Премия ВАМ Виртуальный Альманах Миражистов
ПРЕМИЯ ВАМ
Виртуальный Альманах Миражистов
Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ, Николай ЕРЁМИН,
Александр КАРПЕНКО, Нина ЧЕРНЯЕВА,
Александр БАЛТИН, Даши НАМДАКОВ
2025
Альманах Миражистов
ПРЕМИЯ ВАМ
Виртуальный Альманах Миражистов
Автор бренда МИРАЖИСТЫ, составитель и издатель Николай Ерёмин
nikolaier@mal.ru
телефон 8 950 401 301 7
Матрёшки Екатерины Калининой
На обложке скульптура Даши Намдакова
Кошек нарисовала Кристина Зейтунян-Белоус
© Коллектив авторов 2025г
Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ
Виртуальный Альманах Миражистов
Премия Константина Кедрова
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Премия Константина Кедрова
Страна Россия
Тип премия
Кому вручается поэтам, деятелям искусства
Основания награждения за заслуги и открытия в области словесного искусства
Статистика
Дата учреждения 2024 год
Премия Константина Кедрова — литературная премия в современной России. Премию вручают за заслуги и открытия в области словесного искусства[1].
Содержание
• 1История
• 2Первый сезон Премии Константина Кедрова (2024)
• 3Примечания
• 4Ссылки
История
Премия организована Центром поэзии Константина Кедрова, проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Премия получила название в честь русского поэта Константина Кедрова, церемония награждения лауреатов проводится 12 ноября, в день рождения поэта.
Первый сезон Премии Константина Кедрова (2024)
Партнерами премии в 2024 году выступили: Русский ПЕН-центр, Библиотека «Дом А. Ф. Лосева", Библиотека искусств имени А. П. Боголюбова, литературный портал Библио ТV. Уже в первое дни своего существования поэтическая премия Константина Кедрова стала заметным явлением в современной литературной жизни России. Никас Сафронов отметил, что:
Если бы Константин (Кедров) был нефтяником и установил свою премию, как Нобель, она была бы более популярней.
12 ноября 2024 года в Зимнем саду отеля «Савой» состоялась торжественная церемония награждения лауреатов.
Премия имела 4 номинации[2].
Номинация «Классики метаметафоры» — носила мемориальный характер, её лауреатами стали Елена Кацюба (1946—2020), Александр Ерёменко (1950—2021), Алексей Парщиков (1954—2009).
В число лауреатов номинации «ДООСотворцы» (по названию легендарного Добровольного общества охраны стрекоз) вошли Маргарита Аль, Сергей Бирюков, Александр Бубнов, Александр Вепрёв, Николь Воскресная, Андрей Врадий, Марина Вульфсон, Лидия Григорьева, Александр Гумённый, Николай Ерёмин, Татьяна Зоммер, Александр Карпенко, Алла Кессельман, Светлана Литвак, Галина Мальцева, Сергей Нещеретов, Эдуард Трескин, Арина Чеканова, Александр Чернов и Алексей Чуланский[3].
В номинации «Первопроходцы ДООС и метаметафоры» были отмечены лётчик-космонавт, доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент РАН Юрий Батурин; кандидат филологических наук Евгения Князева; доктор филологических наук, профессор Ирина Скоропанова, кандидат филологических наук Евгений Степанов и доктор филологических наук, профессор Олеся Темиршина.
Премией в номинации «Сподвижники», за многолетнюю дружескую и творческую поддержку поэтов, были удостоены Михаил Бузник, Андрей Житинкин, Евгений Зуев, Елена Пахомова и Никас Сафронов[4].
На премию было номинировано 60 человек, 25 из которых стали лауреатами в четырёх номинациях. В качестве приза — диплом, нагрудный знак. Лауреаты премии получат право на издание своих книг
Обязательно прочитайте! Константин Кедров. Поэтический космос (монография)
Николай ЕРЁМИН
Виртуальный Альманах Миражистов
ПОВСЕДНЕВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Николай ЕРЁМИН
СОНЕТ ПРО БОКАЛ ВИНА
Вина бокал
На берегу Массандры
Вдруг возникал
По воле мисс Кассандры…
И я, пардон,
Единственный, кто рядом,
Был покорён
Её коварным взглядом.
Закат… Восход…
Глоток вина, воды…
Бокал – за борт!
Чтоб не было беды…
Актриса? Да.
Теперь - суперзвезда.
2025
ПОЛУСОНЕТ ПРО ТО, КАК МЫ СМЕЯЛИСЬ
Ты помнишь ли, как мы смеялись…
Вечерним солнцем любовались…
И плыли, помахав земле,
На тихоходном корабле…
Как город исчезал вдали…
Я – помню всё…
Ты – помнишь ли?
ПОД СТРАХОМ СМЕРТИ
Россией правит страх:
Госстрах, увы и ах...
Боишься или нет –
Плати в казну, поэт!
Страховка и Тот свет –
Семь бед, один ответ...
***
Стать мумией – и пережить века!
Мечта и высока, и глубока...
Внушает уваженье гордый вид
Египетских бессмертных пирамид...
И всё-таки в России неспроста
Мечта – не та... И мумия не та...
ОКТАВА ПРО ПАМЯТНИК
Я помню, что у входа на вокзал
Здесь памятник диктатору стоял,
Где нынче – три скамьи, фонтан и сквер -
Беспамятству награда и пример...
Но памятник – упрёк людской молве –
В моей, увы, остался голове...
И оттого ночами – страх и стыд –
Вдруг голова нет-нет да заболит...
***
Поэты, славные делами,
Канатоходцы, ай лю-ли! –
Эквилибристику словами
До беспредела довели...
О эта пагубная страсть:
Сорваться в пропасть – и пропасть...
БЫКА ЗА РОГА
Кто быка хватает за рога?
Тот, кому судьба не дорога…
Кто не знает: бык всегда сердит
И кого угодно победит…
Но - быка хватает за рога,
Потому что жизнь не дорога…
***
Я не знаю, в чём моя вина,
Но тоской душа моя полна…
Кто? Зачем наполнил вдруг её,
Указуя путь в небытиё?
Я-то думал (Поискать глупца)
Что путям-дорогам нет конца…
ОКТАВА ПРО ПОВСЕДНЕВНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ
Реальность скучна и банальна…
А скука настолько реальна,
Что хочется всем возражать…
И тут же – от всех убежать
Под солнце неведомых стран…
Туда, где банален банан…
И рядом - лимон, ананас
Реально-скучны, без прикрас…
ИЗ НОВОЙ КНИГИ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ
***
Остановить прекрасное мгновение -
Порыв, увы, достойный сожаления...
Поскольку можно, сдерживая прыть,
На время - лишь часы остановить.
РЕЦЕНЗИЯ
Виртуозный дискурс,
Маргинальный экскурс
Есть в стихах…Эх, ма…
А души – нема!
***
Грустно... Снег ложится на поля...
Всё на свете просто и понятно...
