Их останки не способны разлагаться

Друзья!
Из Сети
"В каждой религии есть то, что может показаться странным посторонним лицам.
Римско-католическая церковь в этом плане не является исключением. Католики
считают, что некоторые люди настолько были святы при жизни, что их останки не
способны разлагаться. И это делает их нетленными.
Мистика нетленных мощей
Все привыкли думать, что физическая кончина любого живого существа является
необратимым процессом, т. е. вернуть покойника к жизни невозможно. Издавна
преподобных выявляли по нетленным останкам. Если они спустя десятилетия не
подвергались разложению, то это был знак особой духовности.
Божественная Франческа Романа
Ее еще называли Санта Мария Нова. Она считалась нетленной через несколько
месяцев после смерти в 1440 году. Когда спустя два столетия вскрыли вновь
гробницу, то в ней были всего лишь кости в монашеском одеянии.
А так как она не разложилась, когда гробница была открыта впервые, то ее признали
нетленной. Она никогда не потеряет этот статус, чтобы бы ни случилось далее.
Блаженная Анна Мария Таиджи
Умерла она в 1837 году. Окрыли гробницу спустя восемнадцать лет. Все, кто любил и
знал ее при жизни, просили переместить ее поближе к Риму. Когда впервые
обнаружили ее тело, то оно выглядело так, как будто она только что умерла. А когда
открыли вновь через три года, то одежды уже истлели. Ее переодели в новое одеяние
и положили в двойной гроб.
В 1920 году гробницу открыли в третий раз, ее мощи уже начали разлагаться,
поэтому на лицо и верхние конечности был нанесен слой воска, чтобы сохранить ее
облик.
Гроб выставлен в Риме, в церкви Сан-Кризогоно.
Мученик Джовани да Триора
Он был замучен во время служения миссии в Китае. Сначала его пытали, а потом
задушили и повесили на кресте.
Причина таких издевательств была в том, что он не отрекся от своей веры. Его мумия
выставлена в Риме, в базилике Санта-Мария-ин-Арачели.
Блаженная Паула Фрассинетти
Она помогла основать орден божественной сестры Дороти. Всю свою жизнь Паула
Фрассинетти посвятила помощи бедным людям и воспитанию девушек. Умерла в
1882, а найдена - в 1906 году, когда и была признана нетленной.
Черты лица ее остаются нетронутыми, так как его обрабатывают карболовой
кислотой. В настоящее время она находится в стеклянном гробу в монастыре
Священной Доротеи в Риме.
Праведная Виктория
Она не захотела выйти замуж за человека иной веры. За это ее замучили и убили.
Спустя много лет ее нашли нетленной. В настоящее время ее тело, заключенное в
воск, находится в церкви Санта-Мария-делла Виттория в Риме.
Безгрешный Роберто Беллармин
Он был обаятельным и простым человеком. В течение жизни он успел побывать
писателем, проповедником, настоятелем, епископом, кардиналом. Любовь к богу
переполняла его. Очень тяжелыми были для него три последних года жизни. Он
постоянно страдал от холода и обморожений.
Подхватив лихорадку, он уже не смог излечиться и умер в 1621 году. Его останки
выставлены за стеклом. Одет он в красные кардинальские одежды. Увидеть его
можно в церкви Божественного Игнатия в часовне Римского колледжа.
Благочестивый Камилл де Леллис
Большую часть жизни он посвятил служению больным людям. С бедными он был
добр, а с другими становился суровым и упрямым. Милосердие он считал главной
целью, т. е. это то, ради чего он жил. Кроме того, он был уверен, что таким образом
приблизится к богу.
В своих трудах он очень подробно описывал существующую медицинскую практику
шестнадцатого-семнадцатого века. Умер Камилл де Леллис в 1614 году. На всеобщее
обозрение выставлено чучело.
Святой Римский папа Пия V
Когда его избрали папой, он оставался суровым человеком. Требовал от себя и
других беспрекословного соблюдения многих запретов. Он щедро раздавал
милостыню нищим. Посещал лечебницы, утешал умирающих, обнимал прокаженных.
Говорили, что он собирался превратить Рим в большой монастырь.
Останки умершего в 1572 году Пия V от мочекаменной болезни, заключены в
серебро и выставлены в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме.
Блаженный Карло да Сецце
Умер в 1670 году.
Скелетные останки находятся под алтарем, позади восковой фигуры, которая
выставлена в церкви Сан-Франческо-а-Рипа в Риме.
Нетленные мощи – божественное чудо?
Такие останки – это предмет для почитания всех верующих. В католической, как и
христианской культуре, нетленные останки угодника божьего считаются признаком
святости. Причины нетленности некоторых из них ученые смогли разгадать и
объяснить. Однако окончательно раскрытой эту тайну назвать нельзя. Зачастую не
подверженные разложению мощи испускают специфический запах святости. Им
является сладковатый аромат миры или лаванды.
Верующие люди думают, что мощи достойнейших не подверглись гниению по воле
Бога. Именно он сохранил их. Мистики утверждают, что причина этого явления
кроется в духовных практиках, а также медитации. Они считают, что с их помощью
реально изменить биопроцессы, которые происходят в умершем. Известно еще
несколько версий, но ни одна из них не дает полного ответа на вопрос, почему мощи
остаются нетленными.
Мнение специалистов
Патологоанатомы уверяют, что после вскрытия гробницы нарушается микроклимат,
что ведет к самопроизвольной консервации. Если бы гробница не была потревожена,
то останки были бы сохранены навсегда. Этим процессом и объясняется то, почему
многие из них разлагаются в стеклянных гробницах. Нетленными их сделало то
состояние, в котором они находились до того, как их впервые обнаружили.
Медитация и консерванты – путь к нетленности?
Многие ученые мужи изучают закономерности процессов разложения умерших. Их
цель - выяснить все этапы гниения в зависимости от внешних факторов. Было
выявлено, что большие шансы обрести нетленность у тех индивидов, кто подвержен
духовными практиками. Согласно проведенным исследованиям было обнаружено,
что состояние медитации оказывает воздействие на происходящие в организме
процессы и как бы «замораживает» ткани. Эти объясняется то, почему йоги в
основном выглядят несколько моложе своих лет, а после того как умрут, их естество
не разлагается. Однако, несмотря на все гипотезы, нетленные мощи до настоящего
времени считаются непознанным феноменом".
https://mirtesen.ru/
..Други!
Подробнее
"...Нирвана есть качество вмещения всех действий – насыщенность объемлемости. Трепетом
озаренности притекают истинные знания. Языки не имеют более точного определения этого
процесса. Спокойствие – лишь внешний признак, не выражающий сущности состояния.
Будда упоминал о покое, но лишь это внешнее условие было усвоено слушателями. Ибо слушали все-
таки люди, которым покой звучит близко. Действие как заслуга мало понятно.
< ... >
Так же при выборе сотрудников обращайте внимание на подробности при малых действиях.
Установив сущность человека через зрачок глаза, Мы облекаем его привычками малых действий.
Менее всего придавайте значение словам, как водам текущим. Малые действия, напитывающие всю
жизнь, лучше обозначают свойство человека – из них вырастают большие. Мы не очень верим
подвигам случайным. Со страху можно совершить подвиг мужества.
