Прекрасная готика итальянских церквей

На фотографии  собор Орвието, построенный 600 лет назад.

Это прекрасный пример архитектурного стиля, совершенно уникального для Италии.

Приведу  краткое введение в итальянскую готическую архитектуру и то, что ее отличает...

Когда вы думаете о «готической архитектуре», вы, вероятно, представляете что-то вроде Руанского собора.

Летающие контрфорсы, большие окна, высокие башни, горгульи и плавная каменная кладка.

Но готическая архитектура, возникшая в XII веке, в Италии развивалась по-другому.

Первое, что вы заметите в итальянской готической архитектуре, — это ее материал.

В то время как в других странах Европы церкви обычно строились из камня, итальянские архитекторы использовали кирпич.

Рассмотрим (незаконченную) базилику Святой Анастасии в Вероне.

Базовая модель итальянских готических церквей заключалась в том, чтобы построить структурный сердечник из кирпича, а затем украсить его мрамором.

Отсюда и такие церкви, как Санта-Мария-Новелла во Флоренции, с фасадом из простого кирпича, если не считать инкрустированного мрамором фасада.

Даже знаменитый Флорентийский собор Дуомо, хотя теперь и покрытый полихромными мраморными панелями, столь типичными для итальянской готики, был спроектирован таким образом.

На фотографии  его фасад, который остался незавершенным в средние века и был завершен только в 19 веке, во времена готического возрождения.

Эта практика была распространена уже во времена романской архитектуры.

Таким образом, если в Северной готике один-единственный материал, например известняк, был одновременно структурным и декоративным, то в Италии это было не так.

Базилика Санти Джованни и Паоло в Венеции.

Эта практика была распространена уже во времена романской архитектуры.

Таким образом, если в Северной готике один-единственный материал, например известняк, был одновременно структурным и декоративным, то в Италии это было не так.

Базилика Санти Джованни и Паоло в Венеции.

И хотя североевропейские архитекторы хотели строить церкви как можно выше, в Италии размеру уделялось меньше внимания.

Обратите внимание, что итальянские готические церкви, такие как Сан-Петронио в Болонье, были построены по тому же простому плану, что и старые романские церкви.

И то, как итальянцы украшали внешний вид своих церквей, было перенесено и на интерьеры.

Вообще говоря, они белили и красили стены, а также широко использовали декоративные полосы из камня чередующихся цветов.

Как в Сиенском соборе.

Особого внимания заслуживают полы итальянских готических церквей — самостоятельные произведения искусства.

На это повлияла Византийская империя, которая вернула в Италию древнеримскую моду на полы со сложными узорами из переплетающегося мрамора.

Еще одной важной характеристикой итальянской готики является то, что в церквях обычно были маленькие простые окна.

В Северной Европе целью было сделать окна как можно больше, чтобы их можно было заполнить витражами и декоративным узором.

Как Сент-Шапель в Париже.

Иное дело в Италии, где основной формой украшения были фрески, а не витражи.

Просто посмотрите на внешний вид Сан-Фермо-Маджоре в Вероне — ни одного из тех огромных окон, ассоциирующихся с готикой.

Поэтому интерьеры северных и итальянских церквей кажутся разными.

Существовали две или три вершины итальянской готики, каждая со своими особенностями.

Один из них был во Флоренции, в 14 веке, и его воплощением стал Дуомо — купол был пристройкой раннего Возрождения.

Колокольня Флоренции стоит отдельно от церкви и поэтому называется «колокольней».

Колокольчики были гораздо более распространены в Италии, чем в остальной Европе.

Этот был спроектирован великим Джотто и отражает все самое восхитительное во флорентийской готике.

Тем временем в Венеции возник другой вид готической архитектуры, и ее венцом стал Дворец дожей.

Гражданская готика во всей красе.

Каждая из его капителей (декоративных частей наверху колонн) уникальна.

Это жизненно важный элемент готики в более широком смысле: отдельные каменщики имели свободу, не существовало незыблемых правил формы или украшения, все постоянно менялось.

Нигде в Италии домашняя готическая архитектура не была настолько усовершенствована, как в Венеции, хотя большая ее часть с тех пор была реконструирована или разрушена.

Лучшим сохранившимся примером является Ка' д'Оро, что означает «Золотой дом», с его аркадами, основанными на аркадах Дворца дожей.

Еще одним ярким моментом стала Пизанская готика.

Этот тип представляет собой небольшая церковь Санта-Мария-делла-Спина, построенная в 13 веке.

Он был перенесен и «отреставрирован» в XIX веке, однако во многом утратил свой первоначальный характер.

В последние дни готической архитектуры Италия находилась под влиянием некоторых наиболее экстравагантных тенденций, пришедших с Севера.

Рассмотрим фасад базилики Святого Марка в Венеции.

Нижняя часть выполнена в византийском стиле, но сложная линия крыши выполнена в наиболее богато украшенном стиле поздней готики.

И, конечно же, большим исключением из итальянской готики был Миланский собор, строительство которого началось в 1386 году и не было завершено 500 лет.

Он был построен по образцу североевропейской готики — обратите внимание, например, на контрфорсы и многочисленные вершины.

Замечательная, но не типичная итальянская готика.

Но эпоха итальянской готики внезапно закончилась.

В 15 веке возникла архитектура эпохи Возрождения, вдохновленная архитектурой Рима.

Классический стиль, сознательно противоположный готике по духу и форме, обобщенный базиликой Святого Петра в Риме.

Итак, это краткое введение в итальянскую готику, объясняющий почему средневековые итальянские церкви выглядят и ощущаются как то по-другому.

Они менее  бросаются  в глаза, чем откровенно впечатляющие  колоссальные соборы Северной Европы, но по-своему сказочно утонченны  и красивы.


Рецензии
Не зная и потому не понимая таких тонкостей, мои впечатления только от красоты увиденного.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   01.10.2025 14:43     Заявить о нарушении
Живопись, архитектура, музыка, литератуура - созданы гениальными людьми. В своих произведениях они пытаются передать своим потомкам философию своей жизни. Что для них важно и к чему стремятся. Поэтому я пытаюсь разгадать то что Гений через свои Творения пытаются донести потомкам.
Доброго здоровья
Анатолий

Анатолий Клепов   01.10.2025 19:35   Заявить о нарушении