Даже солнце ... – и на солнце пятна,
И протуберанцы – за края...
Из книги «Беседы с МОНАХОВЫМ»
Владимир Монахов:
- В буднях торжествует вечный хам -
Вечность подчиняется стихам!
Николай Ерёмин:
- А у наших праздничных ворот –
Слава Богу, всё наоборот!
ПРЯМАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Молоко у коровы зависит от вымени...
А судьба человека зависит от имени...
Подтверждений довольно – не много, не мало:
Неслучайно Горенко Ахматовой стала.
Сентябрь 2025 г Красноярск
ЗОЛОТО ОСЕННЕЕ
СОНЕТ ПРО ФЕЙКОВЫЙ ДУРМАН
Мне на сердце всё тревожней,
Пролетарию всех стран:
В мире – подлость или пошлость,
Или фейковый дурман…
Я смотрю в театре драмы
Наилучшую из пьес -
А над сценой мчатся дроны,
Всем мирам наперерез…
Раз-два-три-четыре-пять –
Вышел Гамлет погулять…
И пока Шекспир страдает,
Слово каждое ценя, -
Дроны в Гамлета стреляют…
А мне кажется – в меня.
2025г
ПИР ШУТОВ,
Или Андрей Поздеев в 1982-м году
Художник пишет Чёрную дыру…
Он днём и ночью в космосе витает…
Он хочет знать, чего никто не знает,
Что неподвластно кисти и перу…
- Мы все – шуты, - Он говорит устало, -
Моя картина будет «Пир шутов».
Как жаль, но мало полотна мне,
Мало…Я сто полотен сшить в одно готов!
Пусть – Чёрная дыра посередине,
И – свет вокруг… О, только бы суметь
Изобразить в космической картине
Рожденье-тайну и спасенье-смерть!
Пусть все шуты, все игроки, паяцы,
Здесь, на пиру, судьбу не торопя,
Как в зеркало, в ту черноту вглядятся…
И в тот же миг пусть заглянут в себя!
Пусть макромир и микромир качнётся,
Проваливаясь в чёртову дыру…
Что за чертою чёрного колодца?
Покуда не узнаю – не умру…
ОКТАВА БЕЗ ПРИКРАС
«Ананасы в шампанском!»
Игорь Северянин
Поэзия забыла ананасы
В шампанском…Разлюбила ассонансы…
Увы, и диссонансы предпочла…
И – ради смеха – их толпе прочла…
И повторили рифмы без прикрас
Эстрадные певцы народных масс…
И весело - на сцене – напоказ –
Шампанским оросили ананас…
СТИХИ ПАРОДИСТА
1.
Мы встретились недавно у фонтана…
Многоречив, я был от счастья пьян…
Шутя-любя-нарочно, как ни странно,
Она сказала мне: - Заткни фонтан!
О, этот юмор…О, фонтан хрустальный…
О, смыслы - переносный и буквальный!
2.
Я цензоров своих не позабыл -
Кто, где, когда, за что меня гнобил,
Внушая мне, чтоб я писал, «как все»,
Показывая жизнь «во всей красе»…
О, жизни вечной женская краса! –
От головы до пояса коса…
О, смерть с косой, светящейся вдали…
О, цензоры – владыки всей земли…
3.
СЛАВЫ ДЫМ
Какая это всё же благодать:
В угоду славе, тостам, дифирамбам
Поэтом зваться – и стихи кропать
Приятным слуху пятистопным ямбом…
И книжицу издав, - презентовать
Хмельным донельзя мужикам и бабам…
Которые похвалят: - Вери гуд! –
А протрезвев, ни строчки не прочтут…
Но будут днём с огнём – Вот славы дым! –
Хвалиться всем автографом твоим…
ИЗ НОВОЙ КНИГИ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ
ИКС, ИГРЕК, ЗЕТ
Я был похож на Икс…
Потом – на Игрек…Зет…
Скажи, зеркальный Сфинкс,
Кто я? …Ответа нет.
СМЫСЛ
Описки, оговорки, опечатки…
Смысл искажён – с поэта взятки гладки.
И объяснить, в чём смыл, а в чём подтекст,
Пожалуй, смогут только Фрейд и Крест…
сентябрь 2025г Красноярск
В ВЕК НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ
СОНЕТ К МАРИИ
- Мария, адское исчадие,
Нет, райское, побудь со мной
В век непорочного зачатия…
Прости…Прощай…О, Ангел мой…
Где наше Солнце? Ах, мой свет,
Сегодня, при Луне,
Любовь давно минувших лет
Проникла в сердце мне…
Но где огонь в твоих глазах?
И где огонь в моих словах?
Мария, адское исчадие,
Нет, райское, ты - Ангел мой,
В век непорочного зачатия
Прости…Прощай…Побудь со мной!
***
Сонет мне навевает сон…
А сон диктует мне сонет…
Ах, райский сад – со всех сторон…
И музыка… И счастья свет…
И я во сне пишу сонет…
Сон? Нет! Сонет...Сонет.. Сон? Нет!
СОНЕТ ПРО СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ
Все кричали мне: - Князь!
Ты из грязи вылазь!
Поднимайся, решай…
А решил – не плошай…
И в труде, и в борьбе
Мы поможем тебе! -
Вот и лез я из грязи…
Но по воле молвы
Социальные связи
Тут же рвались, увы:
Раз - упал в грязь лицом,
Два - и дело с концом…
Где мои крикуны?
Все молчат, хоть бы хны…
***
От сумы да от тюрьмы
Прямо к фонду «Благодать»
Я прошёл тропою тьмы,
Чтоб занять и не отдать…
А за мною шла толпа…
О, народная тропа!
СОНЕТ ПРО КАРДИОЛОГИЮ
Владимиру ЗАМЫШЛЯЕВУ
За окном кардиологии –
Вороньё кричит: - Карр…Карр… -
Выживают здесь немногие,
Если сердце - супер-стар…
Ты считал крутых ворон…
Видел время похорон…
Где твои 17 лет?
Все – с тобой, сомненья нет.
Аритмия? Что за бред!
Так, тик, так…Считай, поэт!
Слышишь, где-то на суку
Для тебя кукун: - Ку-ку –
Открывает счёт опять:
– Раз, два, три, четыре, пять…
2018-2025
ОКТАВА ПРО ПМЖ
Вот и откликаются уже,
Кто за рубежом, на ПМЖ,
Временность сравнив и постоянство,
Впали в трезвость, пересилив пьянство…
И, храня уют, к себе зовут,
Потому что до сих пор живут
Как всегда, наивны и просты, -
Совмещая память и мечты…
СОНЕТ-РЕМЕЙК памяти М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
- Прощай, пропитая Россия
Алкобаронов и воров!
Я – твой непризнанный Мессия.
Рок непризнания суров...
Жаль, что, забыв про все дела,
Во мне ты друга не нашла!
Прощай навеки и прости,
Что наши разошлись пути...
