Так было с Аурикой Ботезат
Летом 1978 года я приехал на молдавское телевидение, где должен был проходить двухмесячную стажировку. С первого дня меня это не очень впечатлило. Вечером я разговаривал по телефону с Аурикой Ботезат, молодой ленинградкой, с которой познакомился ещё летом в Кобыле. В то время я возвращался в село после первого экзамена летней сессии. Она ехала в автобусе из Кишинёва в Куничу через Кобылe, в котором ехал и я. «У меня в сумке была стопка книг. А в руках только одна – томик стихов Эминеску.
Всю дорогу длиной около ста километров я читал из этого томика, не замечая, что позади меня шла гордая девушка лет семнадцати. Последняя деревня Кунича – это место проживания липован, то есть русских, придерживающихся старой веры, поэтому я не мог представить себе никого позади себя, кроме русской женщины, не знающей нашего языка.
Но ближе к родине я оторвался от чтения и начал оглядываться на соседей по автобусу. Среди них была моя бывшая учительница русского языка и литературы, Раиса Ситниченко. Конечно же, она уезжала в Куничу, на родину, к родителям. Я поздоровалась с ней и начал разговор. Я пожалел, что не заметил её раньше. Ведь я был не просто её хорошим учеником, и мне, как студентке факультета журналистики, было о чём поговорить.
Некоторое время я был самый страстный рассказчиком на свете. В том автобусе, и когда мой интерес к рассказу о впечатлениях на факультете угас, я признался, что избежал сложного экзамена по латыни, который читал тогда профессор-еврей. Рассказывая всё это, я заметил большие, свежие глаза стоявшей рядом девушки, которые то тревожились, то прояснялись, как небо.
– А барышня едет в Куничу?
– Ну, спроси её сам, – ответила учительница, улыбаясь, как на уроках русской литературы, когда рассказывала что-то увлекательное.
– Откуда ты, девочка? – Кажется, именно это я и хотел сказать, и получил ясный ответ на родном языке:
– Я из Ленинграда, то есть из нынешнего Санкт-Петербурга на Неве.
– А ты едешь в Куничу?
– Не туда, а в Кобылю, к бабушке с дедушкой...»
Так я и познакомился с Аурикой Ботезату, девушкой с молдавскими корнями по отцовской линии. И в 1978 году пришло время сказать ей, что я хочу увидеть город на Неве.
– Поторопись, – ответила она, – ведь белые ночи продлятся ещё несколько дней, а потом…
И я поторопился. Моё знакомство со страной началось с перелёта в этот город. Вместо семи вечера я прилетел в аэропорт Пулкова за полночь. В самый разгар белой ночи! Потом я сделал много цветных фотографий и однажды отправился с Аурикой в ;;Новгород, старинный русский город, где мы увидели всё, что могли, и слушали рассказы гида экскурсионной группы. Несколько фотографий даже попали на страницах журнала «Молдова».
Ночной город посреди белых ночей произвёл на меня огромное впечатление. Можно было читать книгу, газетные страницы без искусственного освещения. Я перешёл мосты, которые разводятся в определённое время. Я практически летел на такси, пока они не разошлись примерно на полчаса раньше. А однажды ночью я увидел, как их действительно развели, чтобы пропустить по Неве речные и морские суда. Хотелось бы, чтобы вы почувствовали ощущение белых ночей, когда, кажется, сумерки никак не хотят покидать вас, но, как мне кажется, некоторые переживания невозможно передать по-настоящему, их нужно испытать на месте. Удивительно, как тишина белой ночи окутывает вас. Город затихает, но по-прежнему полон людей, гуляющих по улицам с восторгом на лицах, наслаждающихся этим событием в полной мере. Конечно, большинство из них не местные. Я видел много немецких и американских туристов, говорящих по-английски и по-немецки.
Нева — короткая река, всего 74 км длиной, берущая начало в Ладожском озере и впадающая в Финский залив. Но она широкая и глубокая, очень удобная для судоходства. Средняя ширина составляет 400-600 метров, достигая чуть более километра в районе порта. Средняя глубина — 8-11 метров, достигая 24 метров напротив Арсенальной улицы.
