Госдуме подумать о репертуарной политике театров
Не буду сейчас подробно говорить о состоянии этих самых дел: все, особенно депутаты всех уровней, знают о них всё, вплоть до самых малозаметных мелочей.
Обозначу эти проблемы только по самым важным вопросам лишь для того, чтобы увидеть, что именно нужно сделать для серьёзного улучшения репертуарной политики театров.
Хочу также предложить Госдуме конкретный вариант наброска закона «О репертуарной политике российских театров».
А сейчас коротко о главных проблемах театров.
Первая проблема.
Формирование репертуара сейчас является прерогативой только самих театров. Они сами определяют, каким он будет в каждом театральном сезоне, по каким пьесам каких авторов в театре будут ставиться спектакли.
Ни один государственный или общественный орган не вмешивается в этот процесс, никто не имеет права указывать театру, каким должен быть его репертуар.
В результате все мы видим, как по театральной сцене бегают совершенно голые актёры, видим полупустые залы, видим засилье пьес зарубежных авторов и классиков советской и ранней российской драматургии, но почти не видим спектаклей по пьесам современных авторов, живущих здесь и сейчас в России, видим тотальное повторение одних и тех же названий пьес практически во всех театрах.
Но новые пьесы современных авторов России в театрах найти сейчас практически невозможно.
Да, классики, – и зарубежные, и российские, – конечно, поднимают в своих произведениях вечные темы, актуальные во все времена. Их пьесы важны и нужны, их нужно смотреть.
Но о сегодняшней жизни сегодняшней России почему мы упорно молчим на театральной сцене? Не потому ли, что боимся, что в новых пьесах наших драматургов будут подняты не очень вдохновляющие электорат чиновников темы и проблемы?
Скорее всего, именно поэтому мы так боимся современных российских пьес.
А ведь новые пьесы у нас пишутся в очень даже больших количествах и с весьма хорошим качеством. Посмотрите электронную библиотеку пьес Сергея Ефимова, там ежедневно появляются десятки новых произведений.
И посмотрите репертуары наших театров. Там сплошь зарубежные авторы и российские классики. Да, Шекспир и Чехов очень нужны. Но когда почти везде только они, это уже плохо.
Вот почему залы у нас часто пустуют. Нет серьёзного разговора с помощью искусства о сегодняшней жизни, о том, что волнует людей именно здесь и сейчас.
Вот почему в народе уже даже появились такие шутки: «Когда же уже наконец вырубят этот самый вишнёвый сад?»…
В стихе «Ушла эпоха заблуждений» я написал об этом так:
Не потому ль теперь поэт
Уже не очень в свете моден,
Что раздражают нынче свет
Его возвышенные оды
О том, что кануло давно
Уже в седую древность века,
И видит в веке он ином
Живого ныне человека?..
Высоким слогом написать
Немудрено о жизни что-то.
Но как саму в нём жизнь узнать,
Не испытав душевной рвоты?..
Пришёл наш век! – И в нём пора
Иных забав, иных восторгов!
И слов иных теперь игра
В чести с рожденья и до морга,
И чем закончится она,
В том приговор потомков новых
Самим себе до слова дна
Уже означится иного…
Скажете, ну вот, он ещё и стишки излагает для Госдумы? А что, стихи уже совсем у нас запрещены? Ни одно книжное издательство, кроме платных вариантов, нынче не публикует стихи. Так поэтому давайте и разговаривать на языке Пушкина перестанем?
Главная проблема в нынешнем театре России, это его репертуар, в котором просто нет места для современных пьес современных российских авторов.
Вторая проблема.
Это проблема кадровая.
Вы посмотрите, в большинстве случаев главным человеком в театре считается его директор, а художественный руководитель или главный режиссёр где-то на вторых ролях.
А между тем, именно от худрука и главрежа зависит, каковой будет репертуарная политика театра. Поэтому именно они должны быть главными и всё решающими людьми в нём.
А у нас нередко идут буквально войны за власть между ними! До репертуара ли тут уже, скажите?
А кто такой в современном театре так называемый руководитель литературной части, или, как его называют, завлит?
Кто он на самом деле? Если он ещё в театре вообще есть…
Посмотрите внимательно на кадровый состав всех наших театров, и увидите, что в подавляющем большинстве театров завлитов нет вообще! Их просто нет!
Так кто же такой завлит?
Это человек, который должен практически непрерывно читать все пьесы современных российских драматургов, которые, повторюсь, в изобилии печатает на своём сайте электронной библиотеки пьес Сергей Ефимов.
Непрерывно должен их читать! Чтобы находить лучшие из них для постановки по ним спектаклей в театре.