Что, никому нигде не мил,
Не спас тебя, не сохранил...
Невиноватого прости
Прощай и с миром отпусти...
Как я, всем сердцем возлюбя,
Простил и отпустил тебя...
2018-2025
***
Мой друг, с печалью в унисон,
Мешая в песне смерть и сон,
Зачем так сладко ты поёшь
И ложь за правду выдаёшь?
Как будто вправду, кончив путь,
Желаешь вечным сном заснуть…
Ну, не мешай… Ну, пожалей…
Я спать хочу! Ишь, соловей…
ИЗ НОВОЙ КНИГИ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ
***
- Я на оперной сцене пустил петуха –
И партер засмеялся:- Хи-хи… ха-ха-ха!
И театр загорелся - Коварный петух! –
И горел в моём сердце… Пока не потух.
***
Я с нею яснею…
И вновь без неё
Мрачнею, мрачнею…
Свобода? - враньё!
ИГРА
Федя играет на флейте…
Маша играет на Феде…
Флейта звучит всё нежнее…
Детям игра всё нужнее…
Сентябрь 2025 г.Красноярск
ДЕНЬ ПОЛУЖИВОГО ЧЕЛОВЕКА
ПОЛУСОНЕТ ГУМИЛЁВУ И ДОСТОЕВСКОМУ
И я, певец Метаморфозы,
Увы, как тёзка Гумилёв,
«Искал увянувшие розы
И слушал мёртвых соловьёв»…
Надеясь, что и там, и тут
Они, как в сказке, оживут -
И «красотою мир спасут…»
***
Детство, юность и зрелость - кончаются…
И земля под ногами качается…
И хожу по Земле - Быть беде! –
Я, как будто Христос по воде…
И, глаза устремив в небеса,
Продолжаю творить чудеса…
РУЛАДА МИРАЖИСТОВ
Эпиграф:
ДООС приветствует обмен руладами и восхищается МИРАЖИСТАМИ!!!!
Кедров-Челищев 20.01.201707:33
Вышли мы все из ДООСа,
В каждом – поэзья и проза,-
Чтобы по воле стрекоз
Вновь возвратиться в ДООС
И воспевать миражи!
Воспоминанья свежи…
2017-2025
АЛЬТЕРНАТИВА
«Ни дня без строчки!»
Юрий ОлЕша
У ОлЕши заморочки:
Он живёт - ни дня без строчки!
Подаёт другим пример
Из астральных, Высших сфер…
И, пока живу в миру,
Я с него пример беру…
И без Музы – что нам строчки? –
Не прожил ещё ни ночки,
Вдохновенья не тая
На границе бытия…
НЕСПРОСТА
Вот опять ростовщик и бездельник
С арендатора требует денег,
Повышая арендную плату
За палату под номером 6…
Где – больной – он томился когда-то,
В амнезии на совесть и честь…
У него – раздвоение личности…
И желанье зелёной наличности…
Потому что в реальности он
Стал – Рокфеллер и Наполеон…
Неспроста у него - Г о л о с а…
И меняет Земля полюса…
2017-2025
Продолжение книги «Беседы с МОНАХОВЫМ»
Рецензия на «Чек на миллион» (Николай Ерёмин)
***
«Получить чек во сне —
знак того,
что вы дорого заплатите за свои ошибки.
Часто
такой сон
указывает,
что ваши неприятели только и ждут момента,
чтобы поквитаться с вами."
Владимир Монахов 29.09.2018 01:41
НЕСЛУЧАЙНЫЙ СОНЕТ
Не случайно в мире страхов
И ошибок бытия
Разгадал поэт Монахов
Сон, который видел я…
Что ошибка, и большая,
Всё на свете понимать:
Никому не занимая,
Никогда не занимать…
Между тем, как – срам и стыд! -
Вся страна живёт в кредит:
Неприятели вокруг
Скоррумпировались вдруг…
Не случайно, видит Бог,
Друг Монахов мне помог…
ИЗ НОВОЙ КНИГИ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ
ПУТЬ МИРАЖИСТОВ
«Чтоб в Царство Тени не уйти»
Александр МАТВЕИЧЕВ
Я с этими иду, вы – с теми...
Но нет, совсем не в Царство Тени
Мы держим путь – огонь в крови…
А в Царство Солнца и Любви!
***
Смеются ангелы и черти
Над дружбой возраста и смерти,
Которая готова вновь
Внезапно перейти в любовь…
***
Поэт невысказанных лет,
Тебе ни в чём прощенья нет
За то, что ты - по мере сил -
Себя ни разу не простил…
Николай ЕРЁМИН Октябрь 2025 г.Красноярск
Александр КАРПЕНКО
Виртуальный Альманах Миражистов
Александр КАРПЕНКО (МОСКВА)
* * *
Даже в чистый четверг от войны невозможно отмыться:
Вижу в синем дыму опалённые пламенем лица.
Всех накрыла беда, всё сравняла с землёй катастрофа,
Словно кончилось время, и к людям спустилась Голгофа.
И, пока ещё меч безнаказанно вынут из ножен,
Даже чистый четверг невозможен для нас, невозможен.
* * *
Ты просто живёшь – и приходит твой час.
Себя не кори и не мучай:
Ведь с равною долей участвуют в нас
И опыт, и гений, и случай.
Иссякнет, бывает, небесная бронь.
Ничто не даётся бессрочно.
Но, если сойдёт благодатный огонь,
Записывай в сердце – построчно.
И, может, Всевышний однажды, в страду,
Простит тебе эту длинноту –
За то, что нечаянно, в полубреду
Ты взял свою верхнюю ноту.
С БОГОМ ВДВОЁМ.
Я вернулся живой!
Здравствуй, дом мой родной!
Как же долго я ждал возвращенья!
Но, вернувшись назад,
Без вины виноват,
Вдруг я понял, что нет мне прощенья!
Полон дикой тоской
И стыдясь, что живой,
Шёл я к маме погибшего друга,
И печаль хороня,
Провожала меня
В путь далёкий голодная вьюга.
Уж не чуял я ног;
До костей я продрог
Посреди леденеющей стыни,
И, клянусь, видит Бог,
Я хотел, но не мог
Заменить ей погибшего сына…
Мне сдаётся порой,
Будто кто-то другой
За меня говорит мою повесть,
И когда, как струна,
В сердце взвоет вина –
Просыпается высшая совесть…
Мы былое храним,
Нам так пусто одним,
Всюду сердцу мерещатся драмы…
Бесприютен был дом –
Только с Богом вдвоём
Сыну было светло и без мамы…
Нина ЧЕРНЯЕВА
Альманах Миражистов
Поэзия – это философия
Поэзия – это философия,
В ней жизненных смыслов полно,
Народной мудрости антология,
Сохранит любовь и добро.
Поэзия, она тихо расскажет,
До самого сердца дойдёт.
Философы – писатель каждый,
Он русскую душу спасёт.
Поэзия не предаст и не обманет,
Нам мудрые мысли пошлёт.
