Фальшивые руины - ностальгия по старине

Этот древнеримский храм в Австрии не настоящий.

Это «фальшивые руины», построенные 250 лет назад.

Но в этом нет ничего необычного, ведь фальшивые руины — это целый поджанр архитектуры, а их по всему миру сотни…

Эти «римские руины» были спроектированы архитектором Иоганном Фердинандом Гетцендорфом фон Хоэнбергом при императоре Священной Римской империи Иосифе II.

Они были построены в 1778 году во дворце Шёнбрунн в Вене и украшены командой скульпторов так, чтобы выглядеть аутентичными.

Их вдохновением послужили Арка Тита, Храм Тита и Веспасиана в Риме — гравюры которых  были опубликованы Джамбаттистой Пиранези.

Но, как ни странно, руины Шенбрунна не являются чем-то необычным.

Рассмотрим «Рюненберг» в Потсдаме, Германия.

В 1748 году большой резервуар  для подачи воды в фонтаны соседнего дворца Сан-Суси был окружен фальшивыми римскими руинами.

Еще более экстравагантным является  фальшивый римский виадук в Бергпарке Вильгельмсхёэ в Касселе, построенный в 1792 году для использования в качестве довольно эффектного водопада.

Конечно, не все поддельные руины были вдохновлены Древним Римом.

Есть также что-то вроде замка Данстолл, фальшивых готических руин в Вустершире, Англия, построенных для графа Ковентри в 1750-х годах.

Список можно продолжать и продолжать.

Другой — Башня Уимпола в Кембриджшире, Англия, построенная для графа Хардвика в 1769 году.

Его спроектировал Сандерсон Миллер, тот же архитектор, что спроектировал замок Данстолл, — эксперт по созданию искусственных готических руин.



Все эти фальшивые руины являются примерами «глупости».

Безумие – это архитектурная прихоть, здание, не имеющее серьезного назначения и зачастую имеющее чисто декоративный характер.

Они также обычно вводят в заблуждение, содержат ссылки или в некотором роде игривы — как «Ананас Данмор» в Шотландии.

Безумием также могут быть здания с замаскированной целью.

Например, в Руиненберге в Потсдаме есть насосная станция XIX века, спроектированная как мечеть.

В Чехии, в Ледницко-Валтицком районе, огромном ландшафтном саду, наполненном лесами и сказочными зданиями, находится смотровая башня, напоминающая минарет.

Опять же, хотя у этого здания есть свое предназначение , однако, она связана с отдыхом людей.

« Подделки» стали популярными в 18 веке и в основном строились в аристократических поместьях.

Эта мода зародилась в Англии, где дворяне вдохновлялись идиллическими пейзажами Клода Лоррена.

В таких местах, как Стоурхед жизнь подражала искусству.

В чем был смысл этих глупостей?

Чтобы сделать пейзаж более интересным и красивым ему нужно было придать характер и очарование, а также развлечься архитектурой.

Некоторые из них, например фантастический замок Вайдахуняд в Будапеште, построенный в 1896 году, всегда предназначался  для общественного пользования.

Таким образом, искусственные руины — это поджанр безумия и, безусловно, один из самых странных типов архитектуры.

И все же эти фальшивые руины были чем-то большим, чем просто развлечением.

Потому что в конце 18 века также произошел подъем романтизма — жизни, снова подражающей искусству.

В поэзии лорда Байрона и искусстве Каспара Давида Фридриха вы найдете постоянные отсылки к падшему величию, к торжеству возвышенной природы над смертным человечеством.

Искусственные руины были вдохновлены такими работами и отражали отношение людей к своему обществу и своему времени.

В любом случае, хотя эта глупость и кажется старомодной архитектурной модой… это не так.

Как еще можно описать такие места, как Лас-Вегас, с фальшивыми египетскими пирамидами и фальшивыми венецианскими дворцами?

Казино и отели, скорее, чем аристократические прихоти, но все же безумие.

А как насчет тенденции в Китае воссоздавать знаменитую европейскую архитектуру, такую как кампус Ox Horn компании Huawei?

Не так уж и отличается от того, как английская знать строит греческие храмы.

Такие места постоянно называют фейковыми, но почему бы архитектуре не путешествовать вместо людей?

Таким образом, тема глупостей и искусственных руин поднимает более широкие вопросы об архитектуре.

Является ли Вестминстерский дворец в Лондоне какой-то подделкой или в каком-то смысле глупостью, потому что он был построен в подражании архитектуре поздней готики?

А как насчет таких сооружений, как Вроцлавская водонапорная башня в Польше?

Это здание имеет важную цель, но архитекторы решили сделать что-то интересное и привлекательное — даже вводящее в заблуждение — а не чисто функциональный элемент инфраструктуры.

Таким образом, глупостям еще есть что предложить в 21 веке.

Потому что вся цель глупости — сделать место более интересным, чем оно могло бы быть в противном случае.

Эти причудливые здания и фальшивые руины спрашивают нас, почему мы не удосуживаемся делать то же самое чаще.

Кроме того, многие безумства стали популярными туристическими точками.

Благо для экономики и радость для посетителей; удовольствие, когда-то предназначенное для знати, построившей их, стало демократизированным.

Или вспомните чрезвычайно популярный парк Гуэля работы Антонио Гауди в Барселоне — общественный сад безумия.

Искусственные руины и безрассудства мира напоминают нам, что нельзя забывать, что архитектура иногда может быть веселой и легкомысленной, и что даже серьезные и скучные здания можно превратить во что-то интересное.

Будет ли это «фейком»? Возможно, но это не главное.


Рецензии
Всё же, руины очень романтичны. Я всегда любуюсь ими на берегах Рейна.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   01.10.2025 18:44     Заявить о нарушении
Завидую Вам.
Доброго здоровья
Анатолий

Анатолий Клепов   01.10.2025 19:36   Заявить о нарушении