Причины разных уровней развития обществ
На Земле существует множество обществ, которые объединены:
• по этническому признаку (историческая социальная общность людей, определяемая совокупностью таких признаков, как общность языка и территории, близость культуры и быта, общность исторического развития и, в некоторых случаях, принадлежность к одному государству),
• по национальному признаку (совокупность людей, связанных сознанием своего единства, общности происхождения, языка, верований, быта, нравов, обычаев, исторического прошлого и солидарностью социальных и политических интересов настоящего).
Историческое развитие общества – это процесс изменения общественного, экономического, политического и культурного положения общества на протяжении времени.
Различные человеческие общества образовались (то есть вступили на путь своего исторического развития) в разное время: какие-то общества раньше, какие-то позже, а какие-то общества одновременно.
В основе уровня исторического развития любого человеческого общества лежит уровень развития мозга большинства членов общества, формирующих коллективное сознание общества.
Чем выше уровень развития мозга человека, тем:
• более сложную информацию мозг человека может найти, получить, обработать и преобразовать,
• более сложную информацию человек может понять,
• более сложной информацией человек может управлять,
• выше уровень развития человека.
Чем выше уровень развития мозга членов общества, тем выше уровень их развития и тем, соответственно, выше уровень исторического развития общества.
Под развитием человека понимается развитие его мышления, интеллекта и сознания.
Мышление человека – это ограниченная уровнем развития мозга человека способность человека управлять поиском, получением и обработкой информации, которые осуществляет мозг человека, понимать и управлять полученной и обработанной информацией.
Интеллект человека – это ограниченная уровнем развития мышления человека способность человека управлять преобразованием информации, которое осуществляет мозг человека, и управлять преобразованной информацией.
Сознание человека – это ограниченное уровнем развития мышления и интеллекта человека личностное отношение человека к внешнему миру, которое возникает в результате осознания им себя в качестве разумного существа, отличного от внешнего мира.
Чем выше уровень развития мышления, интеллекта и сознания человека, тем выше уровень его развития.
Подробнее о том, как уровень развития мозга человека связан с развитием человека см. мою статью «Почему у людей разный уровень развития».
Чем больше времени существует человеческое общество, тем больше времени у общества было для:
• естественного развития мозга членов общества,
• развития мышления, интеллекта и сознания членов общества,
• развития коллективного сознания общества, формируемого большинством членов общества,
• исторического развития общества.
Однако, историческое развитие общества происходит не линейно. В силу различных факторов и обстоятельств историческое развитие любого человеческого общества характеризуется периодами ускоренного и замедленного исторического развития.
Ускорение исторического развития человеческого общества происходит в результате создания в обществе благоприятных условий для повышения степени активности использования членами общества своего мозга для поиска, получения, обработки и преобразования информации, что способствует более динамичному:
• развитию мозга членов общества,
• развитию мышления, интеллекта и сознания членов общества,
• развитию коллективного сознания общества.
Замедление исторического развития человеческого общества происходит в результате создания в обществе условий, которые препятствуют активному использованию членами общества своего мозга для поиска, получения, обработки и преобразования информации, что способствует замедлению:
• развития мозга членов общества,
• развития мышления, интеллекта и сознания членов общества,
• развития коллективного сознания общества.
Вышеизложенная информация свидетельствует о том, что ускоренное и замедленное историческое развитие человеческого общества находится в прямой зависимости от степени активности использования членами общества своего мозга для поиска, получения, обработки и преобразования информации на протяжении исторического развития человеческого общества.
Таким образом, уровень исторического развития человеческого общества зависит от продолжительности исторического развития общества (то есть времени для естественного развития мозга членов общества) и степени активности использования членами общества своего мозга для поиска, получения, обработки и преобразования информации на протяжении исторического развития общества.
Чем продолжительнее историческое развитие человеческого общества и чем активнее члены общества использовали свой мозг для поиска, получения, обработки и преобразования информации на протяжении исторического развития общества, тем:
• выше уровень развития мозга членов общества,
• выше уровень развития мышления, интеллекта и сознания членов общества,
• выше уровень коллективного сознания общества,
• выше уровень доступа членов общества к новым идеям, открытиям, изобретениям, способам и средствам решения новых задач, включая организационные, экономические, политические, социальные, военные и другие,
• выше уровень подготовленности общества к принятию новых идей, открытий, изобретений, способов и средств решения новых задач,
• выше уровень справедливости и морали членов общества,
• более развитой является система социальной организации общества,
• выше уровень технологического развития общества,
• выше уровень исторического развития общества.
Уровень исторического развития человеческого общества отражает уровень его развития. Чем выше уровень исторического развития общества, тем более развитым является общество.
