои слова о том, что отчим меня никогда не любил! Мама стала богатая под конец своей жизни, и очень дорожила своим благополучием, не зная и не догадываясь о том, что вымолил ей счастливую старость ее старший сын, монах, лишенный ею наследства… Прошло уже двадцать лет с того случая. Мамы и отчима нет в живых. О том, что сделался писателем я им не сообщал.
5. Явление курящих джентльменов. Дополнено по мотивам записанного мною мистического рассказа, услышанного посреди леденящей ночи, в таежном скиту, из уст священника-отшельника. Мне пришлось изменить обстоятельства, немного приправить их и разнообразить.
6. Бегущий старчик. Поскольку в рассказе осталось неясным почему Алиса сломала ногу, то я ввел в него, сведения о том, как в молодости она входила в реку и выскочил некто невидимый, на самом деле смерть, и потом при выстреле у нее повторилось то же. Вот настоящее событие, о котором мне известно… Мальчики купались и из воды восстал незримый бес, с силой оттолкнув входящего в воду паренька…
7. Алиса кусает губы с досады. Такое мне приводилось видеть. Крики отчаяния, невыносимые для слуха нормального человека, тоже слышал я на отчитках.
8. Алису разыскивает полиция. Окончательный вариант повести снабжен небольшим прологом, в котором приводятся настоящие данные, о которых немногие верующие знают, в частности о том, что террористическая организация, занимавшаяся истреблением правящего класса в России, родоначальница движения, приведшего к власти большевиков, называлась “АД”. Алиса вводится в текст как террористка, разыскиваемая политическим сыском, и ее ненависть к представителям духовенства совсем не банальна, а исторически достоверна… Таким образом, становятся ясными, для читателей, не склонных доверять священникам, ее скрытые мотивы. Впрочем, если вглядеться в склад характера Девясилы, можно понять, что мною описана подлинно чекистка, зверобабище, и скверные особенности ее непоколебимого норова четко угаданы. То что она оказывается в кандалах, — вполне отрадно и вселяет надежду в справедливый суд Всевышнего…
Теперь расскажу о причинах написания художественного полотна и о моральных принципах, коими я руководился при его создании…
Главная причина есть творчество, и только оно заставляет меня творить, а еще любовь к изящной словесности и психологии…
Образ молодого пастыря, иеромонаха, борющегося с внутренней нерешительностью в делании добра, резко контрастирует в произведении с образом критичной особы, видящей зло только во вне, и не замечающей, что сама она порождает зло в своих глубинах, долговременно лелея безжалостно выплескиваемое наружу худо, охотно живя очернением жертвы, и питаясь, словно паук, ее тугой и ступором…
Священник, своей неловкостью, кажется читателю запутавшимся, несостоявшимся как человек, служитель Бога, врач душ, каким он называется в церкви, в противоположность доктору Островидову, обывателю, другому персонажу повести, необходимость которого для всех, делает того уверенным в своих силах. И все же как раз таки священник по-настоящему показывается в произведении сильным, ибо будучи смертельно ранен Девясилой, он проявляет милосердие к ней, оказывает помощь ее сломанной ноге именно он, участливо смотрит, — действуя вопреки запретам, — поднимает на руки, дает ей то, чего она безусловно искала, внимание со своей стороны, показывая, что любит ее, как попавшую в беду овечку, ради которой сходит в опасный обрыв пастух, забывая свои раны и скорби… Не ища удовлетворения окружающим его недоуменным взглядам, пастырь, смелым поступком разрушает закосневшиеся предубеждения большинства, выраженные в рассуждениях о нем жандарма: “Зачем ты здесь!?”, “Что в тебе такого?”
Произведение построено на контрастах и преувеличениях.
Пастырь-проповедник говорит о высоком и возвышенном, и окрылившись своею патетической речью, исходит в мир, и вот мужик в его подъезде лежит в луже мочи, а он смотрит, заткнув нос…
Священник, представитель религии света, идет по освященному перрону, а его убийца прячется во тьме.
Алиса хочет увидеть в подвернувшемся ей святоше, ни более как ничтожество, она умело провоцирует заблудшего, обольщает, намереваясь обесславить, выходит из себя, свирепеет от его проявленной трезвенности, в конечном итоге же познает великого, очень необычного, двигающегося своим, исполненным божественного призвания путем, в который она безустально вмешалась, влезла, действительно оставив сиротами очень многих, бесконечно нуждающихся в терпеливом участии страдальцев, для коих Назинцев мог стать духовным отцом. В этом ее боль и поражение, с которыми знакомится читатель в развязке повести “Неопытный отец Григорий”.
Здесь недвусмысленно и откровенно все показано, но настолько тяжело порой знать себя самого, что путаешься, и скорее готов видеть всех вокруг дурнями и шизиками, нежели понять истину. Истина же есть Христос.
М.Донской, 2025
Свидетельство о публикации №225093000120
создания произведения.
Я не художественный,
так не могу.
Василий Овчинников 30.09.2025 04:06 Заявить о нарушении