А чем он на самом деле занимается, если он, опять повторюсь, вообще есть в театре?
Он занимается организацией оптовой продажи театральных билетов по предприятиям и учреждениям, по вузам.
Новые пьесы новых авторов России он не читает. Более того, если он видит, что на электронную почту театра пришло письмо с такой пьесой, он его тут же, не читая и даже не открывая, удаляет из почтового ящика!
А зачем их читать, если он оптовик-затейник?
Но он не читает их не по своей воле, он получает об этом прямое указание от руководства театра.
А режиссёру куда легче и проще поставить спектакли по уже пятьсот лет восхищающих зрителей всего мира «Гамлету», «Отелло», «Сну в летнюю ночь» или векового возраста «Чайку», «Дядю Ваню», «Вишнёвый сад», чем возиться с какой-то никому не известной новой пьесой никому не известного нового российского драматурга.
Таким образом, главреж превращается тоже в оптовика-затейника: ставить спектакли по давно всем известным пьесам, конечно же, проще, чем ломать голову над тем, как сделать спектакль по непонятной пока и неизвестной новой пьесе.
Причём современные авторы могут писать просто прекрасные интересные пьесы, но никто этого не заметит, потому что, повторяюсь, никто в театрах их не читает, удаляя из почтовых ящиков письма сегодня живущих и работающих в России авторов, приславших в театры свои новые пьесы. Даже если эти пьесы прекрасны, их просто-напросто удаляют из почты, не читая!
Вот, например, моя пьеса «Седина в бороду – бес в ребро» стала финалистом международного конкурса пьес «Время драмы». В этом конкурсе принимают участие русскоязычные авторы, живущие не только в России, но и в США, Великобритании, Германии, Франции, Израиле, Австралии и далее, как говорят, по списку…
Причём знаете, когда это случилось? Аж в 2014 году! И вот уже 11 лет я ежегодно упорно рассылаю свои пьесы, в том числе и её, во все театры России, но результат нулевой. Потому что, просто их удаляют из почты, не читая.
И в самые последние годы положение дел здесь стало ну совсем уж нехорошим. Ещё года три назад театры всё-таки хотя бы бегло знакомились с моими пьесами и многие даже отвечали мне. Ежегодно таких ответов я получал много десятков.
Писали, например, о пьесе «Седина в бороду – бес в ребро», что это очень оригинальная содержательная интересная и полная юмора остроумная пьеса, но репертуар театра свёрстан уже на три года вперёд…
А теперь вообще никто не отвечает, хотя я ежегодно упорно рассылаю свои пьесы во все шестьсот театров России.
Кто-то может сказать: так пьеса плохая, вот и вся причина молчания театров.
На это я отвечу так. Во-первых, просто прочитайте же хоть кто-нибудь наконец эту пьесу. А то получается, как с Пастернаком: мы не читали, но осуждаем…
В электронной библиотеке пьес Сергея Ефимова эта пьеса опубликована, правда, под названием «Бес в ребро». Прочитайте, прежде чем судить, не читая…
А во-вторых, я готов тому, кто прочитает её и скажет после этого, что она недостойна постановки в театре, заплатить миллион рублей (для этого придётся брать кредит в банке).
Вот, кстати, краткая аннотация на эту пьесу:
«Комедия в двух действиях. Десять действующих лиц.
Ему 60, любовнице – 30: седина в бороду – бес в ребро... Он колеблется: с кем ему дальше жить, с любимой женой, с которой был счастлив более тридцати лет или с молодой любовницей, которую, как ему кажется, он очень любит?
Он случайно съедает отравленный торт, приготовленный любовницей для его жены, и, умерев, становится в качестве души своего бездыханного тела свидетелем разговора между своей женой и любовницей, пришедшими в морг в надежде, что он всего лишь в коме. Души двоих его соседей-покойников язвительно комментируют происходящее в морге.
Он взывает о помощи к Богу. И Бог является на его зов. Сделав единственно верный вывод из увиденного и услышанного, он умоляет Бога оживить его и поверить, что он теперь понимает и знает, что такое любовь, кого любит он, и кто любит его… И Бог... Зрителю будет и полезно, и интересно, и по-хорошему смешно увидеть, что и как сделал Бог...»
Прочитайте же наконец хоть кто-нибудь, хоть один-единственный человек! 11 лет не могу добиться, чтоб театралы эту пьесу просто прочитали…
Неужели все просто неисправимые лентяи? Миллион ведь дам тому, кто после прочтения заявит, что пьеса неинтересна и недостойна постановки в театре! За миллион-то халявный можно же наконец прочитать?..
Ещё одна моя пьеса «Любовь с первого взгляда» тоже является финалистом того же международного конкурса пьес «Время драмы», только ещё в 2012 году!