Днём и ночью поэзия будет с вами,
Духовный подарит полёт.
22 ноября 2024
На юбилей Емельяново
Емельяново – наша столица
Родины малой, наших краев.
Родные нам поля, зарницы,
Леса и горы, песни соловьев.
У Емельяново история старА,
КазАки здесь освоили землицу,
Поставили свои заимки, хутора
И стали жить, возделывать пшеницу.
В честь Святой Троицы и Богородицы
В Арейском поставили храм голубой,
Там наши ангелы у околицы
Триста лет охраняют наш мир и покой.
Слава Богу, мы – казаки!
Сегодня Всемирный день казачества!
Мы емельяновцы – потомки казаков!
Не требуем мы доказательства
Священной роли этих молодцов!
Никак атаман Емельян Тюменцев
Вложил свою славу к нашему селу.
И казачий род Терских поселенцев
Первым встал в этом удалом строю.
Черняевы, Орешниковы тоже –
Это всё казачьи наши роды.
Помоги сохранить ими, Боже,
Честь и дух, и веры слободы.
12 ноября 2020
200 лет Енисейской губернии
Енисейской губернии нынче двести лет.
Это матушки России - центральный хребет.
С юга на Крайний Север течёт Енисей.
Пришли по воде начальники крепостей,
Острогов, форпостов, будущих городов.
С ними - народ простой, казак - воин Христов.
Поставили на крутых берегах
Деревянные - на первых порах-
Енисейск и древнюю Мангазею,
Красноярск и прочую ассамблею
Селенья казачьи, как Атаманово,
По указу Михаила Романова.
Двести лет развивается губерния,
Преодолевая разные терния.
Александр Степанов – первый губернатор,
К тому же он краевед и литератор.
Кто ж Енисейской славы основоположник?
Архитектор Чернышев, Суриков-художник,
Купцы Кузнецовы, Кытманов и Данилов,
Купец Юдин – крупнейший из библиофилов,
А также святые землицы енисейской:
Первый святой - отрок Василий Мангазейский,
Хирург Лука Войно-Ясенецкий, святитель,
Старец Даниил Ачинский, ангел-хранитель.
Молятся они за всех нас на белом свете,
Чтобы быть достойными в этой эстафете,
Чтобы мы хранили лучшие традиции,
Доверяли своей и их интуиции.
2022 г.
Девяносто лет родному краю
Девяносто лет родному краю
Люблю душой своё Красноярье.
Енисей и Саяны воспеваю,
Емельяново и Заполярье,
Славим всех наших героев,
В спорте, в песне и в труде,
Всех хранителей устоев,
И представленных к Звезде.
Суриков и Хворостовский Дмитрий
Иван Ярыгин, Астафьев Виктор.
В сибирской красноярской палитре.
Нам расскажут учитель и диктор.
Будем нашу матушку-землю любить
И традиции православные чтить.
Казаков-основателей вспомним,
Тех, кто сделал наш край столь огромным.
11.12.2024 г.
Аптека для души
Библио-Библио-Библиотека –
Всё для роста юного человека,
Здесь хранятся для них разные книги.
Чтобы были образования сдвиги.
Библио-Библио-Библиотека –
Здесь ребенок проведет хоть пол-века:
Узнать, прочитать, разглядеть, воспринять,
И знания эти всю жизнь расширять.
Библио-Библио-Библиотека –
Здесь для школьника целая аптека:
Как душу свою сохранить, не сгубить,
Как весь окружающий мир наш любить.
март 2021
Моя семья
Год семьи Россия отмечает,
Вспомним традиции и домострой.
Век двадцать первый у нас шагает,
Семья не перестала быть святой.
Род Черняевых древний, казачий
Живет в Емельяново триста лет.
Известен дедов душой горячей,
У предков было немало побед.
Виктор Черняев – наш Герой Отечества,
За Родину положил он жизнь в тридцать лет.
Слава его подвига рассекречена:
В имени емельяновской школы воспет.
Бесконечный стих
Моя дорога в храм -
Начало иной жизни.
Нашла душа бальзам,
Устав от укоризны.
Моя дорога в храм -
Начало новой жизни
К божественным Дарам,
К истории отчизны.
Моя дорога в храм -
Начало новой жизни
К загадочным мирам,
Где люди бескорыстны,
Во славу Божью любят
И свой талант не губят.
Моя дорога в храм -
Начало новой жизни.
РУССКИЙ СВЕТ
Русские люблю традиции:
Наш удалый хоровод.
Здесь здоровые амбиции.
Это наш культурный код.
Танцы народные пляшем,
Песни мы прадедов поём.
Всем свадебным экипажем -
Веселье и игры – огнём.
Храним духовные ценности,
Запечатлели русский полёт.
Верный оплот суверенности
Бог в наши души снова вдохнёт.
Тысячу лет этот свет рядом с нами,
Не раз защищен отцами, сынами.
30 июня 2025
Нина Черняева
Казачий род Черняевых
Нина Черняева
Фамилия Черняевых кажется совсем обыкновенной, такой же, как Ивановы или Петровы, но на самом деле у этой фамилии очень интересная и древняя история. Казаки Черняевы известны еще со времен Ермака.
В Красноярском архиве казак Черняев упоминается в 1631 году, среди прочих казаков был Еремка Черной, «бившийся явственно».
Историк В. Аференко в своем труде «Район в центре Сибири» описывает о прибытии дружины на Красный Яр и о том, как сделали свои первые шаги по берегам Енисея и его притокам русские казаки Тюменцевы, Таскины, Коркуновы, Черняевы и десятки других, поставивших в этих местах домишки – зачатки нынешних сел в районе и давших начало многим династиям.
В школьном музее села Нахвалка Сухобузимского района есть информация о самом богатом в селе до революции Петре Черняеве. У него было более 20 лошадей, а коров и овец целое стадо, свой пастух. Трое детей Петра в советское время работали учителями. Черняев был раскулачен в 20-е годы.
Там же, в Нахвалке был известен казак урядник Черняев.
В 1917 году первым председателем Кекурского исполкома был избран другой Петр Черняев, который был убит в 1922 году.
300 лет назад были известны 3 брата Черняевых, один из них перебрался на жительство в Емельяново, звали его Максим, он и является прародителем нашего рода Черняевых.
В нашем семейном архиве хранится фото моего прапрадеда Василия Петровича Черняева. У него большие казачьи усы, носил папаху, был отчаянным человеком, принимал участие в кулачных боях на масленицу, которые проходили на реке Кача. В семье воспитывалось 11 детей, имел большое хозяйство, коней, пашню за Качей в Черняевском логу. В 1920-х годах, когда началась коллективизация, дед Василий сдал всё свое имущество в колхоз.