В полночь все мосты на Неве разводятся, пропуская большие суда с грузами или пассажирами. Днём по Неве курсируют небольшие суда, их немного, в основном туристические катера, которые катают посетителей на «речных прогулках».
Недалеко друг от друга, с определённых смотровых площадок, видны сразу несколько мостов. Все они украшены гирляндами огней разного цвета: золотого, зелёного, красного, фиолетового. С берегов ликуют и кричат ;;от восторга, фотографируются, худенькие девушки поднимаются на плечи юношам, чтобы видеть дальше. По воде в бешеном темпе проходят корабли, подавая звуковые сигналы, музыка смешивается с криками и смехом. Ночь кипит.
Удивительно...
Дворцовый мост — металлический разводной мост через реку Большая Нева в Санкт-Петербурге. Он соединяет центр города и Васильевский остров. Является объектом культурного наследия регионального значения. Длина моста — 267,5 м, ширина — 31,6 м.
С возведением мостов два берега Невы оказались изолированы, но появились водные такси — быстрые «звёздочки», небольшие катера, перевозящие опоздавших по многочисленным и извилистым каналам города: Фонтанке, Мойке и другим, на берегах которых расположились дворцы со звучными и экзотическими именами русских князей, знакомых нам по книгам. Дальше, на Великом Невском проспекте, находятся барочные дворцы: дворец Меншикова, Юсуповский дворец, Воронцовский дворец, Строгановский дворец, Аничиковский дворец, Шереметевский дом, дворец Белосельских-Белозерских – настоящие сокровища города.
Перед отъездом в этот город моя голова была полна подробностей о красотах, которые мне непременно нужно было увидеть. Всегда, прежде чем приехать в желанное место, собираешь подробную информацию обо всём, что «обязательно» посетить. Но сюрпризы всегда находят своё место. Мы были в прошлом веке, когда советские социалистические республики ещё не завершили разделение из-под великого СССР. Сегодня Санкт-Петербург (Санкт-Петербург, транслитерация: Sankt-Peterburg), в разговорной речи известный как Питер, Петроград (Петроград), в 1914–1924 годах, затем в советское время под названием Ленинград (Ленинград, 1924–1991) — город в России. Я знал его ещё в советское время, когда он был Ленинградом для всех.
Это крупный город, основанный царём Петром Великим в 1703 году как «окно в Европу», и с тех пор являвшийся столицей Российской империи до 1918 года. Сегодня в нём проживает почти 4,5 миллиона человек. Это второй по величине город в России и четвёртый по величине город в Европе, считающийся важнейшим культурным центром Европы и важнейшим российским портом на Балтийском море. Величественный облик города обусловлен многообразием архитектурных деталей: длинными прямыми бульварами, обширными пространствами, садами и парками, декоративными коваными оградами, памятниками и декоративными скульптурами. Нева с её многочисленными каналами, мостами и гранитными набережными придаёт городу особый, неповторимый колорит. Благодаря многочисленным каналам город получил прозвище «Северная Венеция».
Аурика Ботезату жила в новом районе на бульваре Культуры. Её отец был высокопоставленным чиновником городской тюрьмы. У него была чёрная «Волга» с водителем, который забирал его с лестницы по утрам. Я несколько раз ездил на этой «Волге» в центр города. Её отец часто предлагал мне быть гидом, когда я выходил в город. Он рассказывал мне, что у города очень богатая история. «Этот город пережил 11 императоров, десятки наводнений, революцию, трёхлетнюю блокаду и различные экономические реформы», — сказал он. Город на Неве считается культурным центром страны, здесь множество памятников, архитектурных сооружений, парков, музеев, театров и более тысячи библиотек.
В то время я был в СССР. И ничто не казалось мне чужим. Город на Неве был и моим, ведь в нём жила Аурика Ботезат, озеро, из которого берёт начало река, тоже казалось мне «нашим»...
