05 Покров Пресвятой Богородицы 1995 2015

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
с праздником

республиканская детская клиническая больница
храм во имя покрова пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы ма­рии


До УБИЕНИЯ пришёл (1989) в Больницу, К БОЛИ ДЕТЕЙ, к боли родительской -- Александр МЕНЬ (1935 -- 1990), лекарь... особенный...
Пламенный отец Георгий (1953 -- 2007) ЗАЖЁГ СЕРДЦА молодёжи -- служить СО~СТРАДАНИЕМ! СО~РАДОСТЬЮ!
Но, прощенья прошу У ВСЕХ... Два С-Л-О-В-А! -- буквально -- о том, что не важно вовсе, 'пятидесятистепенно', соглашусь, но ЗАДЕЛО МЕНЯ, как занимавшегося и интерьером (сдать кровь и перевезти грузы, людей и священника, что делал и я, -- тоже важно, но -- томит меня СКАЗАТЬ о другом!). Насколько я понимаю, и у отца Александра и у отца Георгия, несмотря на их предельно развитый художественный вкус и стремление к его воплощению в реальность, было одина­ковое, -- и, безусловно, очень и очень правильное, -- отношение к интерьеру, и вообще, к "благоукра­сителям" (ну типа нас) (”НЕ ЗОЛОТИТЬ КУПОЛА, А ЛЕЧИТЬ“ -- для того Храм!), его сформулиро­вал (как мне ещё очень давно рассказывал Павел, родной брат отца Александра) отец Александр по­сле значительных реставрационных, художественных, оформительских, дизайнерских, строительных работ, проведённых им в Покровском Храме в Алабино, где он был настоятелем: "НИКОГДА БОЛЬ­ШЕ НЕ БУДУ ВКЛАДЫВАТЬСЯ В ИНТЕРЬЕР, ВКЛАДЫВАТЬСЯ НАДО В ЛЮДЕЙ". По этому принципу был устроен-сотворён И ИЗ НЕБЫТИЯ-НИЧЕГО и Больничный Храм ПОКРОВА, родившийся буквально за три дня (КАК ЧУДЕСНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА) (с пятницы Распя­тия -- по воскресенье Воскресения; а во вторник, -- на Пасхальной Седмице, -- уже состоялась первая Евхаристия, 1994): minimun, -- все средства и силы и душа -- ДЕТЯМ, больным, их родителям при них тоже страдающим. Бессменный Руководитель Службы Милосердия Больничного Храма -- САЛ­ТЫКОВА, Лина Зиновьевна. Подробно ВСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИСТОРИЯ Службы Милосердия описаны-составлены в уникальной этим книге известной писательницы Людмилы Евгеньевны УЛИЦКОЙ (а Лина с Людмилой -- они и внешне очень похожи!) "ЧЕЛОВЕК ПОПАЛ В БОЛЬНИ­ЦУ" (Издательство "ЭКСМО", Москва, 2009), посвящённой  светлой памяти отца Георгия ЧИСТЯ­КОВА.
А вот здесь, мне кажется, проглядывает единственное уникальное явление, требующее некоего хоть художественного внимания, осмысления и удивления -- СТРОГИЙ МИНИМАЛИЗМ (я бы вспомнил и Анри Матисса и Ле-Корбюзье, памятная доска которому, в Покров, сегодняшним утром откроется, у нас на московской Мясницкой); его, в общем-то ведь и н е т у (как принцип) (или, по крайней мере, -- очень-очень МАЛО) в нашей обширной, богатейшей Церковной Культуре И ДЕ­КОРАТИВНО-ОФОРМИТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ (советская, но точная формулировка), больше всё -- щедрая творческая пышность И ИДЕОЛОГИЯ! : БОЛЬНИЧНЫЙ ХРАМ -- АСКЕТИЧЕСКОГО (случайно, конечно, но всё ж!) современного архитектурного и дизайнерского решения, поскольку (грамотно если): АРХИТЕКТУРА, ДИЗАЙН -- философия, художественное воплощение вослед функционализму и эксплуатационной задаче, назначению. Больничный Храм ПОКРОВА -- Я НЕ ЗНАЮ В НАШЕЙ СТРАНЕ ДРУГИХ ТАКИХ -- е д и н с т в е н н ы й такого рода, как бы, да -- ДЛЯ СОБРАНИЯ ВЕРУЮЩИХ, но благоустроенный на сегодняшний лад, УПРОЩЁННОЙ ЛАКОНИЧ­НОЙ ДЕКОРАЦИОННОЙ ФОРМУЛИРОВКИ, и вправду -- "конференц-зал", чем нет? Везде и всегда за Советскую Власть ЗАКРЫВАЛИ! храмы и монастыри, часовни и памятные знаки, а в лучшем случае -- из храмов и монастырей делали предприятия, склады, клубы, кинотеатры, конференц-залы, -- а тут всё наоборот! СИМФО-ЛИЧНО! символично. Слишком -- чтобы пропустить это, не обратить внимания!   