Мой прадед Петр Васильевич Черняев - участник Великой Отечественной войны, на фронте тяжело ранен в ноги. Петр Васильевич зажигал вечный огонь на открытии мемориала Победы в поселке Емельяново в 1983 году. На мраморе мемориала среди погибших емельяновцев есть 3 фамилии Черняевых, среди них брат моего прадедушки Виктор Васильевич Черняев – Герой Советского Союза, погиб смертью храбрых.
Мой дед Борис Петрович Черняев родился, как он всегда любил говорить: «на праздник Покрова». И тоже казачий праздник. Работал он на птицефабрике «Заря» заведующим тракторным парком, награжден орденом Трудового Красного знамени.
Фамилия Черняевых в России дольно распространенная, только в Красноярске телефонной книге я насчитала 50 человек.
По легенде семьи Черняевых кто-то из предков был из татар и действительно, все Черняевы обладают широкоскулыми лицами и крепкими волосами. Кроме того, мой прадед Петр Васильевич пил чай по татарской традиции с маслом. Иногда Черняевых звали чалдонами, что означает «человек с Дона»
От Еремки Черняева сменилось 15 поколений, но остатки казачьей культуры и интерес к их традициям и обычаям остались и в настоящее время.
© Copyright: Нина Черняева, 2021
Свидетельство о публикации №221101801319
Александр БАЛТИН
Виртуальный Альманах Миражистов
* * *
Гном гомункулус, блистая интеллектом,
Полноценным человеком стать
Тщится, жизнь обычную объектом,
Столь манящим почитая: сталь
Страсти всякой привлекает сильно.
Вагнер повествует о судьбе…
Разных судьбах, данных изобильно,
Или жалко.
…он живёт в тебе –
Крохотный гомункулус-ребёнок,
Волю вечно жаждущий обресть.
Робок голосок его и тонок,
В мире вечно громыхает жесть.
…Парацельса метод претворенья
Образа гомункулуса в явь,
Вызовет восторг недоуменья.
Парацельс не может быть не прав.
И – не прав, однако – очевидно.
За гомункулом аккорды тайн.
Осенью так грустно и обидно,
Что мелькнула жизнь мгновенно так.
* * *
В квартале русском во Царьграде
Блины, матрёшки… Соловей-
Разбойник – пир устроил ради
Братвы своей.
Который век? Часов песочных
Однообразный переток.
Вообще картинок много сочных.
Каков итог?
Квартала не было такого,
Там не готовились блины.
Когда фантазия - основа
Судьбы, всего важнее сны….
* * *
Бог – непостижимо-безответный,
Каина отвергнувший дары,
Ввёл его в соблазн… Порывы ветра
Тормошат сознания миры:
Но – метафизического ветра.
От кощунства – рассужденья в рост.
Майстер Экхарт – мистицизма ветка.
Ствол где? Осознать не может мозг.
Виноградники Рейсброка соком –
Только специфическим – полны.
Я живу тотально одиноким,
С ощущеньем собственной вины.
Вырваться! Ликующие вижу –
Музыкой звучат они – цветы.
Или в рай мне выписали визу?
Рай невероятной красоты.
Ад себя. И рай. Души низины.
Небо оной: творчество, любовь.
Ощущений сложных мешанина,
Выразить её не хватит слов.
МИСТИЧЕСКОЕ СЕРДЦЕ МИРА
Поэма
Даши НАМДАКОВУ
Ювелирная тонкость паутинки, серебряно распятая на решётке, окружающей обширный пруд:
она словно вздрагивает от осеннего солнца, - и, золото соединённое с серебром, играет особенно отчётливо: невероятной сканью…
Сколько мудрой тишины разлито в природе; и мудрости вообще – в том числе воплощённой симметричностью таинственных форм. Волшебные разводы: математика, совершенство!
Мир взаимопоедания отступает перед алгеброй и геометрией такого волшебства.
…иное вспоминается вперебив: завораживающие формы скульптур Даши Намдакова: волшебная вытянутость и тригонометрия удлинения,
овалы и таинственные мерцания духов Бурятии и Монголии, обретающие вечные – долговременные, по крайней мере, формы…
Скульптор ловит движенье в сачок момента, и:
вытянутый, неистово-мускульно-напряжённый конь с волнисто развивающимися гривой и хвостом, застывает над камнем,
чья неровная шероховатость словно подчёркивает двойственность жизни, - тогда как конь даёт образ тотального движения, вершащегося всегда и всюду.
Конь, влетающий в вечность, которая представлена маленькими, искривлённо-пузатыми, древесные корни напоминающими, опасными, или игривыми - Духами? Божками?
Мир путается: серединный входит в верхний, и низовой, рвущийся и в тот, и в тот, шумит; мир путается, но и - единством лучевидности завораживает.
…паутинка в нескольких местах ограды: словно мир, представленный миниатюрно, сообщает нечто большому: где обширный пруд ВДНХ, гуляющие, ржавеющая сентябрём зелень.
Серебряные пластинки-паутинки.
Сетки спокойствия, смертельные для мух: но сейчас не видно ни одной жертвы. Жертв Чингисхана было много: мириады, люди – что песок, не имеют ценности…
Конь под Чингисханом в трактовке Намдакова – с мордой, в какой сквозит нечто от динозавровой алчности; конь, так плотно укоренённый четырьмя ногами в почве времени, будто она – тверда, как базальт. Конь - с ветвящимся древом рогов: двумя древесами; ветви, протянутые вечности, в какой давно растворился бессмертный Чингис…
С птичьим клювом и рожками, трехпалыми лапами упирающийся в подставку, странный такой, страшный дух…Отберёт нечто у вас? Или, угнетённый своею внешность, сам попросит нечто, жалкенький, как пьянчужка…
Паутинки качаются над бездной: распростёртой везде, данной в нас слоистыми волнами неизвестности.
Рябь идёт по пруду: паутинки тоже рябит ветер.
Лебедей нет.
Раньше были.
…литьё, ковка Намдакова, смешанная техника! Ювелирные произведения, исполненные в золоте, серебре, меди, бивень мамонта используется, конский волос: много вариаций коней.
Мчит «Царская охота» - летит изяществом и натяжения луков, и огненно вздёрнутых коней, - и хищный зверь, предшествующий охотничьему поезду, скалится – судьбою.
Скульптор восстанавливает современным художественным языком миф: великий миф кочевников Евразии, связующий времена и пространства.
Стрелы мысли летят в метафизическое сердце зрителя: вызвать кровь восторга.
Глубокое мастерство Намдакова: «Центр Азии» золотится шаром, взмывает стелой, держится мифологическими фигурами…
Паутинка вздрагивает, легка…
Может быть, и мир: такая паутинка – глобального масштаба: ежели сорвать – обнажиться мистическое сердце мира?
Даши Намдаков, мне кажется, слышит его.
Александр Балтин, Город Москва
Даши НАМДАКОВ
Виртуальный Альманах Миражистов
Андрей Ванденко
Художник Даши Намдаков:- Имя мне дал лама, а от смерти спасла шаманка
ИСТОЧНИК 11 НОЯБРЯ 2024
РОДИНА - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ВЫПУСК: №11 2024
ПОДЕЛИТЬСЯ
В мастерской заслуженного художника России, академика РАХ Даши Намдакова чисто и аккуратно, словно в научной лаборатории или проектном бюро. Никакого творческого бардака и хаоса.
