Летим в Ташкент! Герой всего Союза! часть 2

Второй эпизод с этими же проверяющими из МАПа произошел уже в Ташкенте, прямо в заводской гостинице «Восток», на Усмана Юсупова. Там, кстати, останавливались не только мы. ВТАшники, следующие в Афганистан, или возвратившиеся оттуда, летчики-испытатели, военпреды всех наших предприятий.
Стационарный телефон в главном корпусе «Востока»   был один. Мобильников в середине 80-х еще не было. А, из-за разницы с Москвой, для звонков у нас оставалось времени совсем мало. Ведь звонить нам приходилось уже после возвращения с завода, по результатам дня, и при этом успеть надо было до окончания рабочего дня в Москве.
Причем, связь требовалась постоянно. По результатам сборки документация корректировалась, по результатам испытаний изделие дорабатывалось.

Между тем, работали мы на ТАПОиЧ не одни. И связь каждый день нужна была не только нам. Звонили на свой завод киевляне. Звонили Каменск-Уральские ребята. Они, в частности,  делали технологический стенд для отработки нашего изделия на земле. Звонили бериевцы и илюшинцы новожиловские. Нередко в эту компанию включались военпреды наши и киевские.
Короче, народу набиралось немало, приходилось ждать.
Вот и в тот раз спустилась я в холл, вижу, – по телефону разговаривает невысокий коренастый человек, а один из наших попутчиков – «проверяющий»   из Министерства авиационной промышленности, настоятельно требует прервать разговор.
Ему, видете ли,  нужно срочно позвонить в Министерство! Между тем, человек продолжает разговор. Только отворачивается от назойливого чиновника, пытаясь расслышать кого-то на том конце провода…
Так продолжается несколько минут. Наконец, решив, что министерский статус дает ему некие особые права, «проверяющий»   пускает в ход свою, как ему кажется, козырную карту, говорит:
–  Да вы знаете, кто Я!?
Перечислить свои заслуги перед отечеством чиновник не успевает.
Человек поворачивается к нему, и, прикрыв ладонью трубку, спокойно, с достоинством, но и с, едва уловимым юмором, говорит:
– А вы? Знаете, кто я?

Пауза длится несколько секунд. Все замолкают, прислушиваясь, а коренастый продолжает:
– Я - Герой ВСЕГО Советского союза!

Это был высший статус! Непререкаемый. Достойный и неожиданный ответ.
Чиновник сник, и успокоился. Бесцеремонность «проверяющего»   сменилась терпеливым ожиданием.

Позже я узнала, кто был тот человек, говоривший по телефону. И даже не раз сама обращалась к нему, когда мне для получения комментария нужен был эксперт в области отечественного авиастроения, специалист экстра-класса...
Так вот, это был - Александр Михайлович Тюрюмин.
Заслуженный летчик-испытатель СССР, установивший к тому времени уже 9 мировых рекордов на самолетах Ил-76, Ил-86.
Кавалер ордена Ленина, Кавалер Ордена Красного знамени. 
Как он сказал тогда сам: Герой ВСЕГО(!) Советского союза!

(продолжение читать в части 3)


Рецензии