Нужны сознательные действия, лишь они ведут к Нирване.
Источник: Учение Живой Этики - Листы Сада М. Озарение, Часть третья, 5, 7.
Права Урусвати, утверждая, что Владыка Будда должен был дать миру понятие нирваны, ибо мало
желающих трудиться вечно на творчество новых форм. Нирвана только ступень космических
нескончаемых периодов. Наши ученики могут торжествовать, накопляя земное достояние,
устремленным сознанием переносясь к высшим мирам. Не лучше ли служить явлению великой,
вечной переработки и трансформации из низшего к высшему, чем быть слугою застоя?
Посмотрим даже незначительные запруды вод вызывают гниль. Примеров много, когда
залежавшиеся остатки плодили уничтожение сфер. Каков же будет результат от застоя воли и
сознания? Породитель покоя может вызвать злейший взрыв, но одна вспышка огня духа в унисон с
Космосом может вызвать умиротворение целого народа.
Источник: Учение Живой Этики - Беспредельность, часть 1, 28
Спокойствие сердца не есть успокоение. Горящее сердце не может успокоиться. Спокой сердца есть
твердость и непоколебимость. Таким пониманием можно достичь напряжения, которое ведет к
Нирване.
Источник: Учение Живой Этики - Сердце, 379
Высока Лазурь земная, но она, как шерсть перед просветлением огненным. Так входящие в Огненный
Мир не могут дышать воздухом Земли. Именно Нирвана есть огненное восхождение.
Источник: Учение Живой Этики - Мир Огненный, часть 1, 157
Блаженство, Нирвана, Божия близость и все равнозначащие названия состояний высших обычно
понимаются в земном разумении; так блаженство непременно блаженное забытье и услада какого-то
отдыха бездействия, но забвение может пониматься как забвение земных средств и примеров.
Действительно, к чему такие ограниченные земные приемы, когда уже можно действовать высшими
энергиями? Можно ли сопоставлять Божию близость с бездействием и впадением в забытье? Такое
соотношение противно самому смыслу приближения к Высшему Началу. Такое приобщение к
Высшему, такое преображение высшими энергиями прежде всего побуждает к усиленному
напряжению всех сил.
Источник: Учение Живой Этики - Мир Огненный, часть 1, 644
Но и вдохновение, и красота не лежат в середине. Значит, и середина, как равновесие, не умаляет, но
утверждает напряжение энергии. То же самое называем Нирваною. Это середина – не низшее
трепетание, но равновесие высшего напряжения.
Источник: Учение Живой Этики - Аум, 480
Что есть Нирвана? "Нирвана есть качество вмещения всех действий, насыщенность всеобъемлемости.
Трепетом озаренности притекают истинные знания. Спокойствие есть лишь внешний признак, не
выражающий сущность состояния". Согласно современному нам пониманию, Нирвану можно
определить как состояние совершенства всех элементов и энергий индивидуальности, достигших
наивысшей интенсивности, доступной в данном космическом цикле.
< ... >
Все эти смены форм или бытия ведут к одной цели - достижению Нирваны, то есть полного развития
всех возможностей, заложенных в человеческом организме.
Но буддизм учит познавать и творить благо независимо от этой цели, ибо в противном случае это
было бы невежеством самости, абсолютным эгоизмом, и подобный спекулятор заранее осужден на
разочарование. Как сказано: "Нирвана есть синоним бескорыстия, полный отказ от всего личного во
имя истины. Невежественный человек мечтает и стремится к Нирване, не имея ни малейшего
представления об истинной ее сущности. Творить добро с целью получения результатов или же вести
дисциплинированную жизнь для достижения освобождения не есть благородный путь, завещанный
Готамою Буддою. Без мысли о каких-либо вознаграждениях и достижениях должна быть пройдена
жизнь, и такая жизнь есть наивеличайшая".
Состояние Нирваны может быть достигнуто человеком в его земной жизни.
< ... >
Дхармы (трансцендентальные носители определенного качества) вовлечены в поток вечного
изменения. Сочетания их определяют особенности предметов и индивидуумов. Неизменно лишь то,
что находится вне сочетаний.
Древнее учение знало лишь одно понятие, которое не было составным, условным и было вечным –
это Нирвана.
Источник: Рерих Е.И. - Основы буддизма
Урусвати знает, что Нирвана есть высшее гармоничное напряжение энергии.
Паранирвана есть тем более высшее напряжение. Люди полагают, что Нирвана им недоступна, и для
Самадхи требуется долгое телесное и духовное упражнение.
Но не забудем, что организм человеческий есть совершенный микрокосм, в нём заключаются
всевозможные явления до беспредельности.
Каждый человек может ощутить намёки на чувствования Нирваны и Самадхи. Но такие намёки будут
так быстротечны, что земное сознание не умеет усвоить их. Человеку может показаться, что он
беспричинно теряет сознание, или вспыхивает необъяснимым огнём, или как бы теряет телесный вес.
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 05.10.1939

Нирвана есть высшее гармоничное напряжение.
Источник: Рерих Е.И. - Записи Учения Живой Этики, 03.04.1945
Источник: Учение Живой Этики - Братство, часть 2. Надземное".
https://ru.teopedia.org/
...Да,чудны и необъяснимы твои дела,  мой Боже!
В.Н.
************
1.Неужели жив? Тело Ламы Даши-Доржо
Итигэлова, погрузившегося в медитацию в 1927
году, не тлеет

В Иволгинском дацане, расположенном в 40 минутах езды от Улан-Удэ,
хранится одна из величайших загадок современности – нетленное тело
Пандито Хамбо-ламы XII Даши-Доржо Итигэлова, бурятского
религиозного деятеля, умершего в 1927 году. Его тело, сохраняющее
признаки жизни спустя почти столетие, привлекает тысячи паломников и
учёных со всего мира. Лама, ушедший в нирвану в состоянии глубокой
медитации, оставил после себя не только духовное наследие, но и
феномен, который бросает вызов современной науке.
Жизнь и путь Даши-Доржо Итигэлова
Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо, близ
современного улуса Оронгой в Бурятии. Осиротев в раннем возрасте, он
в пять лет пас овец, но уже в 15 лет проявил решимость, отправившись
пешком за 300 км в Анинский дацан, чтобы изучать буддийское учение.
Там, в течение 23 лет, он постигал философию, тибетскую медицину,
санскрит и логику, демонстрируя выдающиеся способности. По словам
историка Янжимы Васильевой, его наставник Галдан Аюшиев создал
условия, чтобы Итигэлов избежал воинской повинности, организовав
сбор средств от местных жителей для выплаты «отступных» в казну.В
1898 году Итигэлов вернулся в Янгажинский дацан, где преподавал
буддийскую философию и стал настоятелем.
В 1911 году его избрали Пандито Хамбо-ламой XII – главой буддистов
Восточной Сибири. На этом посту он проявил себя не только как
духовный лидер, но и как организатор: во время Русско-японской войны
он жертвовал личные средства на строительство храмов в память о
погибших, а в годы Первой мировой войны организовывал госпитали
для раненых, за что получил государственные награды. В 1913 году
Итигэлов участвовал в праздновании 300-летия дома Романовых в
Санкт-Петербурге, где был принят Николаем II и подарил царской семье
буддийские реликвии.Предвидя репрессии против духовенства в
Советской России, Итигэлов в 1926 году советовал ламам покинуть
страну, но сам остался, заявив: «Меня они не успеют взять». Его слова
оказались пророческими: в 1927 году он ушёл из жизни, избежав
сталинских гонений.
