Нищенка
Обычно в будние дни перед работой я ходил в этот храм на Божественную Литургию. Так было и в тот раз. По окончанию службы в дверях мене преградила путь старушка, небольшого роста.
Одета она была длинную коричневую куртку, из-под которой до самого пола, закрывал ноги чёрный подрясник или юбка. Закрывал голову строгий, чёрный платок.
Маленькое бледное, морщинистое лицо выражало глубокую озабоченность. Я не с первого раза понял, что хочет от меня эта старушка.
- Пост, надо сделать что-то, дрова мне нужны, подвези до магазина. В «Максидоме» дрова хорошие, поехали, замерзаю.
Повторяла она, обращаясь ко мне, круглыми умоляющими, серыми глазами.
Я посмотрел на часы, 11 00 время ещё есть, ладно думаю,- Подвезу!
Приехав в магазин, оказалось, что денег у неё нет и за четыре упаковки сухих колотых дров, расплачиваться мне пришлось самому. Это обстоятельство меня привело в сильное раздражение. Успокаивала лишь мысль о свершении акта доброго деяния, что происходило со мной крайне редко.
Как оказалось старушка, как она представилась - Ольга не получает пенсию и существует только на подаяния. К тому же она была практически глухая.
Хибара её располагается рядом с храмом святого Харлампия. Жилище, - летний одноэтажный домик, с железной печкой посреди основной комнаты. Кровать из не струганных досок застеленная почерневшим от времени постельным бельем. Одеялом служила такая же древняя закопчённая шуба. На стене висела полочка с православными иконками. Рядом с кроватью стоял стол-тумба набитый разного рода книгами и журналами. Во второй комнатке, поменьше, стоял стол с маленькой двухкомфорочной газовой плитой и газовый баллон. Вокруг валялись грязные сковородки и немытые кастрюли. И вокруг этого бомжацкого хаоса, сновало с десяток разношёрстных кошек.
Со слов Ольги я понял, что ей кто-то помогает на постоянной основе, привозит дрова и газ но в данный момент он отсутствует и по этому случился перебой с поставками. Я оставил ей свой обед и поехал на работу.
В голове крутился только один вопрос,
- Как в наше время человек может оказаться в таком положении? В чём причина? В слабоумии, пьянстве, не желании или не способности работать и жить в социуме?
Так или иначе, я задался вопросом и целью сделать этой бедной женщине пенсию.
Вскоре оказалось, что мой знакомый Дмитрий прихожанин Соловецкого подворья хорошо знает эту нищенку, так как она часто посещает его храм. Он тоже несколько раз помогал ей. По моей просьбе Дмитрий сфотографировал и выслал мне на телефон все имеющиеся у Ольги документы; паспорт, снилс, трудовую книжку, свидетельство о рождении.
К моему удивлению старушка оказалась старше меня всего на одиннадцать лет. Ей только на следующий год исполнится 65 лет.
- Да а выглядит она на все 80.
Подумал я.
Трудовая книжка нашей подопечной тоже не порадовала, там значилось , что за всю свою жизнь она работала только два года. Дмитрий на это заметил,
- Скорее всего в пенсии ей будет отказано, потому что у одного знакомого был подобный случай и ему назначили социальные выплаты только по достижении 65 лет.
Тем не менее, я выбрал время и взяв с собой Ольгу поехал в отдел пенсионного фонда в городе Всеволожск.
Приехали мы за час до открытия, по этой причине оказались самыми первыми в очереди. Показав все имеющиеся документы инспектору мы были отосланы в сбер. банк за реквизитами карты имеющимися у просительницы. На прощанье инспектор посоветовала нам обратиться в МФЦ или подать заявление о предоставлении пенсии на интернет портале в Гос Услугах.
Видя, что за нами уже накопилась огромная очередь, я решил после посещения банка не возвращаться в пенсионный фонд, а поступить по слову госслужащей.
Взяв реквизиты банковской карты, в отделении Сбер Банка, мы пошли в отделение МФЦ находящееся в минуте ходьбы о пройденных нами государственных учреждений.
