1501. Хуторская чертовщина. Деловая суетливость

                Информация услышанная от Васятки подобно мельничному колесу   потрескивала и поскрипывала, медленно вращаясь в голове Злотазана, было о чём подумать и над чем по размышлять.
            Сон не шёл, да и как ему было быть, когда в другой комнате супруги лёжа в постели переговаривались меж собой.
           Любопытство, этот неугомонный порок всезнайства,  иногда толкает на совершенно не предсказуемые действия.
        Говорили бы супруги чуточку громче, тогда не пришлось бы проявить интерес и подробнее узнать, о чём они там говорят и какие строят планы на будущее.
        Из отдельных фраз и доносившихся слов не возможно было выстроить логическую цепочку в которой можно было бы понять, чего собираются предпринять супруги Харитоновы.
         С ловкостью кошки вышедшей на охоту, интриган дурных намерений покидает печку и осторожно на цыпочках пробирается к двери, где застыв каменным истуканом, вслушивается в доносящий из другой комнаты разговор.
            Из всего услышанного вскоре им был сделан вывод, супруги строили предстоящие планы, обсуждая с чего начать и как им устроить свой предстоящий переезд.
       Лидка всё больше была обеспокоена гусынями на яйцах, подходил срок вылупления гусят из яиц и беспокоить птиц в таком случае не представлялось возможным.
       Василий напирал, что им сидеть и дожидаться, когда вылупятся гусята большого смысла нет, а упускать такую возможность, как заполучить тёткино подворье, будет невероятно глупейшей дуростью.
          Что тут скажешь, Василь был под большим впечатлением от увиденного им, такое бывает и если перепадает, то только один раз в жизни, это как за ново родиться и упускать такой шанс он не собирается, ведь другие претенденты не дремлют и могут уговорить старушку достойно доглядеть за ней, взамен на её имущество.
          В таком случае хоть разорвись, хоть тресни пополам, а придётся цепко уцепиться в свалившуюся удачу и уже не выпускать её из своих рук, если даже случится попытка отнять у них право  на тёткино наследство.
      Не обошлось и без того, чтобы не упомянуть Пал Андреича, возлагая на него надежды, что он проявит своё участие и присмотрит за хатой и хозяйством.
            А вот это уже дудки, подумал Злотазан, не хватало ему такой заботы, опуститься до уровня обычного крестьянина.
       За хатой приглядеть полёживая на печке, здесь нет ни каких претензий, а вот управляться по хозяйству извините, это не в его компетенции.
     Совершить какую ни будь мерзопакость это он готов сделать с великой радостью, а вот работы работать ни в коей мере, не приведи нелёгкая об этом узнать рогатой братии, потом позора не обобраться.