Сергей Куксин/РГ
Дело Мастера.
Даже не верится, что здесь творит мастер, чья фантазия рождает неповторимые образы, которые потом отражаются в камне, бронзе, дереве. Его скульптуры стоят во многих музеях мира - от Эрмитажа до нью-йоркского "Тибет-хауса", находятся в частных коллекциях и собраниях в России, Китае, США, Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Японии etc. Среди обладателей работ Даши называют имена людей известных и знаменитых, сильных мира сего...
Руку Намдакова не спутаешь. Летящие лошади с наездниками, восточные красавицы с раскосыми глазами, диковинные звери... Больше так никто не умеет, хотя подражать пытаются.
У Даши Бальжановича есть секрет. И, кажется, он готов о нем рассказать.
Об удачливом солнце
- Слышал, не любите, когда к вам обращаются по отчеству?
- Я ведь по национальности бурят, а у нас это не было принято. Отчества появились только в советский период. К имени старших по возрасту мужчин и сегодня добавляют слово "ахай". Вежливая форма, которая дословно переводится как брат. Например, Даши-ахай.
В наших семьях не только родителям, но и братьям, сестрам, тем более посторонним людям, всегда говорят "вы". Таковы традиции у восточных народов. Я тоже их соблюдаю.
Мои хорошие знакомые, с которыми уже много лет общаемся в Москве, иногда предлагают, даже просят, мол, давай перейдем на "ты", а у меня начинается ломка, не могу переступить через психологический барьер.
- Как звучит ваше полное имя?
- Даши Нима. Даши - удача. Нима или Нияма - солнце. Всё просто.
- И красиво. Кто так назвал?
- Лама. Сейчас молодежь сама придумывает, упрощает или - наоборот - сочиняет звучные имена, а раньше наши предки шли к монахам. Те смотрели дату рождения, узнавали точное время и по книжкам давали имя. Тибетское.
Кроме меня в семье еще три брата, все старшие, и четыре сестры. Мама рожала нас дома, в деревне. Помогали соседки, подружки. А право выбрать имя оставляли ламам. Мы же восточные буряты, буддисты.
Мама и сегодня жива, а отца не стало семь лет назад. Ему исполнилось девяносто, и до последнего момента он участвовал в нашем семейном проекте "Куклы Намдаковых".
Они все занимаются этим с удовольствием. И родители, и братья, и сестры. Кайф такой!
Мама называет меня полным именем. А я сократил. И мне проще, и людям, с которыми общаюсь. Хотя мама ругается, точнее, проявляет недовольство. По-бурятски звучит "гымырна".
Этому есть объяснение. Буддисты считают, в имени человека зашит код, и с ним надо жить. Мама говорит: был бы вдвое сильнее, если бы назывался Даши Нима, а так половину ты сам съел. Отшучиваюсь, что присоединю вторую часть, когда дополнительная силушка понадобится...
По правилам, имя должно писаться отдельно - Даши Нима. В метрике сделали ошибку. Видимо, были не очень грамотные сотрудники, а отец не настаивал, поэтому у всех нас путаница в именах и отчествах. Как слышали, так и писали. Вот и у меня в паспорте слитно...
Об истории болезни
- Ничего, если продолжу называть вас более привычным сокращением Даши?
- Как вам удобнее. По-прежнему спокойно на это смотрю. Правда, когда два года назад мы открывали ленд-арт парк "Тужи" рядом с моей родной деревней Укурик, на церемонию приехал Хамбо-лама - главное духовное лицо буддистов. Мы сидели за столом, вокруг были приглашенные гости. И лама тоже строго сказал, чтобы я перестал отзываться на Даши...
- Вы уже несколько раз упомянули буддизм, а к шаманизму как относитесь?
- Очень хорошо. Поначалу думал, что это какие-то бредни, пережитки прошлого, а потом на своей шкуре убедился и понял: удивительное явление, от которого не надо отмахиваться.
Я ведь сильно болел, были серьезные проблемы с желудком, они долго не решались. И спасла меня именно шаманка.
- Расскажите.
- Малоприятная тема. Прободение, язвы, спайки, резекция... Меня четыре раза оперировали, впервые в больницу я попал накануне своего пятнадцатилетия. День рождения встречал на койке.
- Это где было?
- В Улан-Удэ. В какой-то момент родители купили дом в городе, переехали и нас увезли. Видимо, хотели лучшей участи для детей, думали, будет больше возможностей для развития, но в итоге решение оказалось ошибочным. И в моем организме случился какой-то сбой, пошла цепная реакция.
Все закончилось экстренным вмешательством хирургов.
До семи лет я жил в деревне, говорил на бурятском. А в первый класс меня отправили в интернат на станции Могзон. Это в пятнадцати километрах от Укурика. Там в основном учились дети железнодорожников. Мои братья и сестры тоже в разные годы жили в интернате, в нашей деревне была лишь начальная школа.
Люблю вспоминать эпизод, как скорый поезд "Россия", следующий из Москвы во Владивосток, делал короткую остановку на нашем полустанке. По времени это совпадало с электричкой, на которой мы ехали из деревни. Из вагонов высыпали иностранцы, часто - японцы, угощали нас конфетами. Мы радостно брали, маленькие, сопливые, одетые в одинаковую интернатовскую форму. Они нас фотографировали. Тут же появлялись милиционеры, которые брали аппараты и - фьюх! - засвечивали им пленку. Нельзя снимать детей! Хотел бы я увидеть те карточки. Какими мы выглядели...
Словом, пять лет я отучился в Могзоне, после чего мы семьей перебрались в Улан-Удэ. А в восьмом классе я заболел. Видимо, мне было суждено это испытание. Там очень сложный клубок. Рассказывать или?..
О предсказании лам
- Продолжайте, пожалуйста.
- Вскоре после моего рождения соседская бабушка поехала в расположенный в трехстах километрах от нашего дома Агинский дацан. Ближе храмов не было. Мама попросила соседку поговорить с монахами обо мне. У нас маленькая деревня, шестьдесят дворов, там чужих нет, все свои, любимые, родные.
И вот она приехала, заходит в монастырь, там сидят ламы и говорят: вас ждем. Бабушка даже не поняла сначала, к кому они обращаются. Старший монах подтвердил: в вашей деревне на рассвете в Дашням родился мальчик. Это такой важный, высокий буддийский праздник. Старушка еще больше удивилась: откуда они это знают? Лама продолжил: ребенок уникальный. Назовите Даши Нима. Если не умрет в пятнадцать лет, его будет знать мир.
С этими словами бабушка вернулась, маме рассказала. Та тревожилась какое-то время, волновалась из-за моего будущего, потом перестала переживать и обращать внимание. Буддисты легче ко всему относятся.