Уход в нирвану
15 июня 1927 года, в возрасте 75 лет, Даши-Доржо Итигэлов собрал
учеников в Янгажинском дацане и объявил о своём уходе. Сев в позу
лотоса, он попросил их прочитать молитву «hуга Намши» –
благопожелание для умершего. Ученики отказались, не желая
произносить её при живом учителе. Тогда Итигэлов начал читать
молитву сам, и постепенно они присоединились. В состоянии глубокой
медитации, известной в буддизме как «тукдам» (посмертная медитация
на Ясный Свет Ума), он перестал дышать. Перед уходом он оставил
завещание: «Навестите моё тело через 30 лет, а через 75 лет я
вернусь».Его тело, помещённое в кедровый саркофаг в позе лотоса и
засыпанное солью, было захоронено в местности Хухэ-Зурхэн
Иволгинского района. Это событие, как отмечает РИА Новости, стало
началом легенды, которая спустя десятилетия привлекла внимание всего
мира.
Нетленное тело: феномен
Согласно завещанию Итигэлова, его тело проверяли в 1955 и 1973 годах,
и оба раза оно оставалось нетленным, без признаков разложения. 10
сентября 2002 года, спустя 75 лет, саркофаг был вскрыт в присутствии
лам, властей и судмедэкспертов. Как сообщает КП, тело сохранило позу
лотоса, кожа осталась эластичной, суставы подвижными, а нос, уши и
глаза – нетронутыми. Экспертиза, проведённая в 2003 году профессором
РГГУ Галиной Ершовой, показала, что органика кожи, волос и ногтей
Итигэлова идентична живому человеку. Однако температура тела (ниже
20°C) и высокий уровень брома (в 40 раз выше нормы) указывают на
смерть. Учёные предположили, что Итигэлов мог ввести себя в
состояние анабиоза, подобное тому, что наблюдается у некоторых
животных в условиях стресса.
Феномен Итигэлова остаётся необъяснимым. Буддисты, включая
хранителя тела Бимбу Доржиева, утверждают, что лама пребывает в
состоянии «тукдам», а его тело продолжает проявлять признаки жизни:
оно потеет, набирает вес (до 2 кг в год), а одежда пропитывается влагой,
требуя замены.
Научные и религиозные интерпретации
С научной точки зрения феномен Итигэлова вызывает споры. Доктор
Барри Керзин, врач Далай-ламы, считает, что лама находится в редком
состоянии посмертной медитации, которое может привести к состоянию
Будды. Исследования нейрофизиологов подтвердили, что «тукдам»
вызывает уникальную активность мозга, но объяснить сохранность тела
Итигэлова наука пока не может. «Аргументы и Факты» цитируют учёного
Большакова, который утверждает, что тело Итигэлова поддерживает
«энергоподпитку» через молитвы лам, чьи вибрации соответствуют
частоте клеток мозга.
Буддисты, напротив, видят в Итигэлове доказательство духовной силы.
Пандито Хамбо-лама XXIV Дамба Аюшеев считает, что Итигэлов
неземного происхождения, а его нетленность – свидетельство
достижения нирваны. Паломники, посещающие Иволгинский дацан,
верят в исцеляющую силу тела ламы, а некоторые сообщают об
исполнении желаний.
https://mt.ru/absolute-rating
**********
2.Бурятское нетленное чудо, или есть ли жизнь после смерти

В 2002 году мир облетела научная сенсация: в Бурятии обнаружили нетленные останки
буддистского ламы. Но как они не разложились за 75 лет?
Разноцветный и сверкающий на солнце храм видно издалека, и проехать мимо
него невозможно. Это Иволгинский дацан — главное место в буддийской культуре
Забайкалья. Он находится недалеко от бурятской столицы города Улан-Удэ и никогда
не пустует.
В дацан едут буддисты не только из традиционной для этой религии Азии, но и адепты
из Европы, преодолевая тысячи километров по незнакомой им России. А все ради
главной достопримечательности дацана.
Впрочем, достопримечательностью ее легкомысленно называют люди светские, а для
буддистов это Нетленное Тело Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова — величайшая
святыня Бурятии и всего буддистского мира.
Посмотреть на нетленные мощи в дни праздников (в остальное время тело скрыто от
общего доступа) приезжают тысячи паломников, а ученые до сих пор ломают голову
над феноменом нетленных останков.
Как такое может быть, чтобы тело человека, умершего в 1927 году, оставалось не только
нетленным, но и с живыми клетками, мягкими тканями, подвижными суставами и без
признаков разложения? Неужели научный феномен? Давайте разбираться.
Как всё началось
Собственно, а кто это такой Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов, и отчего его так
почитают буддисты после смерти? Хамбо-ламой раньше называли ученых монахов,
позднее настоятелей монастырей, а в настоящее время это титул главы в региональных
буддистских организациях.
Даши-Доржо Итигэлов занимал эту высокую должность в начале XX века. Хроники
говорят, что это был выдающийся человек, чьи глубочайшие знания и непререкаемый
авторитет выделял его среди других лам.
Итигэлов за свою длинную жизнь написал более 50 сочинений по буддийской
философии, оставил после себя фундаментальный труд по фармакологии и духовное
завещание, которое и поныне почитают его последователи. В 1917 году «по состоянию
здоровья» он сложил с себя полномочия и ушел на покой.

В июне 1927 года 75-летний Итигэлов призвал своих учеников, объявил им, что его
время пришло и стал готовиться к смерти. Процесс заключался в чтении молитвы и
постепенном входе в состояние медитации. Через семь дней хамбо-лама перестал
поддавать признаки жизни, и его голова опустилась на грудь.
Это был сигнал ученикам, что сознание учителя переселилось в Нирвану. Согласно его
завещанию, монахи похоронили Итигэлова в кедровом саркофаге, поместив в него тело
учителя в позе лотоса и засыпав доверху крупной солью.
У буддистов не принято посещать захоронения предков, но Итигэлов завещал
проведать его тело через 30 лет. Сделали это раньше. В 1955 году в Бурятии произошло
сильное землетрясение, и последователи хамбо-ламы опасались, что оно повредило
саркофаг. Уголовно наказуемую эксгумацию монахи провели втайне.
Удивительно, но тело Итигэлова совсем не разложилось, лишь только от соли
расползлась одежда. Ее заменили и закопали тело вновь. Второй раз прах потревожили
в 1973 году после серьезного наводнения. А в сентябре 2002 года уже с разрешения
властей тело окончательно извлекли и поместили в Иволгинский дацан.
Открытие саркофага ламы Итигэлова в 2002 году
Нетленная сенсация
Такова предыстория. Главное началось позже, ведь на последнюю эксгумацию
пригласили не только представителей власти, но и ученых. И вот они-то и раструбили по
всему миру про удивительный феномен нетленных останков. Глядя на них, невозможно
было поверить, что этот человек умер.