Храм СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ в Новой Деревне, ПУШКИНО, Московской области, деревянно-деревенский подчёркнуто, обаятельно-нежный, трогательно-домашний, где служил и был настоятелем последние годы батюшка Александр МЕНЬ, -- на фоне того, что происходило в 20-е СССР, -- спасёный от сноса, к чему предполагался, как мешавший тогдашнему строительству канала, был бережно разобран и собран заново, перенесён на окраину этого подмосковного городка, Пуш­кино,  и переосвящён (1922) из Свято-Духовской церкви (1875); и в 30-е годы его отстояли, ПРАКТИ­ЧЕСКИ ВЫКУПИЛИ ПРИХОЖАНЕ; и дальше защищали при Хрущёвских и Брежневских гоненьях на Церковь (о чём часто напоминал отец Александр Мень московской части своего НовоДеревенского прихода)! так и не закрывали его... -- РЕДКИЙ КАДР на фоне ВСЕ-общей трагедии ЦЕРКОВНЫХ ГОНЕНИЙ. А Храм Во Имя Покрова Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы И Приснодевы Ма­рии в Республиканской Детской Клинической Больнице (Москва, Ленинский проспект 117), где первую Литургию (1994) отслужил отец Георгий ЧИСТЯКОВ -- из заброшенного конференц-зала, КИНОТЕАТРА, фактически. Мне видится тут ЗНАКОВАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ: ВРЕМЕНА НЕ ВЛАСТНЫ НАД СУТЬЮ -- вовсе не значит, что если везде плохо, то И У НАС ДОЛЖНО БЫТЬ ТАК!? -- нет, если везде так, у нас должно быть ИНАЧЕ... Там, где плохо, должно быть хорошо -- ВОТ ПРИНЦИП. Там, где больно... -- ТУДА!
Если в старом, НОВОДЕРЕВЕНСКОМ ИНТЕРЬЕРЕ, меня всё МАНИТ АТМОСФЕ­РОЙ КАК БЫ НАЖИТОЙ НЕНУЖНОСТИ, ну как бы лишнего, прикладных ИЗ-лишеств, и нежно­сти намоленного и ОТ-житого, -- "ПОДЫШАТЬ ВОЗДУХОМ ЦЕРКВИ", как запомнилось мне по Архиепископу Михаилу МУДЬЮГИНУ, то в НОВОБОЛЬНИЧНОМ ИНТЕРЬЕРЕ -- напомнило ЕДИНСТВЕННЫЙ В СВОЁМ РОДЕ аскетичный церковный ЭКСПЕРИМЕНТ Ле-Корбюзье современного пространства храма, действительно (по подобию современных протестантских и ка­толических), напоминающего КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ, а что? -- ведь это и есть -- СОБРАНИЕ ЛЮДЕЙ... Все мы, современные художники, мечтаем САМОВЫРАЖАТЬСЯ (увы, как тут с этим по-бороться?). Какое-то время в Храме, высоко, стояла скульптура "ХРИСТОС МОЛЯЩИЙСЯ", знаковая и одна из лучших, бронза, Лазаря Тазеевича ГАДАЕВА, выдающегося современного мастера, в Алтаре висели линогравюры по Библии Нины КИБРИК, талантливого во многих областях человека, но в первую очередь -- в печатной графике, чем она и защищалась на Факультете графики на Дипломе в Суриков­ском, -- прекрасные гравюры! Да, художники мечтают ПРИЛОЖИТЬСЯ, а что? Вот в Больнице удалось... СПАСИБО, отец Георгий, Лина Зиновьевна.
В Больничном Храме (все мы помним сильные покатые полы кино-театральных по­строек советских тех лет) -- всё видно отовсюду, уклон пола -- значительный, так и ЗДоРОВО! -- всем всё видно, слышно. М-е-ста? -- очень много. Мест-а? -- свободные. Сиденья и конструкции их крепле­ний демонтированы, но можно взять (коричневую, дермантиновую) ‘сидушку’ (сложенные стопками друг на друга в стороне они возвышались кавказскими башнями-крепостями-домами) и сесть на неё, а можно и без неё, на серый спокойный ковролин, а дети могут и лечь, можно сидеть так плотно с компанией, как хочется, или отдельно ото всех, как тебе комфортно, можно взлететь на ПО­СЛЕДНИЙ РЯД, а можно -- пред батюшкой уместиться, так, что рукой дотянуться-подать, глядя прямо ему на глаза и в Алтарь! А можно и перемещаться -- ПРОСТРАНСТВО ДЫШАЛО ВОЗДУ­ХОМ СВОБОДЫ И ЛЮБВИ ДЛЯ ВСЕХ.
Экран -- снят, и на этом каркасе висели замечательные БОЛЬШИЕ КОСМИЧЕСКИЕ ПОЧТИ КОЛОРИСТИЧЕСКИ БЕЛЫЕ полотна (холст, масло) Кати (как бы висящая прямо над Ал­тарём АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА), ученицы и сподвижницы известного И ОЧЕНЬ ЭСТЕТСКОГО (по­чти абстракциониста) художника Дмитрия ЛИОНА. Позже, на это место и на противоположные сте­ны -- тоже высоко, над рядом так называемых местных икон, писаных все детьми -- мы повесили большие фресковые планшеты (оргалит, темпера) с композициями Саши СМИРНОВА, который оформлял в том числе и книги ДЛЯ ДЕТЕЙ отца Александра МЕНЯ, а его серия МАСТЕРСКИ ВЫ­ПОЛНЕННЫХ работ по комментариям отца Александра МЕНЯ к Апокалипсису украшала первый Вечер ПАМЯТИ отца Александра, устроенный зимой 1990-го в Литературном музее, в Высоко-Петровском монастыре.
ХРАМОВАЯ ИКОНА... -- был найдён большого размера металлический оклад (к сожалению, чуть ли не на помойке), латунь, посеребрение, золочение -- СИЛЬНО ПОСТРА­ДАВШИЙ. Мы с ювелиром Любой ГАДЖИЕВОЙ, из Махачкалы, восстановили и украсили его (без драгоценных металлов и камней) изготовленными, воссозданными ею металлическими накладками, камнями из бижутерии моей жены, я написал подокладный Образ Смоленской Божией Матери по иконе школы Фёдора Зубова из Новодевичьего монастыря.