Вспомнила предсказание, когда в восьмом классе я в поту приполз домой, волоча сумку за ремень. Страшная боль, дикая! Мама как увидела, поняла сразу: впереди меня ждет сильное испытание.
Оно длилось семь лет. Все круги ада. По-другому не скажешь...
Вызвали скорую, увезли в больницу. Сперва думали: аппендицит. А потом хирург говорит, мол, неладное что-то, ну-ка, идите на рентген. Посмотрели и забегали: ой, срочно готовьте операционную. Тут же наркоз. Прободение, дырка в желудке. Зашили. Я тогда боксом занимался. Если чем-то увлекаюсь, должен дойти до конца. Упертый характер. Вот и вес сбрасывал, чтобы в нужную категорию попадать, в баню ходил, не доедал, с дуру бегал как сумасшедший. Добегался...
Сейчас понимаю: те годы сделали меня другим человеком, то, что перенес, действительно, было очень непростым испытанием.
9 февраля меня прооперировали, и в восьмом классе в школу я больше не ходил. В девятом и десятом занимался по два месяца. Спасибо учителям, пошли навстречу, выдали аттестат зрелости. В таком состоянии я был не в силах нормально учиться. До последнего времени меня преследовала фобия, лишь недавно перестало сниться, будто сдаю вступительные экзамены в институт, физику надо отвечать, а я ничего не знаю...
Представьте, на протяжении нескольких лет постоянные больницы, обследования, процедуры. Желудок почти не работал. Жил на капельницах. Вены истыкали иголками, катетер воткнули под ключицу. Страшно, больно... А главное - врачи не могли понять, что со мной происходит. Ничего не помогало, болело практически всегда.
Потом родители увезли в деревню. Видели: беда творится, может, к ламам сходили, те посоветовали вернуться. Хотя мама с отцом зарабатывали на дом в Улан-Удэ, чтобы дать детям образование. Но ради меня уехали в Укурик.
О встрече с шаманкой
- Как возникла шаманка?
- К тому моменту мы перепробовали много способов победить болезнь. Понятно, сразу пошли в дацан. Я пил тибетские лекарства. К русским бабушкам возили. К каким-то цыганам. За любую надежду цеплялись. И тогда на горизонте появилась шаманка. Я думал: откуда, зачем? Ну какая шаманка, эхэ?
По-бурятски "эхэ" - это мама.
Сейчас у меня растут дети, внуки, и на собственном опыте понимаю, что нет ничего хуже, когда ребенок болеет. Уж лучше самому. Моя мама сразу поседела. Была черная, стала белой. Я помучил семью, конечно. Страшно помучил.
- Дурные мысли в голову приходили?
- Всякое передумал, что скрывать. Но добровольно лишить себя жизни - самый страшный грех. И жуткий эгоизм. Родителей надо жалеть.
- Итак, шаманка.
- Мама повезла меня в Читу. Сказала, что туда приехала знаменитая шаманка. Я сначала сомневался, а потом согласился. Еще раз скажу: у нас настоящая буддистская семья, родители и сестры очень набожные. Отец делал скульптуры для храмов, писал картины и иконы-танка. А тут вдруг, по сути, язычество...
Тем не менее мы поехали.
Шаманка лежала в больнице, у палаты толпа собралась. Все к ней. Как к Ванге. Не протолкнуться.
- Пожилая женщина?
- Я тоже так думал. Оказалось, тридцать шесть лет.
Она проходила мимо по коридору, но как-то заметила меня, увидела среди людей. Говорит: э-э-э, бедный, да ты умираешь! А я и сам это понимал. Думал, хорошо, если полгода протяну при такой динамике. Выглядел, как узник концлагеря, - худой, кости и глаза, всё.
Шаманка шепнула моей маме, поскольку сзади напирала толпа: завтра заберите меня отсюда. И карты игральные купите.
В воскресенье мы отвезли ее в деревянную избушку, в которой остановились. Хозяева дома, бывшие односельчане, мама с нашими родственниками расположились за столом, беседовали о чем-то. Человек семь-восемь. Я пристроился в сторонке. В ту пору постоянно сидел на корточках. Не имело значения где - на диване, кресле, стуле. Так было проще из-за опущения кишок.
О бубновом тузе
- Что дальше происходило?
- Шаманка говорит: "Несите карты". Мама достала их из сумки. Командует: тасуйте колоду по очереди. Стали передавать всем сидящим. Карты совершенно новые, она не брала их в руки, даже не прикасалась. Когда очередь по второму кругу дошла до мамы, шаманка сказала: молитесь и открывайте одиннадцатую карту. Если выпадет туз бубновый, попробую помочь. В противном случае не знаю, кто может спасти вашего сына.
Мама переворачивает карту, а это - бубновый туз. Я как сидел в кресле, так и замер, потрясенный до глубины души. Впервые в жизни на моих глазах случилось чудо. Повторяю, шаманка не трогала карт. Вот как возможно подобное? Это же не фокус и не манипуляция...
Она говорит: о, Бог нас поддерживает. Подошла ко мне с бронзовым плоским зерцалом. У китайцев такие раньше были, их полировали и смотрелись, потом шаманы использовали как ритуальные. Взяла эту штуку, почистила зубной пастой до блеска, подняла мою одежду и прилепила к грудной клетке. Та присосалась сразу. Посиди, мол. И за стол вернулась, разговор продолжила.
Минут через пятнадцать зеркальце - бум, упало. Шаманка взяла его, смотрит неотрывно, смотрит... Потом спрашивает: "Что за большое дерево растет километрах в пятнадцати от деревни?" Отвечаю: мы же в тайге живем. Нет, говорит, какое-то гигантское, необыкновенное дерево. Мама сразу смекнула: да, есть наш родовой кедр в три охвата. Другого такого нет, предки молились этому месту.
Шаманка в ладоши хлопнула: всё, нашли причину. Меня подзывает, показывает на зеркало: вот хозяин сидит, дедушка пожилой, а рядом молодая, красивая девушка. Я честно попытался разглядеть, но видел только чистый диск. Она настаивала: будь внимательнее, ты должен рассмотреть...
Потом сказала: через неделю приеду к вам, на месте попробуем решать. На маму взглянула: надеюсь, он не умрет за это время.
Дала задание приготовить двух баранов для жертвоприношения, собрать традиционные шаманские вещи - хадаги, цветные шелковые ленточки, ткани, рубашки, белую пищу, даже водку. Длинный список составила. Мол, поедем вымаливать вашего Даши.
- За какие же грехи?
- Сказала, у вас сильный род дарханов, но духи предков обижены, что не чтите традиции. Говорит: или вы коммунистами все стали?
О вековом кедре
- Чем дело закончилось?
- Забрали шаманку через неделю, привезли в деревню. Подготовились заранее, съездили к родовому дереву. Часть дороги преодолели на машине, у нас была белая "Нива". Дальше шли пешком. Зима стояла, февраль, снега навалило выше колен. Я еле добрался, очень обессилел, постоянно тошнило, даже сидеть не мог, ложился на землю и лежал.