             Ночь давно перевалила за вторую половину, а супруги продолжали обсуждать, предлагая взаимно сделать так или эдак, имея от этого наибольшую выгоду.
     Затем послышалось как кто-то встал с постели, как было не догадаться, что это был Василь, буркнувший, что ему надо сходить на двор по малой нужде, пришлось пройдохе ретироваться, да только не успевал он забраться на печку, пришлось юркнуть под стол и там притаиться.
         Васятка осторожно, чтобы не побеспокоить своего квартиранта прошёл по комнате, приоткрывая двери в сенцы, которые противно взвизгнули в полнейшей тишине, вышел в сенцы и оставив их приоткрытыми, было слышно и понятно, что он не сразу прошёл на выход, а чего-то задержался.
        Как было не догадаться по звуку вынутой пробки из горлышка бутыли и этих несколько клокочущих глотков самогона привезённых им от своей тётки.
          Будто раскат молнии раздался треск его зубов на от кусанном яблоке, аппетитно закусывая и поставив бутыль обратно прошёл к дверям, вышел во двор, отсутствовал там не более пяти минут, а вернувшись обратно и закрыв входные двери на задвижку, вновь задержался в сенцах.
         Послышалось, как Василий вновь приложился к горлышку бутыли, отпил несколько глотков, с удовольствием крякнул в кулак, вернул посудину на место и не закусывая, осторожно ступая прикрыл за собой двери и прошёл в свою комнату.
       Только он прилёг на кровать под бочок своей супруги, как она начала высказывать ему своё недовольство.
-Вот какого гада самогон хлестал, завтра бы и выпили с Павел Андреевичем, мог и потерпеть.
-Чего-то зуб разнылся,
                начал оправдываться муж,
-подлечил маленько, прополоскал для профилактики от того и несёт самогонищем.
-Не знаю с чего начал зуб дёргать, видно прошёлся босиком по холодному полу.
-Да ты Васька тысячу причин найдёшь лишь бы оправдаться, уж если зуб болит, то кусочек сала отрежь и приложи на него.
-Да где мне это сало искать в потёмках, ну как скажешь Лидка, даже смешно становиться.
-А тебе бы Васька только бы хиханьки да хахоньки, вместо того чтобы подумать, как мне твою тётку навестить, да посмотреть как да чего.
-А то тебе дураку поднеси стакан другой, так ты и рад, а потом тебе всё кажется, что  весь мир вокруг в красочных расцветках.
-Да чё ты Лидка придираешься, я чё тебе совсем дурак и ничего не понимаю?
-Да хоть прямо по-утру и поедем вместе, запряжём ишака и вперёд, привезу тебя, познакомлю с тёткой и сам обратно поеду, а ты оставайся, поговорите, посмотришь, а я на другой день за тобой вернусь.
          Выслушивать о чём договаривались меж собой супруги Злотазан не стал, а выбравшись из под стола забрался на печку и погрузившись в раздумья вскоре уснул.
        Могло показаться, что он только что сомкнул свои глаза и погрузился в приятную дрёму, как был разбужен вознёй хозяйки в печке.
        По  ощущению полнейшей сонливости выходило, что она в самую рань встала и чего-то принялась кухарить на скорую руку, как было в таком разе не подумать о предстоящей поездке супругов к Васяткиной тётке.
        Но это было глубоким заблуждением с его стороны, если бы он дослушал до чего договорились Васька с Лидкой, то не пришлось бы путаться в предположениях, ведь супруга так и заявила, что она к Василёвой тётке не собирается ехать с пустыми руками, ну как заявиться к ней без гостинцев, ещё подумают, что она никчёмная хозяйка.
      И по этой самой причине поездка откладывается до завтрашнего утра, а сегодняшний день будет предоставлен стряпне, выпеканию хлебов, пирогов и пирожков с различными начинками.
       