Тем летом 1978 года я много раз беседовал с местными жителями, у которых останавливался, о его истории, поскольку господин Ботезат был родом из Кобыле -Cobile. Он рассказал мне как можно подробнее, что, согласно планам Петра Великого, предполагалось построить водный путь из России в Европу. Сначала была построена Петропавловская крепость, вокруг которой и развивался город.
А Петропавловский собор (транслитерация: Петропавловский собор) – первая и старейшая достопримечательность Санкт-Петербурга, построенная между 1712 и 1733 годами на Заячьем острове. При царице Екатерине II Санкт-Петербург, как и вся Россия, вступил в период блестящего развития. К моменту её восшествия на престол население Санкт-Петербурга составляло около 60 000 человек, но за 30 лет оно выросло до столицы с населением в 230 000 человек. Во время правления Екатерины II город начали строить из камня. При ней были построены главные здания столицы – Дворцовая площадь, Каменноостровский дворец, Елагин дворец и знаменитый памятник Петру I «Медный всадник». В этот же период была возведена Александро-Невская лавра. В её строительстве участвовали талантливые архитекторы и инженеры из России, а также из Швейцарии, Италии и Франции. Февральская и Октябрьская революции произошли в Санкт-Петербурге. Во время Великой Отечественной войны Санкт-Петербург находился в блокаде 872 дня. За это Ленинград был удостоен почётного звания «Город-герой». Неподалёку расположены несколько небольших исторических городов, таких как Кронштадт, Колпино и Ломоносов. А Петергоф был резиденцией царей. На территории дворца расположено около 200 прекрасных фонтанов. А главной достопримечательностью города на Неве является Эрмитаж, один из крупнейших музеев мира. Кстати, однажды, когда земляк вез меня на «Волге» с работы у Петропавловской крепости, мы разговорились о том, что Достоевский пробыл там около восьми месяцев. Господин Ботезат предложил мне посмотреть камеру в Петропавловской крепости, где был заключён молодой Достоевский. Он также уточнил, что будущего писателя арестовали в ночь с 22 на 23 апреля 1849 года. Я сказал, что в прекрасную погоду. Когда в Молдавии цветёт вишня, а у нас тогда был июнь.
– И сколько же он там пробыл, не видя солнца?
– Около восьми месяцев, – ответил водитель, тоже внимательно слушавший наш разговор.
– Неважно, сколько месяцев, – продолжил господин Ботезат. – Интересно, что было дальше.
– Расскажи, что было дальше, и мы оставили посещение этой камеры для другого раза. Достаточно того, что я увижу башню крепости неподалёку.
На улице шёл снег, когда его везли к месту исполнения смертной казни. Первым в списке был Петрашевский, за ним – ещё один. Всего было 23 человека. Достоевский был восьмым. Его должны были казнить через расстрел. Хроники того времени свидетельствуют, что 22 декабря на Семёновской площади города на Неве осуждённые не оказали никакого сопротивления. Им скрутили руки вокруг деревянных столбов, а тела привязали верёвками к тем же столбам. Они пережили ужасные минуты. Но в последний момент смертную казнь заменили другим испытанием – отправкой (ссылкой) в Сибирь.
– Если бы его не отправили на каторгу в Сибирь, был бы у России такой писатель? Так я попытался иронизировать ситуацию.
– Не знаем, – почти хором ответили мужчины с чёрной «Волги». — Да, я думаю, что никогда не найдётся другого писателя, который написал бы: «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы», а также рассказ «Записки из подполья» и многие другие.
Из наших обсуждений в течение дня я узнал, что в Петропавловском соборе находятся останки почти всех царей и цариц России, начиная с Петра Великого и Николая II с семьёй. Среди погребённых там русских царей и цариц находится тело Екатерины Великой, правившей Россией 34 года.
В тот вечер Аурика подарила мне книгу, из которой я узнал немного об истории города.
Но об этом потом расскажу...
Свидетельство о публикации №225100101075