Пелевин. Бэтман Аполло. Отзыв эзотерика

Ум человеческий — главный источник боли.

"– Ты другого не понимаешь, Гриш. Ты думаешь, что херово тебе только временно. В силу искажения божьего плана. А это и есть божий план на твой счет – чтоб тебе было херово".

Почему я, с одной стороны, в восторге от прозы Пелевина, а с другой стороны, упорно властною рукою многим его творениям ставлю закорючку "4" вместо криков "браво", "отлично"? Потому что мысли Пелевина в его правдивой оголённой мрачности слишком созвучны моим собственным, там явно ощущается скорпионья невыносимая тяжесть бытия, когда приходится жить, с каждым днём увеличивая опыт, а с каждым опытом добавляя веса своей тяжести, при этом сбежать в нирвану не вариант, потому что туда сваливают ссыкуны и слабаки, да и вообще: куда сбежишь от себя, от своего смердящего самостраданием ума?

У Виктора Олеговича в книгах множество эзотерических описаний и умных мыслей. Если берём, в частности, "Бэтман Аполло", то читатель познавательно знакомится со сценариями посмертного путешествия души, со схемой и планом агрономически выведенной человеческой расой, которую жрёт и доит легион тварей, начиная от мелких халдеев, заканчивая вампирами и Великим Вампиром как разновидностью демиурга. Всё это давно знакомо и узнаваемо мало-мальски эзотерически образованному неофиту или адепту, и является лютой дичью, порождённой наркоманским мозгом московского дауншифтера, для обывателя и профана.

Мудрых философских и оккультных мыслей у Пелевина действительно много, можно из каждого его романа составлять отдельную книгу афоризмов и продавать заново, состригая по второму кругу шерсть с хомячков. Но вот за ними начинает смазываться и теряться сюжет, либо основная фабула с персонажами изначально настолько вторична или даже третична по сравнению с передаваемыми в общество развивающими сознание озарениями духа, что складывается стойкое ощущение, будто читаешь афоризмы и наставления магического теоретика и практика, к которым он для красоты обёртки и с учётом конъюнктуры рынка и силы понимательной всасываемости мозга целевой аудитории вяло приклеил художественные обрезки и огрызки. Впрочем, думается мне, сюжет здесь реально вторичен, ибо адепт в первую очередь обращается к "уму А" читателя, что есть второе непосредственное внимание, можно назвать подсознанием или "разумом нагваля", как бы это ни звучало парадоксально, супротив "ума Б", который есть типа интеллект, чем люди обычно думают и постоянно пережёвывают ментальную жвачку, да что там говорить: именно "ум Б" любит ментально мастурбировать и погружаться во всевозможные эмоциональные картинки, которые сам же криво нарисовал на основе сигналов, доносящихся из внешнего мира.

Ещё один литературный художественный аспект, из-за которого гениальным произведениям Пелевина я занижаю оценку, — обильное изобильное сверхобильное обилие социальной сатиры, которое стремится отобразиться актуально на момент написания. Я, как гражданин, конечно, немного в курсе геополитики, внутреннего бурления ментальных говн, щедро вываливаемых блогерами и другими СМИ в интернет-помойку, которое было пространством, пока они там не насрали так много. Но, как эзотерику, мне глобально плевать: люди во все времена ведут себя примерно одинаково согласно Великому Плану доения и развития, реализуемого богами и прочими неорганическими существами, меняются только декорации и дата на календаре. Интереснее следить, что происходит на моём личном Острие Духа, пронзающим пространство и время согласно разворачиваемому перед ним индивидуальному в рамках кармы маршруту воплощения. Здесь всё моё, лично-личное, а не вербальные мнения и объяснения ноунеймов, что вокруг происходит и как надо жить.

В плане художественных историй и писательского мастерства мне больше по нраву Терри Пратчетт, Густав Майринк и Герман Гессе — в их книгах тоже предостаточно философской и оккультной мудрости, но там главенствует сюжет и персонажи, за продвижением и раскрытием которых следишь с интересом, с диким восторгом попутно обнаруживая жемчужины мысли, достойные быть вбитыми золотыми буквами в ментал человечества, умело вплетённые в канву повествования.

А ещё, как сказала моя супруга, я тупо завидую Пелевину, который, подобно мне, выдаёт эзотерику в массы в удобоваримой обёртке беллетристики, но при этом он уже заработал на продаже опиума для народа сотни тугриков, а я нет.

2025 год


Рецензии