Нэликэ

Деревни Дальнего востока отличаются своей энергетикой, должно быть это из-за местных жителей. Люди здесь радушные и общительные, а уж чего стоят их истории и легенды! Таких фантастических сюжетов нигде не найдёшь.

Так в одной маленькой деревушке на левом берегу величавой реки Амур сидела старушка. На её худом теле весел длинный кафтан из рыбье кожи. Её дряблые руки потрошили рыбу. Вытащив и выбросив потроха в таз она сполоснула рыбу в водице и отправила в другой таз. Старушка всё напевала себе под нос песню на нанайском языке, которые знают к сожалению лишь единицы. От этого ей иногда становилось грустно. Грустно, что её язык и культура уходит глубоко на дно Даи Манго.

– Тонг-тонг-тонг тыл то ры! – разносилось ветром по берегу, когда старушка услышала за спиной шаги. Мелкие камешки шуршали под ногами горожан. Она улыбнулась гостям и принялась полоскать руки.

– Здравствуйте, Нэликэ, – гостья с блокнотом в руках подобралась ближе. – Я звонила вам… – старушка призадумалась, вскинула руками.

– Точно, моя хорошая. Присаживайся! – рукой она указала на чурку сбоку.
 
– Меня зовут Алёна, приятно познакомиться с вами лично, – Алёна не стесняясь села на чурку и её взгляд упал на кафтан Нэликэ. Орнамент, вышивка да и сам материал вызывал уйму вопросов начиная от «Из чего он сделал и как?» заканчивая «Что значат эти узоры?», но нужно держать себя в руках. Нельзя же спугнуть своей навязчивостью женщину, что любезно согласилась рассказать о народе.

– Это из рыбьей кожи, – Нэликэ кивнула на свои одеяния, – Досталось мне в приданное, когда младой была.

– Ничего себе, а потрогать можно?

– Да, чтобы его сшить нужно выпотрошить рыбу, – она ловко вспорола ножом очередную рыбу и вытащила потроха. – Затем вымыть и высушить…

Алёна достав маленький кусок карандаша принялась выводить на бумаге слова – инструкцию по пошиву халата. Представляя, как шаг за шагом она сама изготавливает хотя бы маленький лоскут полотна, она не могла не восторгаться этим. Такой труд, столько времени!

– Падем, – Нэликэ сполоснула руки и, взяв таз, медленно заковыляла к дому. – Мне уже сто с хвостиком, руки сами работают.

Двор был ухожен, журналистке даже не верилось, что женщина в возрасте на такое способна. Вдоль тропинки росли бархатцы, календула и прочие маленькие цветочки. Проходя дальше в огород, на верёвках бельевых, можно было увидеть шкуры и даже поротую рыбу.

– Снимай рыбу, – Нэликэ повесила на верёвку свежую рыбу и пошла к столу. Стол располагался у коптилки. Дед установил её для старушечьих увлечений, так он всегда говорил. Алёна убрав блокнот в карман осторожно сняла сушёную рыбу с веревки. Понюхав она кивнула, рыба не пропала. Даже мухи её не облюбовали особо.

– Держи, – Нэликэ дряхлой рукой протянула маленький, но острый костяной нож Алёне. Та немного растерялась, правда перечить не стала. Интерес заставлял её выполнять всё, что говорит нанаечка. – И начинаем снимать шкуру. – Старушка начала ловко и аккуратно орудовать своим ножом. Да, годы работы и такое мастерство. Чем дольше Алёна общалась с ней, тем больше восторгалась. Сама она встала с боку от старушки и долго смотрела то на свою рыбу, то на её. Она не знала с чего и начать, всё так быстро произошло. Нэликэ заметив растерянность ученицы замедлилась и направляла её в правильное русло, говоря как лучше управлять ножом.

Наконец, к вечеру, Алёна разделась с несчастной. Этот эксперимент ей понравился, но всё казалось  что кожа безнадёжна испорчена. Нэликэ усмехнулась видя как Алёна смотрит на весь изрезанный кусок кожи.

– Для первого раза не плохо… Дальше мы это растягиваем…– руками Нэликэ принялась растягивать кожу, Алёна повторяла тоже самое со своим экспериментальным куском. – Сушим несколько дней и на станке молоточком отбиваем.

– А потом всё? Можно сшивать?

– Что же ты торопишься, потом по размерам подбираем, снова ручками разминаем и потом уже сшиваем. Тока сшивать то будем специальными нитями. Их из кожи и жил животных делаем.

– Значит сегодня я доделать не успею, – Алёна разочаровано вздохнула смотря на шкурку в своих руках. Она не думала, что ей вообще дадут попробовать и что ей это ещё и понравится.

– Погодь, щас принесу подарок тебе, – забрав шкурки Нэликэ скрылась в своём домишке. Скоро выйдя, она протянула Алёне небольшой мешочек сделанный из рыбьей кожи с извилистым , волнистым орнаментом в виде медведя со змеями. Глаза девушки заблестели от радости.
– Это на удачу и от злых духов оберег, – Нэликэ улыбнулась передав Алёна подарок. – А теперь беги на автобус, а то опоздаешь.

Алёна поблагодарила старушку и пообещала вернуться как появится возможность, на что та рассмеялась и вернулась к своей работе. Девушка убрала оберег в укромное место и отправилась домой. Кажется, этот день она ещё долго не забудет, а если и забудет, то мешочек обязательно об этом напомнит.


Рецензии
Вспоминая наши с тобой проведенные годы среди коренных народов Дальнего Востока могу сказать, что примерно всё так и выглядело. Особенно выставки где жители деревни рассказывали о своих обычаях и о процессах изготовления тех или иных оберегов.
Всё очень круто, мне понравилось. Написано красочно, лаконично

Виктория Манохина   30.09.2025 09:14     Заявить о нарушении