Прекрасная готика итальянских церквей
Это прекрасный пример архитектурного стиля, совершенно уникального для Италии.
Приведу краткое введение в итальянскую готическую архитектуру и то, что ее отличает...
Когда вы думаете о «готической архитектуре», вы, вероятно, представляете что-то вроде Руанского собора.
Летающие контрфорсы, большие окна, высокие башни, горгульи и плавная каменная кладка.
Но готическая архитектура, возникшая в XII веке, в Италии развивалась по-другому.
Первое, что вы заметите в итальянской готической архитектуре, — это ее материал.
В то время как в других странах Европы церкви обычно строились из камня, итальянские архитекторы использовали кирпич.
Рассмотрим (незаконченную) базилику Святой Анастасии в Вероне.
Базовая модель итальянских готических церквей заключалась в том, чтобы построить структурный сердечник из кирпича, а затем украсить его мрамором.
Отсюда и такие церкви, как Санта-Мария-Новелла во Флоренции, с фасадом из простого кирпича, если не считать инкрустированного мрамором фасада.
Даже знаменитый Флорентийский собор Дуомо, хотя теперь и покрытый полихромными мраморными панелями, столь типичными для итальянской готики, был спроектирован таким образом.
На фотографии его фасад, который остался незавершенным в средние века и был завершен только в 19 веке, во времена готического возрождения.
Эта практика была распространена уже во времена романской архитектуры.
Таким образом, если в Северной готике один-единственный материал, например известняк, был одновременно структурным и декоративным, то в Италии это было не так.
Базилика Санти Джованни и Паоло в Венеции.
Эта практика была распространена уже во времена романской архитектуры.
Таким образом, если в Северной готике один-единственный материал, например известняк, был одновременно структурным и декоративным, то в Италии это было не так.
Базилика Санти Джованни и Паоло в Венеции.
И хотя североевропейские архитекторы хотели строить церкви как можно выше, в Италии размеру уделялось меньше внимания.
Обратите внимание, что итальянские готические церкви, такие как Сан-Петронио в Болонье, были построены по тому же простому плану, что и старые романские церкви.
И то, как итальянцы украшали внешний вид своих церквей, было перенесено и на интерьеры.
Вообще говоря, они белили и красили стены, а также широко использовали декоративные полосы из камня чередующихся цветов.
Как в Сиенском соборе.
Особого внимания заслуживают полы итальянских готических церквей — самостоятельные произведения искусства.
На это повлияла Византийская империя, которая вернула в Италию древнеримскую моду на полы со сложными узорами из переплетающегося мрамора.
Еще одной важной характеристикой итальянской готики является то, что в церквях обычно были маленькие простые окна.
В Северной Европе целью было сделать окна как можно больше, чтобы их можно было заполнить витражами и декоративным узором.
Как Сент-Шапель в Париже.
Иное дело в Италии, где основной формой украшения были фрески, а не витражи.
Просто посмотрите на внешний вид Сан-Фермо-Маджоре в Вероне — ни одного из тех огромных окон, ассоциирующихся с готикой.
Поэтому интерьеры северных и итальянских церквей кажутся разными.
Существовали две или три вершины итальянской готики, каждая со своими особенностями.
Один из них был во Флоренции, в 14 веке, и его воплощением стал Дуомо — купол был пристройкой раннего Возрождения.
Колокольня Флоренции стоит отдельно от церкви и поэтому называется «колокольней».
Колокольчики были гораздо более распространены в Италии, чем в остальной Европе.
Этот был спроектирован великим Джотто и отражает все самое восхитительное во флорентийской готике.
Тем временем в Венеции возник другой вид готической архитектуры, и ее венцом стал Дворец дожей.
Гражданская готика во всей красе.
Каждая из его капителей (декоративных частей наверху колонн) уникальна.
Это жизненно важный элемент готики в более широком смысле: отдельные каменщики имели свободу, не существовало незыблемых правил формы или украшения, все постоянно менялось.
Нигде в Италии домашняя готическая архитектура не была настолько усовершенствована, как в Венеции, хотя большая ее часть с тех пор была реконструирована или разрушена.
Лучшим сохранившимся примером является Ка' д'Оро, что означает «Золотой дом», с его аркадами, основанными на аркадах Дворца дожей.
Еще одним ярким моментом стала Пизанская готика.
Этот тип представляет собой небольшая церковь Санта-Мария-делла-Спина, построенная в 13 веке.
Он был перенесен и «отреставрирован» в XIX веке, однако во многом утратил свой первоначальный характер.
В последние дни готической архитектуры Италия находилась под влиянием некоторых наиболее экстравагантных тенденций, пришедших с Севера.
Рассмотрим фасад базилики Святого Марка в Венеции.
Нижняя часть выполнена в византийском стиле, но сложная линия крыши выполнена в наиболее богато украшенном стиле поздней готики.
И, конечно же, большим исключением из итальянской готики был Миланский собор, строительство которого началось в 1386 году и не было завершено 500 лет.
Он был построен по образцу североевропейской готики — обратите внимание, например, на контрфорсы и многочисленные вершины.
Замечательная, но не типичная итальянская готика.
Но эпоха итальянской готики внезапно закончилась.
В 15 веке возникла архитектура эпохи Возрождения, вдохновленная архитектурой Рима.
Классический стиль, сознательно противоположный готике по духу и форме, обобщенный базиликой Святого Петра в Риме.
Итак, это краткое введение в итальянскую готику, объясняющий почему средневековые итальянские церкви выглядят и ощущаются как то по-другому.
Они менее бросаются в глаза, чем откровенно впечатляющие колоссальные соборы Северной Европы, но по-своему сказочно утонченны и красивы.
Свидетельство о публикации №225100101020
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 01.10.2025 14:43 Заявить о нарушении
Доброго здоровья
Анатолий
Анатолий Клепов 01.10.2025 19:35 Заявить о нарушении