У него был здоровый цвет лица, сохранившиеся глаза и зубы, эластичная кожа и
подвижные суставы. Казалось, что тело продолжает жить своей жизнью, несмотря на то
что сознание покинуло его 75 лет назад.
Останки Итигэлова сразу после эксгумации в 2002 году
После проведения исследований частиц кожи Итигэлова ученые пришли к выводу, что
клетки ламы не только не умерли, но и продолжают делиться, хоть и со скоростью в
миллионы раз медленней, чем обычно.
«В мировой практике это единственный официально зафиксированный случай» —
утверждал эксперт Виктор Звягин.
Вообще, в традиционной науке принято считать, что существует три состояния тела
после физической смерти (кроме непосредственно разложения). Первое —
мумификация, второе — торфяное дубление, третье — жировоск, когда происходит
естественная консервация тканей. Феномен Итигэлова ученые называют четвертым
состоянием, поскольку органический состав его тканей соответствует таковому у
живого человека.
При этом нет никаких следов бальзамирования (надрезов и прочего). Разумеется, сами
буддисты ничего сверхъестественного в состоянии нетленного тела не видят. «Он
победил смерть и время», — вот их ответ.
Превращение в мумию
Но довольно сенсаций и загадок. Стоит логично предположить, что если бы феномен по-
настоящему не подверженных разложению биологических тканей существовал, то это
бы стало истиной сенсацией и темой научных исследований.
А в случае с Итигэловым ученые равнодушно молчат. Ведь не может быть такого, чтобы
под боком у науки находился человек в состоянии, схожим с анабиозом, и передовая
мысль не способна это объяснить?
Вообще к телу Хамбо-ламы не разрешают дотрагиваться посторонним, но для Кирсана
Илюмжинова сделали исключение
Наука действительно молчит. И тому есть причина. Дело в том, что с 2005 года указом
Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева все биомедицинские исследования феномена закрыты.
Нельзя не то что прикасаться к нему, а и даже вести фото и видеосъемку святыни с
близкого расстояния.
Официальная версия такова: науке дали возможность разобраться, она не смогла
объяснить явление, следовательно, это чудо. А чудо можно только созерцать, а не лезть
к нему с мирскими вопросами.
Впрочем, есть и неофициальная версия: ламы были в ярости, когда снимки обнаженного
Даши-Доржо Итигэлова появились в газетах.
Есть и другая причина потери интереса к нетленным останкам. Еще до запрета в 2004
году ученые второй раз произвели исследования тела Хамбо-ламы. Главная разница,
произошедшая с ним за минувшее время, — это уменьшение веса и отвердевание.
Профессор Российского государственного гуманитарного университета Галина Ершова
замечала, что эластичность хоть и сохранилась, но стала заметно меньше, а суставы
полностью потеряли подвижность. Вывод: тело Итигэлова постепенно превращается
в мумию.
Подтверждают это и очевидцы, которым посчастливилось увидеть святыню в
Иволгинском дацане. Нижняя часть лица Итигэлова закрыта полоской материи. Зачем,
никто не объясняет, но есть предположение, что челюсть все-таки перестала держаться.
Кожа выглядит очень ухоженной, что наводит на мысли о применении специальных
масел и благовоний.
Просто соль и ничего больше

В. Путин тоже посещал Иволгинский дацан в 2013 году, но к святыне прикасаться не стал
Хорошо, с постепенной мумификацией понятно. Но как останки не разложились в
течение 75 лет? И вот тут-то ученым действительно нечего сказать. Есть предположение,
что Итигэлов сознательно погрузил себя в анабиоз в 1927 году, после чего все же
наступила физическая смерть.
Когда именно — вопрос без ответа. Как сохранились клетки — тоже непонятно. У ученых
нет даже гипотез на этот счет.
https://pikabu.ru/
****************
3."Чем вы их мажете?": так ли нетленны святые
мощи

В воскресенье российские буддисты будут поклоняться своему учителю —
пандито хамбо ламе Даши-Доржо Итигэлову. Один из выдающихся
буддийских религиозных деятелей начала XX века умер 90 лет назад.
Причем, по преданию, перед смертью завещал ученикам "навестить его
могилу через 75 лет". После этого он погрузился в медитацию и умер, "уйдя
в нирвану". Ламу похоронили в кедровом кубе в позе лотоса. И обнаружили
абсолютно сохранным, вскрыв захоронение много лет спустя. В 2008 году
его торжественно перенесли в храм Иволгинского дацана в Бурятии. С тех
пор несколько раз в год все желающие могут поклониться нетленному телу
своего духовного учителя.
У православных христиан и католиков тоже есть святые, тела которых
годами, а то и столетиями не подвергаются разложению.
Когда в 1995 году президент Ельцин посетил Псково-Печерский монастырь,
его удивило отсутствие запаха тления в пещерах, где захоронены монахи.
Говорят, он даже шепотом спросил архимандрита: "Откройте секрет — чем
вы их мажете?"
Не все то свято, что нетленно
"У святого человека могут быть нетленные мощи. Это служит
дополнительным стимулом к народному почитанию, уважению. Но
нетленность тела — недостаточное условие для того, чтобы человека
стала почитать православная церковь. Есть огромное количество
свидетельств, не связанных со святостью, о телах,
не разложившихся по физическим или каким-то таинственным
причинам. Однако основной импульс к прославлению человека
в лике святых — это, прежде всего, народное почитание", —
подчеркивает ведущий интернет-проекта "Вопросы батюшке" в сети
"Елицы" иеромонах Макарий (Маркиш).«
© РИА Новости / Олег Макаров Перейти в медиабанк|
По его словам, из-за неправильного толкования нетленности останков
на протяжении истории возникало много недоразумений. Так, в связи
с народным почитанием преподобного Серафима Саровского в XIX веке
была назначена комиссия для исследования возможности его канонизации.
Однако при вскрытии захоронения обнаружилось, что его тело подверглось
тлению. "Пошли разговоры, мол, раз тело истлело, то он не святой. Конечно,
так думали безграмотные люди, но предубеждение закрепилось. И только
личное участие императора Николая II помогло тому, что прославление
Серафима Саровского в лике святых все же состоялось", — отмечает
иеромонах Макарий.
Личность важнее тела
Пожалуй, самый известный христианский святой, мощи которого почитают
во всем христианском мире, — Николай Чудотворец, умерший в IV веке.
Однако увидеть их — в отличие от тела хамбо ламы Даши-Доржо
Итигэлова — сегодня невозможно: они практически замурованы в крипте
базилики Святого Николая в итальянском городе Бари.
А вот нетленные мощи его современника Спиридона Тримифунтского,
хранящиеся на острове Керкира в Греции, открыты для паломников. Святой
Спиридон, живший на Кипре, прославился своими добрыми делами: он
кормил, одевал, давал приют бездомным и странникам. Умер святитель
в преклонном возрасте во время молитвы.
Епископ Нектарий Эгинский, один из самых почитаемых греческих святых,
умер в начале XX века, рассказывает отец Макарий. Его останки более 20 лет
оставались сохранными, а потом очень быстро истлели в прах. Еще один
известный святой XX века — Иоанн (Максимович), святитель Шанхайский
и Сан-Францисский, умер в 1966 году. А в начале 90-х комиссия по его
канонизации, вскрыв гробницу, документально засвидетельствовала
нетленность его останков.