Будний день примерно одиннадцать утра, в МФЦ не было ни кого. Я взял талончик, и сразу прошли в указанное нам на табло окошко. Оператор заполнила нужное нам заявление и сделала ксерокопии всех документов, присовокупив к ним реквизиты электронной карты просительницы. Работница МФЦ выразила глубокое сожаление, что данное заявление будет бесполезным, так как у претендентки на пенсию отсутствует актуальная прописка. Указанная в паспорте дагестанская прописка оказалась аннулированной новыми хозяевами жилья, ранее принадлежавшей Ольге. Так же оператор по просьбе Ольги установила на один из моих номеров программу Гос Услуги для отслеживания процесса нашего заявления.
Прошёл месяц, полная тишина. Складывалось впечатление, что мы вообще не подавали ни какого заявления, ни ответа, ни привета. Подаю повторное заявление уже самостоятельно на портале Гос Услуги. И в этот раз электронный кабинет блокируют, с формулировкой
- «В связи с подозрением на действие мошенников, личный кабинет пользователя временно блокируется».
Я уже думаю ну точно дело в прописке и нужно думать, куда прописать эту мадам.
Вопрос оказывается реально сложным, обращаюсь к знакомым православным священникам, юристам, звоню в благотворительные фонды, помочь не может никто.
Думаю ну ладно, подам заявление попозже в октябре, когда ей стукнет 65 лет, по паспарту.
Наступает сентябрь, я открываю Гос Услуги Ольги. В глаза бросаются несколько непрочитанных сообщений, читаю.
В первом же сообщении сообщается о пенсионных перечислениях и дополнительных выплатах на карту просительницы. Не верю своим глазам, по моим подсчётам на её карту упало не менее сорока тысяч рублей. На следующее утро еду к нищенке.
Та с порога начинает мне жаловаться, что у неё нет дров, просит помочь. Общаемся с ней через блокнот, пишу ей, она отвечает голосом. Пишу, тебе на карту перечислили пенсию поехали за дровами. Едем в гипермаркет Лента, вставляю её банковскую карту в банкомат, она мне не доверяет и скрытно нажимает код сама. На балансе высвечивается девяносто четыре тысячи рублей. Думаю,- « Чудны дела твои Господи»! Моментально снимаю сорок тысяч на дрова. Покупаем две упаковки паллет для печки и мчимся обратно к хижине. По дороге звоню в дровяную компанию и заказываю две машины колотых дров.
Боюсь опоздать на работу, гоню как на ралли.
На следующий день покупаю целый ящик продуктов (в основном консервы и корм для кошек), на оставшиеся от дров деньги и еду встречать машины с дровами, так как бунгало старушки не обозначено ни на одной карте мира.
Подъезжаю к домику стучу. В окошко вижу Ольгу, лежащую на своём одре и укрытую шубой. Стучу громко, с учётом её глухоты, так что стёкла позвякивают в рамке. Вижу свою подопечную пытающуюся подняться с постели, но обратно плюхнувшуюся в ворох из ветоши, наваленной на постели. Сквозь неплотные деревянные рамы доносится сильный запах спиртного.
Гнев охватывает всё моё существо, стучу ещё сильнее. Ольге удаётся подняться и посмотреть в окно. Два круглых бесцветных глаза посмотрели сквозь меня звериным, бессмысленным взглядом. Через секунду, она обратно упала на чёрную от грязи и копоти подушку, повернувшись, на бок, ко мне спиной.
Я достал из багажника тяжёлый ящик с продуктами. Поставил его на стул, стоящий рядом с входной дверью. Немного подумав, взял ручку и написал на верхней части картонного ящика,
- Ольга прощай, больше не приеду. Сергей.
Позвонил водитель газели и попросил встретить его на развилке дорог при въезде в «Ковалёво».
Две грузовые газели, вывалили примерно двенадцать кубов колотых дров рядом с избушкой нищенки. Расплатившись с водителями пенсионными начислениями, я поехал на работу.
Весь день меня не покидала мысль, что – « Наверное, зря я хлопотал, а затем и отдал в руки карту с деньгами безответственной старушке. Сгорит от пьянства на радостях».