             Как в таком случае было не упомянуть Заблудая, этого наивного и доверчивого ишака, оказавшего невероятную услугу на кладбище и позволившего Злотазану ловко улизнуть от нависших над ним побоев.
        Да и данные обещания этой ушастой скотине с предоставлением ему всяких вкусностей следовало бы сдержать, не хотелось в больших ишачьих глазах выглядеть дутым обманщиков, есть правда некое оправдание своему отсутствию, как ненастная для прогулок погода.
       Но это нисколько не снимает с него ответственности за свои сказанные слова, а тут вон какой удачный случай подвернулся, чего бы не намекнуть хозяйке, что он большой любитель всевозможной выпечки и на время её отсутствия с супругом хотел бы иметь на столе всего понемногу.
        Для Злотазана закрутить интригу большого ума не требует, притворная наивность и учтивая лесть, вон она первая ступенька к достижению намеченной цели.
         Кашлянув для приличия, что непременно отвлечёт хозяйку от её мыслей, хитрец и пройдоха приоткрыв уголок занавески и наблюдая за действиями хозяйки задал ненавязчивый вопрос.
-И чего это ты хозяюшка в такую рань хлопочешь у печи?
- Уж не задумала ли выпекать хлеба?
-Вон сколько теста замесила, тут и на пироги с пирожками с избытком останется.
-Павел Андреевич извините, что я вас побеспокоила и разбудила в такую рань.
-Ну что вы голуба, как можно так думать, я довольно выспался со вчерашнего вечера и не сколько не обеспокоен вашей домашней суетой.
-Имею интерес узнать, у нас намечается какой-то праздник или что-то торжественное посвящённое какой нибудь мне неизвестной годовщины.
-Не то и не другое Павел Андреевич, вот собираюсь с Васькой завтра к его тётке съездить, гостинцев от нас супругом ей отвести.
-Похвально с вашей стороны Лидуся, очень даже похвально, что может быть лучше, чем забота о всеми забытой старушке.
-Я ведь сам большой любитель свежей выпечки, готов хоть неделю к ряду питаться одними пирогами с пирожками.
-Не посчитай голубушка за непристойную наглость, но хотел бы иметь на свою долю испечённых вкусностей этими заботливыми руками.
-Оставлю Павел Андреевич, обязательно оставлю, а как без этого, ведь останетесь один на целый день.
-Можете не беспокоиться, голодными не останетесь.
                И тут же громко произнесла, обращаясь к своему мужу.
-Васька! А ну просыпайся и вставай!
-Сколько можно вылёживаться, пора по хозяйству управляться.
-Видите ли, разодрать он глаз своих не может, меньше бы самогон хлестал и как я не додумалась сразу бутыль прибрать, почти половину выдул.
-Да чё я там выпил,
                донеслось из другой комнаты,
-так только зубы прополоскал,
                возмутившись отозвался Василий.
-Зубы он там полощет, не спрячь, так не угомонишься пока до самого дна не выхлюпаешь.
-Вставай говорю, хватит валяться, делом займись.
-Да встал я уже, чего пристала, счас оденусь и пойду.
-И чего тебе неймётся, на дворе ещё темно.
-Да где ж там темно, зенки свои раскрой и посмотри, уже светло во дворе, живность уже беспокоится, пора корма задать.
-Да чтоб она по перевыздыхала эта живность, покою от неё никакого нет,
                с недовольством бурча произнёс Василий выходя из комнаты.
-Не вы на него только взгляните, опять ему не нравиться, сколько вместе прожитого времени прожужжал мне в уши, вот было бы у нас большое хозяйство, вот тогда бы только и делал, что возился бы в базах, ну вот теперь у тебя появилось это хозяйство и что-то не вижу радости на твоей постной роже.
-Ладно тебе придираться, это же я со смыслом сказал, отгоняя от нашей живности всякую болезненную заразу.
-И чем сильнее её клянёшь, тем здоровее она становиться.
-Если не веришь мне, то вон у Павл Андреича спроси, он подтвердит верность мною сказанных слов.
-Это ещё издревле такое поверье идёт, как защита от всякой заразы.
-Уж если какая зараза и завелась, так это ты сам Васька,
                вымешивая руками тесто на столе в назидание мужу говорила супруга,
- сидишь как сонная муха, портянку на ногу намотать не можешь.
-Ну хватит мне под руку гундосить, сам знаю чего делать.
-Только бы свои недовольства высказывать, и портянки намотаю и сапоги надену, мне-то куда спешить, весь световой день в моём распоряжении.
- Так тебя не пни в зад, так весь день в хате просидишь.
-Ну давай придумывай, Васька твой бездельник и бездарь, сам ничего сделать не может.
-Да ты Лидка хотя бы своими бабскими мозгами подумала, прежде чем меня упрекать.
-Я может где-то и медлительный, но довольно сообразительный, зря своих штанов не просиживал.
-Вон у других попытай, сенцо для коровок уже к весне скормилось, соломы и той дают в натрусочку.
-А у меня вон какие запасы, сам не косил, в степь не ездил, а вона сколько его у нас, коровушку свою впроголодь не кормим.
-Ту же печку чем топишь?
-Опять же Васька расстарался, успел натаскать, пока остальные ушами хлопали.
-Хлопнуть бы тебя самого по ушам, чтоб поторапливался, а то начнёшь ходит тут взад-вперёд сквозняки создавать, того и гляди хлеб не поднимется.
-Пока хлеб в печку не посажу, чтоб в хату и не заходил.
-Ты смотри какая додельница выискалась, сам знаю, чего мне делать, пойду уже, а то совсем все уши надула, аж дурно стало,
                надевая на голову облезлый треух, с презрительным недовольством ответил Василий, направляясь на выход.