Дети писали иконы! -- на стены и для себя. Мы вешали их. Иконы постепенно напол­нили весь Храм. Дети умирали... Иконы оставались. Одни из самых пронзительных, ДВЕ, ставших СИМВОЛАМИ БОЖЬЕЙ ЛЮБВИ и ДЕТСКОЙ ИКОНОПИСИ, храмовыми святынями -- "Богороди­ца Дева Мария С Младенцем Христом" и "Святой Целитель Пантелеймон С Чашей Святаго Причастия", две оставшихся пастели руки Жени ЖМЫРКО (семнадцатилетней  красавицы из Став­рополя, умершей в РДКБ в свои 17, от лейкоза, Мама её, Лена, так и не вернулась больше в Став­рополь, на Родину, а осталась с нами в Больнице, служить ДРУГИМ ДЕТЯМ И ИХ "МАМКАМ" -- их так зовут).
Приходили и приходили в Больницу новые и новые люди -- СЛУЖИТЬ, помогать... Выделился (2005) из Службы Милосердия и успешно заработал уже самостоятельно Фонд "ПОДАРИ ЖИЗНЬ" Гали ЧАЛИКОВОЙ (1958 -- 2011). Гали не стало -- пришли Дина КОРЗУН и Чулпан ХАМАТОВА, Фонд теперь знает ВЕСЬ МИР! Появился "ВО ИМЯ ЖИЗНИ" -- фонд борьбы с му­ковисцидозом -- Наташа ГАПОНОВА, директор, Настя КИРКИНА, координатор, -- мы тоже встрети­лись в РДКБ, они активно работают...
"В марте 2011 года настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице назначен священник Иоанн ЗАХАРОВ, клирик храма святого благовер­ного царя Димитрия при Первой Градской больнице", -- читаю я на сайте Больничного Храма при РДКБ. По фото вижу -- всё бережно и сохранено! В фойе пред Храмом -- ДЕТСКАЯ ВЫСТАВКА РИ­СУНКА, всё как было! Как и должно быть -- больше 25 лет прошло, как пришёл отец Александр к детской боли и боли родительской и врачебной. Помощь ИДЁТ...
Куда ‘УХОДЯТ’ л ю д и ? “Что такое "ушёл"”, -- спрашивал священник Владимир ЛАПШИН (тоже служивший Литургию в больнице), когда не стало и поминали Георгия... Разве такие ЛЮДИ УХОДЯТ? Святые, конечно, с нами, СРЕДИ НАС, -- как восклицает священник НА КАЖДОЙ ЛИТУРГИИ: “ХРИСТОС -- по-среди нас”; и получает ответ верующих: “И Есть! И Бу­дет!”
Мы пришли -- ну да, естественно -- ЗА СВЯЩЕННИКАМИ! а потом уже -- к боли, боли было много... и ВОКРУГ КАЖДОГО из нас. А конец 80-х -- это нет, не "ЛИХИЕ", как стремятся вписать в историю, это -- резня армян в Азербайджане, корейцев и русских -- в Средней Азии, на­цизм, войны: Карабах, Приднестровье, Чечня, Абхазия, Осетия, Таджикистан, страна в руках банди­тов и воров, страшные убийства, расправы знаковые и рядовые, видимое разрушение, нищие, боль­ные, бездомные бомжи, умирающие, замерзающие, голодные... да, пока идёшь к Храму, видишь... ВА­ЛЯЮТСЯ! греются и ютятся по и над трубами отопления и по помоям шарят. Да, на ЭТОМ ФОНЕ... 
“НАДО ОТКРЫТЬ СЕРДЦЕ!” -- кричал почти Георгий на нас, и бил себя в грудь, да так, что ЗВЕНЕЛО на самом последнем ряде! как-будто бы ЭТО ЧЬЁ-ТО ЧУЖОЕ! не болело, не его: “НАДО ЧТОБЫ ЗДЕСЬ БОЛЕЛО!” “Вы? -- какие у вас грехи? -- ВЫ ПРЕКРАСНЫЕ, мои духов­ные друзья”, -- подбадривал, нас. “ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ”, -- грозно восклицал из Алтаря уже, когда придерживали-запшикивали задержавшихся, опоздавших, зазевавшихся детей и их малоорганизованных мамок. А потом опять летел ПРИЧАЩАТЬ по отделениям и палатам, ЛЕ­ЧИТЬ И ПРОПОВЕДОВАТЬ. Со свитою крылатой своей -- АНГЕЛАМИ -- помощниками и помощни­цами.
НИКТО И НИКТО В ЖИЗНИ НЕ БЕССЛЕДЕН И НЕ БЕССЛЕДНО: опускай плуг свой в землю. Туго, но пойдёт. Вот, вышел сеятель сеять!
А в Больнице? ну что -- в фойе пред Храмом -- как и всегда, привычно уже, -- выставка текущего детского рисунка, фотография Александра МЕНЯ вечера 8 сентября 1990 года, за несколько часов до его убийства, как икона живая, ЗОВУЩАЯ, взгляда -- страшного, ПРЕД СМЕРТЬЮ УЖЕ! "РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ" -- встречают тебя, по-прежнему, Храм во имя Покрова Пресвя­той Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, преображённый, другой, естественно -- другой настоятель (а что вы хотите?) -- боле четверти века прошло, Республиканская детская кли­ническая больница, МОСКВА, Ленинский 117.
Правильно, как говорил отец Георгий: “Когда многие стали золотить купола, отец Александр пришёл в больницу...”
Свет Христов!


