Качество, как категория бытия

Мы привыкли к тому, что мир измеряется в категориях количества: метры, килограммы, секунды, денежные единицы. На этом языке говорит наука, строится экономика, ведется большая часть человеческой деятельности. Но за этим шумом цифр и объемов скрывается тихая, но фундаментальная истина: подлинной мерой существования является не количество, а качество. И здесь проступает контур целой философской системы.
 
Качество — это не свойство, а отношение. Это первый и важнейший вывод. Вещь не обладает качеством сама по себе, в вакууме. Качество рождается в диалоге между объектом и субъектом, между «вещью-в-себе» и «вещью-для-нас». Автомобиль не имеет абстрактного «качества»; он обретает его только в контексте потребности, условий и ценностей того, кто им владеет. Для немецкого перевозчика качество — это эргономика и экологичность, без чего машины для него попросту не существует. Для афганского — выживаемость в условиях бездорожья. Так и в бытии: качество события, отношения, жизни — не абсолютно. Оно определяется резонансом между внешней формой и внутренним миром того, кто его воспринимает.
 
Если следовать этой логике, то бытие — это непрерывный процесс «потребления» некоего ресурса, а жизнь — это «стоимость обладания» этим ресурсом. Что есть «потребительский ресурс» нашего существования? Это не километры пробега и не тонно-километры, а совокупность возможностей, переживаний, смыслов и связей, которые мы можем извлечь за отведенный нам срок. Одни видят этот ресурс в наслаждении («время получения наслаждения от созерцания завистливых взглядов»), другие — в преодолении километров пути к цели, третьи — в продолжительности и стабильности «эксплуатации».
 
И вот здесь возникает ключевой философский вопрос: а какова «стоимость обладания» самой нашей жизнью? Если качество есть величина, обратная стоимости обладания единицей ресурса, то что есть качественная жизнь? Это жизнь, в которой мы минимальной ценой — душевными силами, временем, нервами, пустыми усилиями — обретаем максимальную глубину, насыщенность и осмысленность нашего «ресурса». Высокое качество бытия — это когда за единицу затраченной энергии мы получаем максимум подлинного переживания, понимания, любви или красоты.
 
Низкое качество жизни — это ситуация, когда «стоимость обладания» зашкаливает: мы платим здоровьем за ненужные вещи, тратим время на поддержание отношений, которые не дают нам ресурса, истощаем себя в погоне за целями, чей потребительский ресурс для нас иллюзорен. Мы носим «туфли не своего размера», обрекая себя на постоянные «затраты» — дискомфорт и разочарование.
 
Традиционные оценки успешности часто фиксируют лишь «рост объемов производства» — количество имущества, статусов, достижений. Но они слепы к подлинной «эффективности потребления» нашего существования. Можно, неся огромные внутренние издержки, демонстрировать блестящие количественные показатели, при этом имея крайне низкое качество бытия. И наоборот: аскетичная с точки зрения внешних атрибутов жизнь может обладать колоссальным качеством, ибо «стоимость обладания» ею мала, а «потребительский ресурс» каждого дня — невероятно высок.
 
Здесь напрашивается параллель с идеей эвдемонии Аристотеля — высшего человеческого блага как деятельности души в соответствии с добродетелью.
«Осознанно формировать потребительский ресурс» — это аристотелевская разумная деятельность, направленная на достижение подлинных, а не мнимых благ. Это поиск своего предназначения вместо погони за чем-то чужим.
«Минимизировать стоимость обладания» — это современное звучание античной идеи умеренности и избегания излишеств, которые лишь отягощают путь к счастью, не принося сущностной пользы.
 
Таким образом, качество это этическая и экзистенциальная категория. Это — мера гармонии. Гармонии между внутренним и внешним, между затратами и смыслом, между путем и целью. Качественно жить — значит осознанно формировать свой «потребительский ресурс» и минимизировать «стоимость обладания» им. Это значит отказываться от социальных миражей в пользу того, что составляет суть нашего бытийного ресурса. И в этом свете философское осознание качества оказывается самым практичным и насущным делом — искусством правильно распорядиться самым главным капиталом, данным нам во обладание: собственной жизнью.


Рецензии