             Васятка  при задержался в сенцах, не обнаружив бутыль в корзине был несколько обескуражен и тут же его окликнула жена.
-Чего там выискиваешь?!
-Уже убрала по дальше с твоих глазёнок завидущих!
-Знаю тебя ирода, только и думаешь, как бы отхлебнуть с утра по-раньше!
- Иди делом займись!
                Пробурчав себе под нос недовольство женой, Василий вышел во двор, где вскоре разразился руганью, вероятнее всего это была его новая манера извращённого хвастовства перед соседями, что Василий Харитонов вышел управляться своим разбогатевшим хозяйством.
           Злотазан не вмешивался в супружеские разборки до той поры, пока Василий не закрыл за собой входную дверь.
-Уж больно ты строга хозяюшка, шпыряешь своего суженного без всякой жалости.
-А чего его жалеть Павел Андреевич, он у меня привычный к такому обращению.
-Иначе нельзя, Васька добрых слов не понимает, не напомни и не подтолкни его в зад, так ничего сам не сделает.
-Ну не скажи Лидусик, сколько за ним наблюдаю мужик хоть он и своенравный, но сообразителен и где-то даже хитёр.
-Понятие имеет в чём заключается его выгода.
-Обрати внимание, после своего приезда от тётки у него в голове появилось столь множество новых идей, что он хоть сегодня готов съехать из этого двора.
-От того что имеет соображение не упустить один единственный выпавший шанс и заполучить в скором времени наследство, удвоив, а то и утроив своё материальное положение, возвысившись над всем здешним хуторским населением в недавнем времени презиравших его, да и тебя Лидок тоже, за ваше длительное бедняцкое положение.
-Вон как круто завернула судьба, не упустите своей возможности, встать вровень с теми кто брезгливо отворачивался от вас.
               Хитрость, а скорее подлость Пал Андреича заключалось в создании двойственности положения, вначале разжечь желание, а дав ему жарко вспыхнуть, поливать длительными сомнениями, которых у него найдётся не одну сотню штук.
                Для чего это ему понадобилось и было нужно?
       Ответ довольно прост, как выеденное с утра яйцо, обычная привычка, ведь к хорошему всегда привыкаешь быстро и лишиться возможности беспечной жизни ох как не хотелось.
          Только он об устроился со всеми удобствами беспечного существования и лишаться такой возможности не было ни какой надобности, а вновь обхаживать кого-то другого слишком кропотливое занятие.
           А как говорит давняя мудрость, упомянутая ещё за долго до всемирного потопа, подливай масла в огонь если видишь в этом личную выгоду, а если в этом нет твоей надобности, бросай мокрый хворост с опрокидыванием в огонь воды из подвешенного над ним котелка.
         Помогая наводить мост через реку, подмени крепкую сваю на гнилую, это поможет добиться намеченной цели, чем сейчас и занимался Злотазан, говоря свои сладостные речи, проявляя свою заботу о супругах Харитоновых.
            Была у него на уме одна грандиозная задумка, напроситься съездить в гости к Василёвой тётке, а у этой старушки обязательно найдётся золотой запас, постараться выведать, где она хранит этот презренный металл, да и выкрасть его с такой манерой, чтоб тень этой подлости легла на обоих супругов.
         Итогом чему станет семейный скандал и позорное изгнание тётушкой семейку Харитоновых из своего двора.
           Над этой коварной мерзостью ещё надобно под напрячь свои извилины, не всё так просто складывается, если это всю гнусность представить в образном понятии.
                И ничего в этом удивительно или позорного нет, каждый старается устроиться в этом мире с максимальной выгодой и при полном комфорте безбедного существования, Злотазан Подколодный в этом плане не является чем-то не обычным, как скажем редким исключением.
           Тот кому преподнесено судьбою оказаться и испытать на себе прелести беззаботной жизни, почивая на всём готовом, когда не приходилось особо утруждать себя заботами, живя при полном обеспечении, вкушая до полной сытости и попивая горячительные коллекционные напитки, вновь опускаться на самое дно житейских перипетий, не было ни какого, даже маломальского желания.
           Да и по воле случая оказаться бесприютным скитальцем было не в его чести, познавшего полнейший беспечный комфорт проживания в усадьбе.
             И если вольному воля, то у него с некой оглядкой назад, он не против в тёплое время года устраивать многодневные, а точнее сказать ночные вылазки, совершая прогулки с пользой дела, не прочь устраивать подлые мерзости, опять же имея с этого личную выгоду и внесения смятений в умы местного крестьянства, ну в крайнем случае делая это ради собственного удовольствия.
               Весь день у супругов Харитоновых прошёл трудовой суете и приятных сборах к завтрашней поездке к тётке Василя, где не продолжительные перерывы на обед и ужин сопровождались возлиянием самогона, по молчаливой оценке Злотазана, как тошнотворная отрава с противной отрыжкой, в отличие от него Михалыч употреблял с заметным удовольствием.
         Да и чего с него взять, обычная деревенщина, как о нём не лестно отозвался бы его приятель Песя, коль Васятка не был ценителем и почитателем добротного алкоголя, особой разницы не разумея, будь это сиводрал, горилка, рака или самогон.
           Для него важность напитка заключалась в его возможности задурманивания мозгов и чем это чувство вызывается быстрее, тем оно им считается наилучшим.
          В этот вечер супруги легли очень рано почивать, чтобы встать ещё до наступления рассвета, управиться по хозяйству и отправиться в дальнюю дорогу, оставив Палу Андреичу сытное пропитание и просьбой присмотреть за хатой, да приглядывать за двором.
           Народец ныне ушлый и разбалованный вседозволенностью, только увидят, что хозяева уехали со двора, то чего бы в их отсутствие не заглянуть к ним и не прибрать к своим рукам приглянувшиеся вещицу или ту же мелкую живность.
                Завтра будет завтра и не раньше того, а впереди ещё ожидает длинная и беспокойная ночь.

               29-30 сентябрь 2025г.

               


Рецензии