Уровень исторического развития человеческого общества всегда соответствует уровню развития мышления, интеллекта и сознания большинства членов общества, формирующих коллективное сознание общества.
Исходя из вышеизложенной информации, человеческие общества обладают разными уровнями исторического развития в силу следующих причин:
• продолжительность исторического развития общества,
• степень активности использования членами общества мозга для поиска, получения, обработки и преобразования информации на протяжении исторического развития общества,
• уровень развития мозга членов общества,
• уровень развития мышления, интеллекта и сознания членов общества,
• уровень развития коллективного сознания общества,
• уровень доступа членов общества к новым идеям, открытиям, изобретениям, способам и средствам решения новых задач, включая организационные, экономические, политические, социальные, военные и другие,
• уровень подготовленности общества к принятию новых идей, открытий, изобретений, способов и средств решения новых задач,
• уровень справедливости и морали общества,
• уровень развития системы социальной организации общества,
• уровень технологического развития общества,
• уровень исторического развития общества.
Приведем несколько примеров вариантов исторического развития человеческого общества.
Пример 1. Общество с более продолжительным историческим развитием и более активным использованием членами общества своего мозга для поиска, получения, обработки и преобразования информации на протяжении исторического развития общества имеет более высокий уровень исторического развития по сравнению с обществом, которое имеет менее продолжительный путь исторического развития и члены которого менее активно использовали свой мозг для поиска, получения, обработки и преобразования информации на протяжении исторического развития общества.
Пример 2. Два общества с одинаковой продолжительностью исторического развития имеют разные уровни исторического развития в силу разных степеней активности использования членами указанных обществ своего мозга для поиска, получения, обработки и преобразования информации на протяжении исторического развития указанных обществ.
Пример 3. Общество с менее продолжительным историческим развитием, но более активным использованием членами общества своего мозга для поиска, получения, обработки и преобразования информации на протяжении исторического развития общества, может иметь более высокий уровень исторического развития по сравнению с обществом, которое имеет более продолжительный путь исторического развития, но члены которого менее активно использовали свой мозг для поиска, получения, обработки и преобразования информации в ходе исторического развития общества.
Историческое развитие человеческого общества является очень медленным историческим процессом, поскольку развитие мозга членов общества, развитие мышления, интеллекта и сознания членов общества, а также коллективного сознания общества, является очень медленным историческим процессом.
Обществу невозможно перешагнуть через ступень очень медленных процессов исторического развития общества.
Тем не менее, очень медленные процессы исторического развития общества можно ускорить (или замедлить) путем создания благоприятных (или неблагоприятных) условий для развития мышления, интеллекта и сознания членов общества.
Что способствует развитию членов общества
Развитию мышления, интеллекта и сознания членов общества способствуют следующие факторы в их взаимосвязи:
• благоприятные материальные условия в обществе, в котором живет человек (возможность нормально питаться, заботиться о своем здоровье, жить в безопасности и другие),
• благоприятные нематериальные условия в обществе, в котором живет человек (свобода мысли и слова, доступ к информации и образованию, возможность свободно жить и развиваться, соблюдение в обществе прав и свобод),
• развитие в обществе образования, науки, культуры,
• благоприятные условия в обществе для повышения уровня духовного развития, справедливости, духовных ценностей и морали членов общества,
• стимулирование обществом развития мышления, интеллекта и сознания членов общества,
• неотвратимость наказания за совершение членами общества правонарушений и преступлений,
• соответствие наказания члена общества за совершенные им правонарушения и преступления степени их тяжести и уровню развития его сознания (чем ниже уровень развития сознания члена общества, тем жестче должно быть его наказание),
• конкуренция между членами общества в общественной, экономической, политической и культурной сферах.
Практическая польза
Вышеизложенная информация позволяет понять:
• причины разного уровня развития человеческих обществ,
• почему в короткий исторический период невозможно превратить человеческое общество с низким уровнем исторического развития в развитое человеческое общество,
• как ускорить историческое развитие человеческого общества.
Обоснование и раскрытие информации
Обоснование и раскрытие вышеизложенной информации представлено в моей исследовательской работе «Вселенная и человек» (https://www.litres.ru/71914927/).
Свидетельство о публикации №225100101032
Виталий, Вы бы хоть в интернете посмотрели определение общества.
«Общество — это совокупность людей, связанных между собой различными отношениями и взаимодействиями.»
РАЗЛИЧНЫМИ, а не только материальными, о духовных опять забываете. Есть такое понятие ОЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, а это сущность нематериальная. Вы же деле сам пишите об этом: «коллективное сознание общества» - точнее нужно быть в формулировках.
Сергей Карпов 6 02.10.2025 09:27 Заявить о нарушении