p/s/ -- Как смеялся Георгий: "Только в России могли сделать традиционным и нацио­нальным и любимым Праздником избавление от осады русскими войсками греческого Констан­тинополя".


12 октябрь понедельник ночь 2015 ~ ~ 2015 ночь среда октябрь 14

Покров Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы И Приснодевы Марии

фото:

-- священник Александр Мень, первый священник пришедший в Больницу,
-- священник Георгий Чистяков, Пасхальная Литургия, первый настоятель Храма во имя "Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии",
-- Лина Салтыкова, первый руководитель Службы Милосердия,
-- "БОГОРОДИЦА ДЕВА МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ ХРИСТОМ" и "СВЯТОЙ ЦЕЛИ­ТЕЛЬ ПАНТЕЛЕЙМОН С СВЯТОЙ ЧАШЕЙ ПРИЧАСТИЯ", иконы-пастели руки Жени Жмырко, ставшие Храмовыми Святынями, на стенах,
-- Заставка фильма о Больнице, Детях, Матерях, Церкви "БОГ ПЛАЧЕТ",
-- Галя Чаликова, директор фонда "ПОДАРИ ЖИЗНЬ",
-- Наталья Гапонова С ДЕТЬМИ, директор Фонда "ВО ИМЯ ЖИЗНИ",
-- Дина КОРЗУН и Чулпан ХАМАТОВА, Фонд "ПОДАРИ ЖИЗНЬ", 
-- сегодняшний интерьер и настоятель Храма отец Иоанн ЗАХАРОВ, служение Евха­ристии.

видео:

https://youtu.be/YVFYemYB2xg

http://www.rdkb.ru/work/hosp/2156


https://youtu.be/waLWtvdmJTo

http://tapirr.com/ekklesia/chistyakov/video/bog_plachet.htm


храм во имя покрова пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы ма­рии
республиканская детская клиническая больница


с праздником
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


 Общественные проекты в случайной папке и беглом порядке # 5


Рецензии