После работы не выдерживаю и делюсь с женой своими печалью.
На что получаю по полной программе,
- У тебя, что своих проблем мало? Втихаря, помогает какой-то бабе, ещё и возит бомжей на моей машине!...............................................
Скандал разгорелся не шуточный. После часового выяснения отношений, она смягчается и говорит,
- А может у неё инсульт?
Опять начинают одолевать сомнения и угрызения совести.
- И почему я сразу думаю о человеке плохо, а если она там уже умерла от холода. Ударил инсульт, не смогла растопить печку и остывает.
Память возвращает мне бессмысленный звериный взгляд Ольги, смотрящий сквозь меня и запах спиртного.
С другой стороны, откуда я знаю, как выглядит лицо человека поражённого инсультом?
Почему – то решаю, что поеду к хижине тёти Оли завтра.
Иду на остановку автобуса. Обычно я сажусь на рейсовый автобус, идущий до метро Ладожская. Но по неизвестной мне причине данный транспорт задерживался. На остановке стал скапливаться народ, и я сел в полу - пустую маршрутку до станции метро Дыбенко. Всё равно, что до одной, что до другой станции - ехать пятнадцать минут.
В метро сажусь на свободное место напротив двери и закрываю глаза, можно на двадцать минут отключиться и подремать. Но на следующей станции громкий голос машиниста, делающего какое-то объявление, резко выводит из «нирваны». Открываю глаза вместе с распахивающимися дверями вагона.
В этот момент, испытываю изумление, и только одна фраза вырывается у меня изо рта,
- Слава Богу!
Вижу, как мимо открытой двери идёт нищенка Ольга, держа в одной руке матерчатую сумку, в другой опираясь на длинную пластиковую палку – посох, идёт мимо моего вагона. В следующую секунду двери закрываются, и состав уносит меня в сторону моей любимой работы.
Осознание того что Ольгу нужно куда-то пристроить не покидает. В деревне Салогубовка Мгинского района Лен. Области, уже давно существует православный храм Царственных мучеников. При этом храме настоятель отец Александр организовал реабилитационный центр для людей с наркотическими и алкогольными зависимостями. Я несколько раз посещал службы в этом месте.
Сам храм был построен по благословению старца Николая с острова Залет. Батюшка Александр вспоминал, как он со своей матушкой приехали в Салогубовку, увидели пустырь на опушке леса и заплакали. Со временем вырос храм, хозяйственные постройки, ферма и общежитие для людей требующих реабилитации. Почти на каждую воскресную службу туда приезжают православные музыкальные коллективы из Петербурга и дают концерты для общины храма Царственных мучеников и гостей реабилитационного центра.
Концерты проходили в большом помещении местной трапезной. Всех присутствующих кормили, после чего начинался концерт. Складывалось впечатление семейного уюта.
Туда-то я вознамерился определить Ольгу. Но без её согласия этого не сделать и я написал ей следующее письмо,
- Ольга привет! Предлагаю тебе переселиться в православную общину в деревню Салогубовка Ленинградской обл. 60 километров отсюда. Там батюшка Александр по благословению старца Николая, организовал общину и реабилитационный центр для людей, которые пожелали покончить с алкоголизмом и наркотиками. Там у них храм в честь царственных мучеников. Атмосфера очень дружелюбная, я там был несколько раз, мне очень понравилось. Поедешь?
Иначе погибнешь здесь. Если ты согласна, я позвоню им, договорюсь?
Крупным шрифтом распечатал его на рабочем принтере.
Через пару дней, в субботу, я вручил это письмо лично в руки своей подопечной.
Но по её лицу, понял, что моё предложение энтузиазма Ольге не прибавило. Она покачала головой и сказала,
- Нет, не поеду, звонить не надо.
В этот момент я понял, что моя миссия по спасению нищенки закончена. Я испытал сильное облегчение.
Она пристально смотрела на меня, возвращая лист с письмом……. .
Глядя на неё я мысленно попрощался, осознавая, что каждый сам выбирает свою судьбу и живёт так, как ему нравится.
Свидетельство о публикации №225093000602