И за неё я готов заплатить миллион рублей на тех же условиях! Прочитайте же наконец! И скажите после этого, что пьеса недостойна постановки в театре, и миллион – ваш!
Вот, для облегчения страданий лентяев, краткая аннотация на эту пьесу:
«Пьеса в двух действиях. Восемь действующих лиц.
Любовь может преодолеть любые преграды, даже если он немецкий солдат, а она русская разведчица, и родина одного из них ведёт жестокую кровопролитную войну с родиной другого. Война не в силах запретить и отменить любовь. Потому что это любовь с первого взгляда...»
А третья моя пьеса «Вот это любовь!» три года ставилась в Магаданском драмтеатре, с 2011 по 2013 год.
По два спектакля в месяц. Был успех. Но я имел, мягко говоря, идиотскую глупость по совету одной театральши и по собственной тогдашней неопытности запретить театру её постановку, чем этот театр я, конечно же, обидел. Ну говорю же, идиот…
Вот краткая аннотация на эту пьесу:
«Пьеса для малого зала (два действующих лица).
Порой мы ищем любовь где-то далеко, а она, оказывается, живёт рядом с нами, более того, это может быть ваш бывший муж или бывшая жена. И даже Интернет с его бескрайним выбором состоятельных женихов и невест не может убедить, что те, кого мы когда-то любили, кто непритязателен и не богат, могут стать нелюбимыми...»
И тут спор на миллион действителен.
Пришлось бы брать в банке кредит на три миллиона рублей, если б я не был абсолютно уверен, что все мои три пьесы более чем достойны быть поставлены в театре.
Причём, например, пьеса «Седина в бороду – бес в ребро», как говорят на театральном сленге, кассовая, то есть зал был бы постоянно полным, если бы ну хоть один режиссёр России оказался не лентяем и прочитал бы наконец-то её.
А если бы прочитал, не поставить эту пьесу его не заставил бы никто, даже Сорос, который, собственно говоря, и организовал в России всю эту репертуарную театральную муть…
Я бы даже посоветовал тому, кто начнёт ставить спектакли по этой пьесе, в афише, внизу и мелким шрифтом, написать: «Женщинам бальзаковского возраста рекомендуется приходить на спектакль с урологическими прокладками»… Ну потому что женщины в результате сильного смеха, который, особенно во втором действии, будет буквально сотрясать зал, имеют обыкновение уписиваться…
Кстати, для совсем уж лентяев: прочитали бы хотя бы только вторую часть пьесы, и мнение о ней после этого появилось бы только одно – немедленно ставить её в театре.
Все три мои пьесы могли бы быть очень успешны и популярны в театрах России, если бы здесь не торжествовал полную победу, повторюсь, Сорос, чьи дополнительные гонорары исполнителям не пропускают талантливые произведения российских авторов и в книжные издательства, и на театральную сцену.
Посмотрите одну из программ «Бесогон ТВ» Никиты Михалкова, где говорится, что талантливые произведения российских авторов отсекаются ещё на дальних подступах к известной премии «Большая книга», в результате чего в 2023 году, например, победителем этой премии стала Оксана Васякина с её романом «Роза», в котором она с нескрываемой симпатией описывает жизнь лесбиянки, каковой, кстати, и сама является…
Думаете, здесь всё обошлось без Сороса? Заплатите издателю дополнительный гонорар, и он не только о лесбиянках напечатает книгу или поставит спектакль…
ФСБ уже давно пора заняться изучением того, почему такое у нас происходит.
Если мы не начнём активно ставить в театрах спектакли современных российских авторов, то и сами театры скоро совсем уж придут в упадок, и у граждан России пропадёт всякий интерес к ним.
Третья проблема.
Это проблема финансовая.
Подавляющее большинство из всех шестисот с лишним театров России, это театры государственные. И поэтому они находятся на финансировании государства. То есть осуществляют свою творческую деятельность в основном на деньги, полученные ими из госбюджета.
Скажете, что театры что-то зарабатывают на продаже билетов? Да, именно что-то… Если ознакомиться с общими затратами государства на театры, то речь тут пойдёт буквально о сотнях миллиардов рублей…
Театры давно стали коммерческими предприятиями.
Но если обычно предприниматели живут и работают на деньги, которые сами же и зарабатывают, то почему же тогда театры не делают то же самое?
Ведь финансирование театров бывает настолько большим, что их руководители нередко своим любимчикам назначают гонорары, исчисляемые сотнями тысяч рублей. Причем не в месяц, а за один спектакль! То есть актёр сыграл сегодня свою роль в театре, а завтра получил за это триста тысяч рублей… За один, повторюсь, спектакль!