"Важно понимать, что в христианстве есть понятие почитания именно
личностей святых, а не предметов, не мощей. Останки служат лишь
материальными носителями, представителями этих людей", —
подчеркивает представитель Русской православной церкви.«
Чудо или химия?
В католической церкви нетленные мощи святых не редкость. Для католиков,
как и для православных, нетленность тела символизирует победу жизни
над смертью, но не является достаточным для канонизации признаком.
"Но существуют и некоторые недоразумения. На Западе есть
довольно древняя традиция — делать восковые маски святых.
Бывает, что тела истлели, но их заключили в восковую фигуру. Люди
думают, что перед ними нетленные останки, но это не так. Таким
образом, людей вводят в заблуждение из лучших побуждений", —
предостерегает директор информационной службы католической
епархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.«
По его словам, есть несколько католических святых, тела которых
действительно не подверглись разложению. Например, святая Бернадетта
Субиру, умершая в 1879 году в возрасте 35 лет. Католическая церковь
признала подлинными уверения женщины, что ей являлась Дева Мария. За
11 лет до смерти Бернадетта поступила в монастырь сестер милосердия
в Невере, ухаживала за больными и занималась рукоделием. Там сейчас
и хранятся нетленные останки святой.
А святая Екатерина Лабуре, скончавшаяся в 1876 году, с детства мечтала
уйти в монастырь. В 1830 году она поступила в обитель женской монашеской
конгрегации "Дочери милосердия" и посвятила жизнь заботе о стариках.
Сегодня ее нетленное тело покоится в Париже.
Однако священник Кирилл Горбунов заметил, что нетленными мощами могут
считаться лишь тела, которые не подвергались бальзамированию после
смерти. Хотя тело папы Иоанна XXIII, умершего в 1963 году, было
забальзамировано для сохранности на время прощания, а сегодня все равно
почитается как нетленные мощи. Впрочем, действие использовавшихся
при бальзамировании препаратов давно закончилось, а покоящийся
в ватиканском соборе святого Петра понтифик и сегодня кажется просто
спящим.
https://ria.ru/
***************
4.Нетленное тело Хамбо-Ламы Итигэлова и
дурманящий Байкал

Наш водитель Александр — в тельняшке, джинсах и резиновых тапочках — больше походит на морячка, чем
на таксиста.
Красный от загара, с очень белыми зубами, словно винирами, он оказывается местным предпринимателем.
По дороге из Горячинска в Улан — Удэ рассказывает о Бурятии то, что не видно глазам туриста…
За 2 месяца до этого…
Я занимаюсь много лет цигун и тайцзицюань в Qishigroup. Мы в группе часто обсуждали намерение поехать
в Иволгинский дацан (в Бурятию) к нетленному телу Хамба-ламы Итигэлова. Интересно увидеть воочию опыт
человека, ставшего бессмертным и телом, и Духом. В этом году решились.
Купили билеты (летает лоукостер Smartavia и S7). Smartavia оказалась неплохой авиакомпанией: вылет в сроки,
вежливый персонал, чисто в самолетах, все новое, однако размер провоза ручной клади нужно измерять дома
заранее, строго просят класть в рамку проверки. Ранее не летала лоукостерами. Не знала. Мы выкупили первый
ряд с увеличенным пространством перед креслами и достаточно комфортно с чаепитиями провели 5 часов
полета.
8 июля 2022 19:18 Бурятия, Улан-Удэ, Горячинск, Оронгой — Россия Июнь 2022
После покупки билетов долго ничего не происходило. Я люблю организовывать путешествия, но здесь что-то
не шёл маршрут. Было ясно одно, что первый пункт маршрута — Иволгинский дацан.
Иволгинский дацан
Наша группа «паломников» состояла из 6 взрослых и ребёнка.
Приземлившись в Улан-Удэ в аэропорту «Байкал» в 7 утра по местному времени, загрузились в два такси, и через
40 минут оказались под Иволгинском, рядом с дацаном. Нас встречали заказанные ранее машины, но здесь
работает приложение «Яндекс.такси», а также приложение такси «Максим», где возможно самостоятельно
назначать тариф. До дацана стоимость такси — 800р.
Местность кругом холмистая, леса, обширные долины, реки, везде гуляют рыжие коровы, бегают курицы
и кошки…
Нас встречает гостевой дом «Янжима», в воротах которого имитация окон со встроенными зеркалами вместо
стекол, отражающими напортив стоящий дацан.
Хозяйка Алена живет рядом, а на соседнем участке у неё бизнес: два гостевых дома для паломников: один —
летний, другой — зимний. Просторная общая комната с кухней, чайниками, 6 комнат-номеров и два общих санузла.
Любая комната, независимо от количества человек (кроватей) стоит 1700р. в сутки.
Гостиниц с удобствами в номере мы там не видели. Всё жильё в частном секторе примерно такого формата.
Воду берут прямо из-под крана. В регионе она вся хорошая.
Ее сын Эльбэк также помогает по туристическому бизнесу — осуществляет перевозки, например, из дацана
можно съездить с ним в Улан-Удэ за 2500-3000р туда-обратно. В эту стоимость входит трансфер до города
и по нему, ожидание, поездка обратно. Он отвез нас на волшебную «Лысую гору» и Ул. Ленина (пешеходный
Арбат), которые точно стоит посетить в Улан-Удэ.
Мы не думали сразу заселяться в «Янжима» у дацана, а один день хотели побыть в Улан-Удэ, но участник нашей
группы — Алена — ставшая для нас проводницей в мир буддизма и дацан, договорилась о специальной
программе сразу после прилёта.
Она и ее дядя — из Колмыкии. Дядя был некогда эстрадным певцом и массовиком-затейником. В возрасте 40 лет
он приехал сюда в университет буддизма, отучился, а теперь работает тут ламой, делает сам благовония, перевёз
семью, построили дом.
Если бы мы останавливались в Улан-Удэ, то это была бы гостиница «Байкал-Плаза». Ее рекомендовали.
Находится прямо в центре. Стоимость номера примерно 5000р в сутки. Бронировать лучше с их сайта, там есть
скидки.
Еда
Разместившись, мы немного поспали (ночной перелёт и разница во времени +5 часов к МСК) и пошли завтракать.
Кафе у дацана имеет форму юрты и традиционное меню с приятными ценами.
Впервые узнала, что Буузы — это такие большие пельмени с мясом, похожие на хинкали и манты. Боовы — это
булочки — хворост умеренно сладкие, подаются часто со сгущёнкой. Кстати, защипов в пельмешке в идеале
должно быть 33.
По всей не-городской Бурятии меню примерно одинаковое: салат свекольный, морковь по-корейски, витаминные
салат по цене до 80 рублей за порцию. Из горячего много предлагают мяса, а вот рыбы у Байкала в меню почти
нет. Стоимость горячего 100–200 рублей. Также в меню обычно 3–5 видов супов, один из которых —
национальный. Стоимость супа: 120-180р. Чай пьют зеленый и черный с молоком. Иногда даже без молока чая
не бывает в меню.
