16. 6 Истоки современных теорий мотивации

 «Взгляды на сущность и происхождение мотиваций человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы неоднократно менялись, но неизменно располагались между двумя философскими  течениями: рационализмом и иррационализмом.

Согласно РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ позиции, а она особенно отчётливо выступала в работах древних философов и теологов вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что он, и только он, наделён разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий. Мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ как учение распространялся в основном на животных. В нём утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется тёмными, несознательными силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических потребностях».

                Хочу обратить внимание на то, что животные управляются определёнными силами. То есть, за силами должны стоять какие-то сущности, невидимые человеком.

«Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, вобравшими в себя рационалистические и иррационалистические идеи, следует считать возникшие в XVII-XVIII вв. ТЕОРИЮ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и ТЕОРИЮ АВТОМАТА, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного. Первая появилась в экономике и была связана с внедрением математических знаний в объяснение поведения человека, связанного с экономическим выбором. Затем была перенесена на понимание человеческих поступков и в других сферах его деятельности, отличных от экономики. Развитие теории автомата, стимулированное успехами механики в XVII-XVIII вв., далее соединилось с идеей рефлекса как механического, автоматического, врождённого ответа живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий: одной – для человека, другой – для животных, поддержанное теологией и разделением философии на два противоборствующих лагеря – материализм и идеализм, - продолжалось вплоть до конца XIX в.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась рядом выдающихся открытий в разных науках, в том числе в биологии – появлением ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ Ч. Дарвина. Она оказала значительное влияние не только на природоведение, но и на медицину, психологию и другие гуманитарные науки. Своим учением Ч. Дарвин как бы перекинул мостик над пропастью, многие столетия разделявшей человека и животных на два несовместимых в анатомо-физиологическом и психологическом отношениях лагеря. Он же сделал первый решительный шаг вперёд в поведенческом и мотивационном сближении этих живых существ, показав, что у человека и животных имеется немало общих форм поведения, в частности эмоционально- экспрессивных выражений, потребностей и инстинктов.

 Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных ( В. Келер, Э. Торидайк) и инстинктов у человека (З. Фрейд, У. Макдауголл, И. П. Павлов).

Если раньше понятие потребность, ассоциированное с нуждами организма, применялось только для поведения животного, то теперь его стали использовать и для объяснения поведения человека, соответственно изменив и расширив применительно к нему состав самих потребностей. Принципиальные отличия человека от животных на этом этапе развития психологических знаний и мотивационной теории старались свести к минимуму.

Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное, в том числе и инстинкты. Одним из первых проявлений такой крайней, иррационалистической, по существу биологизаторской,  точки зрения на поведение человека стали ТЕОРИИ ИНСТИНКТОВ З. Фрейда и У. Макдауголла, предложенные в конце XIX  и разработанные в начале XX в.

Пытаясь понять социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, примирить это понимание с привлекавшими в то время многих учёных открытиями в области сравнительных исследований интеллекта человека и человекообразных обезьян, З. Фрейд и У. Макдауголл предприняли попытки свести все формы человеческого поведения к врождённым инстинктам. В теории З. Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. У. Макдауголл предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный   (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения. В более поздних работах  У. Макдауголл добавил к перечисленным ещё восемь инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям.

С теорией инстинктов оказалось связано множество проблем. Основные из них следующие:

1 Как доказать существование у человека этих инстинктов?

2 В какой мере к ним могут быть сведены или из них выведены те формы поведения, которые приобретаются человеком прижизненно под влиянием опыта и социальных условий?

3 Как разделить между собой собственно инстинктивное в этих формах поведение и приобретаемое в результате научения при жизни.

4 Как, пользуясь только инстинктами, объяснить поступки культурного, цивилизованного человека?

Споры, которые начались вокруг теории инстинктов ещё в начале XX в., ни к чему позитивному для дальнейшей судьбы этой концепции не привели. Ни  на один из поставленных вопросов её сторонники не смогли дать научно удовлетворительного ответа.   В конце концов, дискуссии вокруг теории инстинктов закончились тем, что само понятие «инстинкт» применительно к человеку стали употреблять всё реже и реже, заменяя его такими понятиями, как потребность, рефлекс, влечение (драйв) и другие, которые включали в анализ психических явлений».

                Уверена, что человека следует рассматривать как тройственный союз: дух (разум), душа (чувства) и тело (действия), и исходя из этого, изучать потребности и его поведение.

«В 20–е годы XX  в. на смену теории инстинктов пришла концепция, опирающаяся в объяснение поведения человека на биологические потребности. В этой концепции утверждалось, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое действие на их поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведёт к снижению (редукции) напряжения.

Принципиальных различий между понятиями инстинкта и потребности не было, за исключением того, что инстинкты являются врожденными, неизменными, а потребности могут приобретаться и меняться в течение жизни, особенно у человека.

Оба понятия – «инстинкт» и «потребность» - обладали одним существенным недостатком: их использование не предполагало наличия психологических когнитивных факторов, связанных с сознанием, с субъективными состояниями организма, которые называются психическими. В силу данного обстоятельства эти два понятия были заменены понятием влечения – драйва. ВЛЕЧЕНИЕ – стремление организма к какому-то конечному результату, субъективно представленное в виде некоторой цели, ожидания, намерения, сопровождающееся соответствующими эмоциональными переживаниями.

Кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и влечений, в эти же годы (начало XX в.) возникли ещё два новых направления, стимулированные не только эволюционным учением Ч. Дарвина, о также открытиями И. П. Павлова. Это ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ (БИХЕВИОРИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ и ТЕОРИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Поведенческая концепция мотивации развивалась как логическое продолжение идей Д. Уотсона в теории, объясняющей поведение. Кроме Д. Уотсона и Э. Толмена, среди представителей этого направления, получивших наибольшую известность, можно назвать К. Халла и Б. Скиннера. Все они пытались детерминистически объяснить поведение в рамках исходной стимульнореактивной схемы.  В более современном её варианте … , рассматриваемая концепция включает новейшие достижения в области физиологии организма, кибернетики и психологии поведения.

Исследования, начатые И.П. Павловым, были продолжены, углублены и расширены не только его непосредственными учениками и последователями, но также другими физиологами и психологами.  Среди них можно назвать Н.А. Бернштейна, автора оригинальной теории психофизиологической регуляции движений, П.К. Анохина, предложившего модель функциональной системы, на современном уровне описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта, и Е.Н. Соколова, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, предложил модель концептуальной рефлекторной дуги.
Наконец, последней из теорий, уже существовавших  … и продолжающих разрабатываться сейчас, стала ТЕОРИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЖИВОТНЫХ. Она развивалась под сильным влиянием прежних иррационалистических традиций в понимании поведения животного. Её современные представители видят задачу в том, чтобы чисто физиологически объяснить механизмы работы и функционирования биологических  потребностей.

Начиная с 30 –х годов XX в. появляются и выделяются специальные концепции мотивации, относимые только к человеку. Одной из таких концепций явилась теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии, таких, как А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и другие».

                Получается, от чего ушли к тому и пришли, только на более высоком уровне.   

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 395).
 


Рецензии