А если бы театры работали на то, что сами же и заработали, наверное, гонораров таких не было бы.
Так почему же, на каком основании государство ежегодно тратит на содержание театров буквально сотни миллиардов рублей?
А чтоб они не сболтнули в своих спектаклях что-нибудь такое, что негативно повлияло бы на настроения чиновничьего электората…
Вон американцы сотни миллиардов долларов расходуют на СМИ, потому что понимают, какое влияние они оказывают на формирование общественного мнения.
Тут уже не культура, не искусство, тут чистая политика: сотни миллиардов рублей государство кому попало просто так не даст. Есть немало предприятий, разоряющихся от неудач в бизнесе, а театрам – хоть бы хны: за полупустые залы заплатит государство…
Не кажется ли вам, что всё это не очень справедливо, я бы даже сказал, незаконно, потому что, кажется, нет такого закона, который позволял бы убыточным предприятиям просто так отваливать миллиарды рублей ежегодно.
Когда-то театры, так называемые Балаганы, небольшими труппами путешествовали по городам и весям и прямо на площадях показывали людям своё искусство, получая за это от них вознаграждение и живя потом на это.
А сейчас что?.. Зал полупустой, а кто-то получил за это триста тысяч рублей…
А если прекратить финансировать театры, сделав при этом для них льготы по налогам? Насколько от этого увеличился бы наш бюджет?
Но главное, театры тут же начали бы ставить спектакли на самые что ни на есть злободневные темы, по серьёзно волнующим людей сегодняшним проблемам! А не показывали бы им то, что пятьсот лет назад было важно для современников Шекспира!
Что в итоге я предлагаю Госдуме сделать?
Я предлагаю принять специальный закон «О репертуарной политике современных российских театров».
И в этом законе сделать всё то, что превратит наш театр в современный храм искусства, несущий людям художественное слово о сегодняшнем их дне, о сегодняшних их проблемах.
Во-первых, нужно возродить прекрасную советскую традицию утверждения репертуара театра вышестоящим учреждением культуры. То есть Министерство культуры или Управление культуры администрации ежегодно каждому театру утверждает его репертуар, в котором обязательно должны быть исполнены все установленные этим же законом нормативы.
Например, в этом законе должно быть указано, что доля спектаклей по пьесам зарубежных авторов составляет не более 30%, доля российских авторов – 70%, внутри которой 50% должны составлять пьесы современных драматургов.
И если этот норматив театром не соблюдён, Управление культуры не должно утверждать его репертуар на предстоящий сезон.
Причём надо ещё сделать, как было в Советском Союзе, чтобы не менее одного спектакля было запланировано в репертуаре по пьесе автора, проживающего в том Федеральном округе, в котором находится театр.
Должна быть чётко определена роль завлита. Во-первых, по закону каждый театр обязательно должен иметь в своём штате завлита. Во-вторых, завлит должен заниматься только чтением новых пьес современных российских авторов и предлагать их для постановки руководству театра. А читать пьесы зарубежных и российских классиков глупо по причине их многовековой известности…
В законе должно быть указано, что руководителем театра является его художественный руководитель, а директор занимается решением финансово-материальных проблем театра, подчиняясь при этом худруку.
Важно также, чтобы в законе было указано, что театры не имеют права в своих спектаклях вести речь о проблемах и недостатках общества, которые не находят официального подтверждения, что театры не имеют права призывать граждан к неповиновению, пропагандировать насилие и разврат.
Если такой пункт в законе будет иметь место, то не понадобится тогда задабривать театральных деятелей многомиллиардными подачками из госбюджета.
И последнее. В законе должно быть определено, что в каждом Федеральном округе обязательно должен быть один театр, репертуар которого состоит исключительно только из спектаклей по пьесам современных авторов, живущих здесь и сейчас в России.
Вот и все мои мысли о репертуарной политике российских театров.
Прошу Госдуму серьёзно отнестись к этому вопросу.
Ленин в своё время не случайно сказал, что важнейшим из искусств для нас является кино. То же самое относится и к театру.
В формировании человеческой личности, её лучших черт и качеств театр играет одну из главных ролей. И от того, как мы к этому отнесёмся, зависит, между прочим, будущее России, потому что только чистым и светлым человеческим разумом можно добиться её настоящего реального процветания.
Поскольку тема, изложенная здесь мною, очень важна для общества, я опубликую этот материал в соцсетях.
С уважением, Морозов Алексей Петрович, член Российского союза писателей, член РАО.
30.09.2025.
Свидетельство о публикации №225100101190
Максим Арабелло 01.10.2025 17:09 Заявить о нарушении