В Улан-Удэ ассортимент ресторанов больше. Мы любим китайскую кухню, поэтому с удовольствием посетили 2
ресторана: China и Чанцин. На первый взгляд привлекательность блюд по картинкам меню сильно отличались
от Московских привычных, но реализация блюд порадовала: огромные порции по ценам в 1,5–2 раза ниже
московских. Удалось пообщаться с поваром, поблагодарить его на китайском. Как оказалось, он сам из Харбина,
да и все меню в городе, по ощущениям — Северного Китая.
Постоянно в наличие китайские пиво Циндао и Харбин, причём двух видов крепости. До Пекина из Улан-Удэ
1400 км, а до Москвы — 6000 км!
Вернемся в дацан
После завтрака у нас была запланирована экскурсия по дацану с последующим посещением источника
Итигэлова.
Нас встретила экскурсовод Туяна, проворно управлявшаяся одновременно и с устной презентацией, и вождением
микроавтобуса.
На территории дацана большое количество построек со своей историей. Место здесь благостное, независимо
от религий, к которой вы относитесь.
Буддизм использует красочность росписи храмов, много барабанов со священными сутрами. При повороте
барабана придаёшь текстам жизнь, они начинают «работать».
Главный храм — Зелёной Тары. Зеленая Тара (по-бурятски Ногоон Дара Эхэ) — наиболее действенное проявление
всех Тар. Цвет ее тела символизирует активность и мгновенное исполнение любой просьбы верующего.
Около него есть камень для загадывания желаний. Оно должно быть очень конкретным.
Отходишь от камня на расстояние примерно 30 метров, закрываешь глаза, вытягиваешь правую руку вперёд,
и идёшь к этому камню. Если дотронулся до камня с закрытыми глазами, значит точно в цель, все исполнится.
Если правее, значит, пока мешают внешние обстоятельства, если ушёл левее, то что-то не так внутри.
Тело Итигэлова находится сейчас в отдельном храме. Мне кажется, он не всегда открыт.
На территории расположен буддистский университет, где может любой желающий в любом возрасте бесплатно
учиться.
Есть приём астрологов и врачей. За символическую плату, они могут помочь со здоровьем и разрешением
сложных ситуаций.
Много сувенирных магазинов. Кстати, сувениры здесь красивые, разнообразные. Часть из них делается
в Монголии, а часть в Бурятии.
Сам дацан был построен при Сталине при уникальных обстоятельствах. Осенью 1941 года, когда немцы рвались
к Москве, Сталин обратился за помощью к оставшимся в живых бурятским ламам.
Те ответили, что помогать войне им запрещает религия, но они могут помочь с погодой. Несмотря на теплую
осень, солдатам выдали зимнюю теплую одежду и зимние морозы 1941—1942 гг. были необычайно суровыми, что
помогло одержать победу Красной Армии в битве под Москвой.
В 1946 г. Сталин разрешил бурятам построить дацан, который долгие годы оставался единственным в России
буддийским храмом и одновременно стал резиденцией Хамбо — ламы, главы бурятского буддизма.
Родник Итигэлова
До Родника (село Оронгой) ехать примерно час от дацана по сложной ухабистой дороге. Приезжаешь в степь,
в которой огорожена территория, как музей. Там родник и дом, в котором жил Итигэлов.
Вода — целебная, с серебром. Лечит разные болезни. Известны случаи иcцeлeния бoльныx paкoм. Ecть
cвидeтeльcтвa излeчeния cepдeчнo-cocyдиcтыx зaбoлeвaний, caxapнoгo диaбeтa, paзличныx язв.
Говорят, на этом месте он родился и указал его в своём послании. Родник обнаружен в 2005 году.
Родословная Итигэлова мало известна. Рассказывают, что в 5 лет он въехал в деревню на быке с колом в руках,
на котором был человеческий череп со словами: «Я стану ламой!».
Вода в источнике вкусная, холодная, набирать ее могут только мужчины. Мы набрали несколько канистр
и поехали обратно.
До Родника заезжали на Иволгинский ипподром. 24—25 июня проходил праздник «Наадан-Сурхарбан 2022».
В спортивную программу праздника включены семь традиционных бурятских видов спорта.
В первый соревновательный день на ипподроме Иволгинского дацана прошли конные скачки «Мори урилдаан»,
на которые мы и попали.
25 июня на Центральном стадионе были соревнования по борьбе «Б;хэ барилдаан», стрельбе из национального
лука «Сурхарбан», гиревому спорту, шахматам «Шатар», разбиванию хребтовой кости «hээр шаалган (Сээр
хухалха)», бурятской традиционной игре в кости «Шагай наадан».
Простирание
На территории, где расположен родник, я впервые узнала про психо-физическую практику буддистов —
Простирание.
Перед вами лежит доска. Необходимо встать перед ней, выпрямить тело, поднять руки вверх, объединить ладони,
загнув два больших пальца вовнутрь, подобно чистому лотосу. Затем сложённые руки подносим на уровень
бровей, шеи, сердца и разводим руки в стороны. Затем опускаемся коленями на Землю, кладём пальцы на доску
и скользим вперёд (есть специальные деревянные кирпичики), ложимся на доску целиком, касаясь лбом земли.
Подносим ладони к макушке головы и затем встаём.
Все движения имеют символическое значение. Практика в целом направлена на обуздание собственного ума,
очищение накопившейся негативной кармы и приобретение благих заслуг. Для меня это возможность усмирения,
прежде всего, гордыни.
Встреча с Итигэловым
На второй день у нас была назначена «встреча» с Хамбо-ламой Итигэловым. Служба (хурал) началась в 6 утра.
Были только мы и ещё одна девушка-паломница.
В храм зашли слева, впереди — деревянный короб, в котором лама находился более 70 лет, далее — место
размещения хадака. Хадак — это узкий шарф-платок, который, как универсальный дар, подносят по разным
событиям и поводам. Его держат двумя руками, он сложен и открытая сторона направлена к божеству. Правее
кладут деньги, белые монетки, затем место для продуктовых даров. После службы нам отдали пакет конфет,
который не ставят на пол. И слева, и справа находятся барабаны с сутрами. Посередине храма (как бы на алтаре)
за стёклами расположен Итигэлов, перед ним сидит лама, ведущий хурал. За ламой доска для Простирания.
Лама — добрый человек с улыбкой — пригласил нас располагаться, где нам удобно и чувствовать себя, как дома.
Можно ходить, стоять, лежать, сидеть, делать Простирания и даже наверное спать.
Служба длилась 1,5 часа и каждый, кто там был, испытал индивидуальные переживания, о которых мы делились
за чаем в гостинице друг с другом. Кто-то получил ответы на свои вопросы, кто-то новый опыт, я же благодарна
цигун за то, что в такие тонкие моменты возможности общения с великими людьми, есть инструмент выстроить
и настроить свою «антенну» — ц. канал — на их волну. В храме чувствовалось сильное заземление, легкость,
любовь и улыбка, с которой Итигэлов смотрит на всех страждущих и ищущих свой Путь.
Байкал
Завершив нашу «паломническую» часть путешествия в дацан, мы отправились на Байкал. Из мест, которые
недалеко от Улан-Удэ рекомендуют Энхалук, Максимиху. Мы выбрали среднее между ними — Горячинск, где
находится термальный горячий источник и одноименный санаторий. Ехать до него из дацана 3 часа, стоимость
такси — 6000 — 7000р.
Встреча с Байкалом всегда была сокровенным действом, трепетным, с большим уважением. Я думала, что
он суров и не очень приветлив к туристам. Но все оказалось совсем не так. Выйдя из лесной полосы нам
открылся вид безразмерной воды в солнечных лучах, длинные пляжи с черным песком, мягкие округлые берега,
хвойные деревья и их потрясающий запах в воздухе. Здесь ощущение постоянного дурмана и кедровой жирности,
а по ночам хорошо спится.
Поселок Горячинск
Горячинск хоть и считается туристическим местом, представляет собой обычный поселок, с ходящими повсюду
коровами и отсутствием достаточного количества точек общепита, комфортабельного жилья.
Центр его находится у входа в санаторий «Курорт Горячинск». Здесь небольшая площадь с магазинами, едой
и сувенирами. Можно купить у частников Омуля разнообразного копчения и посола (который есть только
на Байкале, но обмельчал).
Горячий источник находится на территории санатория. Пройти можно бесплатно. В дальней части территории
санатория источник выведен наружу. Можно пить, набрать воды в тазик и греть ноги, а также просто греть ноги
в стоках источника. Вода — 54 градуса, родоновая. Пить ее рекомендуют остывшую до 30 градусов, ополаскивая
затем рот обычной водой, чтобы не испортить зубы.
В санатории присутствует широкий перечень процедур по доступным большинству ценам, в том числе горячие
ванны с минеральной водой. Меня заинтересовало, что здесь развито лечебное Голодание. Под наблюдением
врача и с большим количеством процедур все становится не так тяжело и непривычно. Очень хороший буклет
написан у них по этому поводу.
Мы разместились в комплексе гостевых домов (срубы) — «Добрыня». Александр и Евгения — владельцы отеля,
вместе с детьми также живут на этой территории летом. До Байкала пешком 3 минуты. На территории детская
площадка с игрушками, кухня со всем необходимым, мангал с беседкой. Чисто и комфортно для нескольких дней
пребывания. Стоимость — 4000р в сутки.
Интересно, что выдают постельное белье и одно маленькое полотенце в гостевых домах. Видимо, большое здесь
каждый привозит с собой.
Кафе немного. Два-три на пляже + палатки с блинами и гонконгскими вафлями, в гостинице «Белая карета»
и «Горячий ключ», а также в самом городе — «Загляника» и еще одно без имени на той же улице. Очень часто
блюда на стопе. Как в столовых, к вечеру мало, что остается.
Хорошо развиты такси. По городу тариф — 150 рублей. Там мы и познакомились с Александром, о котором речь
была в начале.
Он поведал нам, как занимается бизнесом здесь. Организовал с напарником такси в Горячинске. Визитные
карточки с его номером лежат во всех общественных заведениях поселка. Поставил Баньку на колесах, реклама
который также предусмотрительно размещена на всех столбах поселка. Занимается развозом дров на камазе,
а самое главное — ведет общественно-нравственную деятельность.
Если в поселок попадают синтетические наркотики, то об этом узнают активисты и «показывают»
распространителю, что здесь этого делать не стоит. С воришками на пляже борются «на живца», а у бизнесменов
здесь есть своя крыша за 4000р в месяц — молодые ребята, которые помогают разговаривать с нерадивыми
туристами-клиентами.
Сейчас не пускают в леса (штраф), так как пожары. Нельзя ловить рыбу, так как популяция омуля исчезает.
Местные жители очень уважают стихии природы. В Байкале нельзя мыться, мыть машину, так как Дух воды
накажет. Ранее, как рассказывает Александр, не было никаких запретов, но была осознанность у людей. Когда
горел лес, бежали сами тушить, старшее поколение учило относиться бережно к природе, не обижать деревья.
С ростом туристического потока запреты наверное неизбежны….
Про Бурятию
Народ здесь добрый.
Буддизм накладывает отпечаток на культурный аспект ежедневной жизни, например, в свежей газете
прочитала, что в Улан-Удэ построили крематорий, единственный на несколько городов (Иркутск, Чита).
Востребована услуга разделения праха умершего на несколько частей, так как родственники хотят часть
рассеить над одной стихией, а вторую — над другой. В газетах публикуются лунные календари
и астрологические прогнозы событий.
Машины на 90% б/у из Японии праворульные.
Из операторов связи самые популярные Теле2 и МТС. Мегафон работал, кстати, там лучше, чем в Москве.
Интернет хороший.
Платежи в рознице очень часто принимают онлайн-переводом Сбербанка. Карты используются чаще, чем
наличка. Не хватает только табличек у лоточной торговли с QR-кодом для быстрых платежей сканом
телефона.
Розницы федеральной здесь почти нет. Читала, что «Пятерочка» должна была выйти на рынок,
но я ее не видела. Вместо привычных федералов здесь гипермаркет «Титан» и cash&carry «Абсолют».
Ассортимент ничем не уступает.
Находясь в Бурятии, кажется, что экономически-политическая суета и новости — проблема лишь
государства по имени «Москва». В остальных регионах — своя экосистема, бренды и никакого дефицита.
Из наблюдений потребителя, не могу не отметить, что по всей республике популярна серая туалетная
бумага без дырки внутри. Как в СССР. Стоит она 17 рублей, и встретить ее можно повсюду.
Этнографический музей
В завершении поездки мы посетили Этнографический музей народов Забайкалья. Остановились рядом с ним, под
Улан-Удэ в комплексе Orange House за 2000р за ночь. Не советую там размещаться по причине ветхости
инфраструктуры. Напротив находится комплекс поменьше «Баатарай Ургоо». Там просторные номера по 4000-
5000р за ночь и очень аутентичный ресторан в юрте с инсталляциями и интерьерами, в которых, как в музее,
хочется фотографироваться и долго быть. Меню разнообразное бурятское, много блюд с кониной.
Музей организован под открытым небом. Туда перевезены постройки разных эпох: сойотские жилища — урсы,
бурятский предбайкальский и забайкальский комплексы, русский старожильческий и старообрядческий
комплексы, мини-зоопарк, аттракционы. Приятное место для прогулок в хорошую погоду всей семьей.

Завершение
Путешествие получилось насыщенное и радостное. Я открыла удивительный мир для себя. Хвойная мягкость
кедра обнимает вечно зеленой бесконечностью. В этой мягкости всегда присутствует металлическая нотка
ясности как свежести Байкала. И все эти два качества жесткого и мягкого объединены удивительными
и полезными свойствами для организма, запечатанными в кедровом орехе. Обязательно приедем еще!
https://ekaterina-ivovich.tourister.ru/
****************
5.Нетленное тело: Как бурятский
лама Даши-Доржо Итигэлов
медитирует с 1927 года и когда он
проснётся

Недалеко от столицы Бурятии находится Иволгинский дацан. Там живут
буддийские монахи, один из которых — лама Даши-Доржо Итигэлов.
Поговорить с ним не получится — только посмотреть. Мужчина ушёл в
глубокую нирвану в 1927 году. И вот уже 98 лет его тело подаёт признаки
жизни! Скоро его духовной практике исполнится 100 лет, а ему самому —
175 лет. Даже Жанна Кальман, первая в мире по долгожительству,
прожила всего-то 122 года. Рассказываем все секреты Иволгинского
дацана и его нетленного руководителя.
Как жил Даши-Доржо Итигэлов

В Бурятии есть святое место. Иволгинский дацан — обитель самых лучших бурятских
буддийских монахов. И самый крутой из них — это Пандито Хамбо-лама XII Даши-
Доржо Итигэлов. Один из самых почётных лам мира. Life.ru рассказывает о его
медитации длиной в 98 лет.
Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 году. Сначала он тяжело работал. Потом он решил
продолжить тяжёлый труд, но уже на духовном поприще.
День рождения Даши-Доржо Итигэлова — 13 мая 1852 года. Его родина
— регион Улзы Добо, сейчас это окрестности бурятского улуса Оронгой.
Ещё до пяти лет мальчик потерял родителей. О нём заботилась другая
семья, и с пяти лет Даши-Доржо отправляли пасти овец. В таком режиме
Итигэлов провёл десять лет. Когда ему исполнилось 15, будущий лама
преодолел 300 километров пешком — дошёл из Улзы Добо в Анинский
дацан. Тяжёлый физический труд сменился на усердное обучение
буддизму. Тибетскую медицину, санскрит, философию и логику Даши-
Доржо изучал 23 года. Всё это время мужчина подпадал под воинскую
повинность, а в Российской империи она была очень долгосрочной.
Наставник выдающегося буддийского деятеля, Галдан Аюшиев,
организовал сбор откупных в царскую казну, чтобы талантливого
ученика не забирали в армию. А в 1898 году Итигэлов переехал в
Янгажинский дацан, который позже стал Иволгинским. Там он сначала
преподавал, а потом стал настоятелем.
Усилия Даши-Доржо Итигэлова были вознаграждены. В 1911 году его
избрали главой всех буддистов Восточной Сибири — Пандито Хамбо-
ламой XII. Кстати, ещё до этого Даши вёл активную общественную
деятельность. Помогал соотечественникам в Русско-японской войне
1904–1905 года, собирая средства для строительства храмов в память о
погибших. А после 1911-го активно участвовал в общественной
деятельности во время Первой мировой — создал сеть госпиталей для
раненых. В 1913 году Итигэлов встречался с Николаем Вторым: приехал
на 300-летие дома Романовых и подарил буддийские реликвии. А потом
случилась революция.
Обстоятельства ухода Пандито Хамбо-
ламы XII в нирвану
Во время революции, гражданской войны и НЭПа буддистов вроде бы
никто особо не трогал. Но в 1924 году умер Владимир Ильич Ленин. Уже
через два года, в 1926-м, Даши-Доржо Итигэлов понял: каток репрессий
вот-вот уже запустят. Он посоветовал буддийским религиозным
деятелям уезжать из страны. Сам же решил остаться на родине. Своим
ученикам сказал оптимистичное напутствие: «Меня они не успеют взять».
Собственно, так и случилось: в 1927 году руководитель буддистов
Восточной Сибири вошёл в состояние, которое удивляет как учёных, так
и верующих по сей день. Репрессий он избежал.
Что стало с телом ламы XII после 1927
года
Тело Пандито Хамбо-ламы XII Даши-Доржо Итигэлова после 1927 года стало феноменом!
Загадочным и раскрывающим некоторые тайны из истории буддизма.
В 75 лет, 15 июня 1927 года, руководитель буддистов Восточной Сибири
ушёл в состояние «тукдам». Это самая глубокая медитация, в которой
силой мозга виртуозы буддизма погружают своё тело в особое
состояние, что со стороны кажется смертью, но на самом деле может ею
и не являться. Он собрал в своём дацане всех учеников и попросил
прочитать «hуга Намши» — пожелание блага для умерших. Те отказались:
Хамбо-лама был жив. Тогда Даши-Доржо стал читать молитву
самостоятельно. Ученики присоединились, и вскоре Итигэлов перестал
дышать.
У Пандито Хамбо-ламы было духовное завещание для учеников. Он
сказал перед «тукдамом»: «Навестите моё тело через 30 лет, а через 75
лет я вернусь». В местности Хухэ-Зурхэн Иволгинского района его тело в
позе лотоса поместили в саркофаг из кедра и засыпали солью. То, что
произошло потом, потрясло весь мир. Даже в 2025 году учёные не могут
полностью понять, что это за феномен.
Как поживает Даши-Доржо Итигэлов
В 1955-м и 1973-м бурятские буддисты проверяли, как там Даши-Доржо.
Его тело не подавало ни одного, повторим, ни одного признака
разложения. Через 75 лет после погружения в «тукдам» саркофаг
вскрыли в присутствии властей, судмедэкспертов и лам. Это было 10
сентября 2002 года. Через год профессор РГГУ Галина Ершова провела
экспертизу. И вот результаты: органика кожи, волос и ногтей такая же,
как у живого человека. Но температура тела менее 20 градусов и в нём
очень много брома. Это может быть смертью. А может и не быть —
доподлинно неизвестно, впадают ли люди в состояние анабиоза, но
Пандито Хамбо-лама XII может быть доказательством того, что да,
впадают. Причём буквально силой мысли.
Феномен нетленного ламы: признаки
жизни, активность мозга. Как это
пытаются объяснить?
Феномен Пандито Хамбо-ламы XII до сих пор не разгадан наукой. Более того — даже у буддизма на
этот счёт есть только догадки.
Хранителем нетленного тела является Бимбу Доржиев. Он и другие
монахи дацана уверены в том, что Итигэлов до сих пор пребывает в
«тукдаме». Его тело подаёт признаки жизни: потеет, набирает по два
килограмма в год, ему надо менять одежду, так как та пропитывается
влагой. Барри Керзин, врач, который лечит Далай-ламу, утверждает, что
наш Даши-Доржо находится в состоянии посмертной медитации. Так
можно стать буддой!!! А ещё вибрации молитв лам и учеников
соответствуют частоте клеток головного мозга. Буддисты отправляют
свои молитвы Итигэлову, и тот становится «ретранслятором» их
мозговой активности. Так считает учёный Большаков, и вот почему.
Исследования нейрофизиологов пришли к выводу, что состояние
«тукдам» приводит к уникальной активности мозга, которая больше
нигде не встречается. Итигэлов находится в глубоком «тукдаме».
Поэтому наука пытается объяснить, почему мозг человека, который не
дышит с 1927 года, всё ещё активен. По всем параметрам не может
быть: нейроны умирают без кислорода. И даже сохранность тела Даши-
Доржо наука объяснить не может. А вот Пандито Хамбо-лама XXIV
Дамба Аюшеев уверен: Итигэлов достиг нирваны! Его нетленность —
тому доказательство. Паломники приезжают в дацан к Итигэлову, а тот
исцеляет их. Иногда даже исполняет желания.
Даши-Доржо Итигэлов прожил в дацане в обычном режиме 60 лет. Всё
это время он оттачивал традиционные буддийские практики:
медитацию, управление телом при помощи мозга и воображения,
введение себя в определённые состояния. Примерно столько лет надо
заниматься, чтобы достичь нирваны.
https://life.ru/
************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
30 сентября 2025 года.


Рецензии