Кое-как проторили тропу до кедра. Он, действительно, огромный. Втроем - с отцом и братом - с трудом смогли обнять, кончиками пальцев друг за друга зацепились. И в округе ни одного кедра, лишь сосны, березы, лиственницы.
Отец зажег благовония, какие-то ленточки привязал.
Вернулись, стали ждать шаманку.
- Как ее, кстати, звали?
- Сибигмит-эгэшэ. Сибигмит-сестра. Она вечером приехала. Родственники отовсюду собрались. Чай попили. Сказала, что в восемь утра надо быть на месте, на рассвете солнца. Поэтому выезжаем ночью.
Потом на меня посмотрела и поняла: не дойду. Ладно, говорит, сиди, попробую сама разобраться с духами. И они поехали. А я ждал и, конечно, надеялся. К тому моменту уже мало кому верил, а ей - сразу. Из-за туза бубнового. До сих пор поражаюсь. Как это так? Судьба...
Вечером вернулись. Довольные. Мама быстро приготовила поесть, за стол сели. Мне пока ничего не говорят, но по настроению вижу: получилось. Потом мама достала золото, которое было в семье, завернула в носовой платочек и вручила шаманке. Та даже не посмотрела. Поблагодарила, положила в карман и уехала.
А мама мне рассказала, как все было. Добрались на рассвете. Разложили подношения. А бурятские шаманские традиции очень сложные. Как правильно опаливать голову барана, как тушу разделывать... Нельзя ошибиться, лишнее отрезать или не тот кусок дать. Целая наука!
Развели костер, благовония насыпали, рубашки, ленточки повесили. Начали молиться. Шаманка всем на листочке написала текст, предупредила, что духи очень злые, хотят забрать младшего по мужской линии в роду. Это не его вина, а ваша.
В какой-то момент у шаманки начались сильные судороги. Ее колотит, болтает из стороны в сторону, пот ручьем течет, а она кричит: "Читайте!" Заранее сказала: если не осилю и духи не простят, умру здесь. Они заберут Даши с собой, меня тоже с ним прихватят.
Потом, когда совсем обессилела, трясти ее перестало. Говорит: отпустили. Мама рассказывала: едва шаманка произнесла эти слова, они услышали звук едущей по камням телеги. Тур-тур-тур! Куда-то удаляется, а направление не понять. И птички вверху защебетали. Которые отродясь там не водились. Да еще посреди зимы.
О предназначении
- Но в результате стало вам лучше от всех этих обрядов?
- Слушайте дальше.
Гости уехали, мы легли спать. А я каждое утро просыпался в пять часов, словно по будильнику. Со страшными резями в животе. Зажимал одеяло зубами, чтобы не застонать случайно, не разбудить родителей за стенкой, и терпел. Меня будто ножом кромсали. Через час боль выключалась, как по щелчку, и я мог еще спокойно поспать.
А тут после отъезда шаманки открываю глаза и понимаю, что уже время обеда. Значит, я благополучно пропустил утреннюю побудку. Ничего не болит! Что происходит?
Ладно, думаю, а завтра? И на следующий день нет болей. И через два дня. Но это же невозможно!
Начинаю есть, пища переваривается. Мама, конечно, очень аккуратно варила мне бульончики, добавляла по ложке. Да и я боялся, что все вернется. Нет, желудок заработал!
Через пару недель приехал к Сибигмит. Мы поговорили. Она сказала, что у меня шаманская болезнь. И добавила, мол, тебя ждет большое будущее. Станешь лечить людей, брать их страдания и боль на себя. Но сначала должен сам узнать, каково это, пройти круги ада. Чем выше уровень шамана, тем сильнее испытания, которым он подвергается.
Я руками замахал: "О чем вы?" Ответил, что не хочу ничего менять в жизни, я же художник, мечтаю творить. Она настаивала: вижу в тебе много энергии, ни у кого не встречала такого потенциала. Тебя готовят к крупной игре, будешь сильным шаманом. Дескать, рядом с тобой я - ребенок.
Потом у нас не раз были долгие беседы. Я продолжал объяснять, что хочу быть только художником.
С детства обожал рисовать, изводил тетрадку за тетрадкой. Мне даже альбомы не покупали. Семья многодетная, родители в колхозе работали, могли себе позволить только тетради за две копейки. Но я просил, чтобы брали обязательно в клетку. Если в линию, уже не рисовал.
Шаманка слушала, не спорила, но твердо заявляла: ты не можешь отказаться, тебя выбрали, это твоя судьба. Ты ведь знаешь, чем все закончится, если не согласишься. Болезнь вернется.
Но я категорически стоял на своем, твердил, что не готов.
- Вы говорили, что проболели семь лет. Получается, это не финал истории?
- Да, было продолжение.
После окончания школы пробовал поступить в художественное училище в Москве, не прошел по конкурсу и через год сдал экзамены на архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. За это время еще несколько раз встречался с шаманкой. Она окончательно поняла, что я решил идти своей дорогой, и как-то сказала, что придумала, нашла решение.
Мол, внутри у тебя мощная, положительная энергия. Мы переведем ее в творческое русло, и это станет твоим служением. Шаманы ведь тоже разными бывают. Кто-то лечит людей заклинаниями и молитвами, а у тебя будет свой способ.
И Сибигмит совершила обряд. Когда закончила, села такая довольная, сказала: твое имя узнает мир, ты построишь большой дом, все будет хорошо. Но себе не изменяй.
О счастливом финале
- Еще встречались?
- Нет, тогда видел ее в последний раз. Через какое-то время она умерла. Настоящие шаманы долго не живут. Они же берут на себя чужую боль, всю эту грязь.
Я уехал из Новосибирска, поступил в Красноярский художественный институт, поскольку хотел учиться именно на скульптора. А года через два болезнь вернулась. Опять то же самое - боли, страдания, желудок перестал работать. Решил: шаманка обманула! В больницу меня увезли на скорой, уложили на операционный стол, поставили уколы. Лежу и думаю: всё, капец, больше не проснусь.
Проснулся! Врачи говорят, что вскрыли живот, а мои многочисленные язвы... зажили. И в желудке, и в двенадцатиперстной кишке. Понимаете? Все зарубцевалось. Хирурги глазам не поверили. Они ведь прекрасно меня знали, я был для них ходячим наглядным пособием.
А боли остались из-за спаек, перистальтика не могла полноценно работать, настолько стенки окостенели.
Врачи сделали резекцию, вырезали и выкинули наиболее огрубевшие участки желудка, из остального сшили культю. С ней и живу столько лет.
После той операции я окончательно понял, что болезнь отступила и Сибигмит была права.
- Не жалели, что не пошли по ее стопам?
- И не стал шаманом? Никогда. Возможно, я приносил бы какую-то пользу людям, но сейчас так счастлив из-за того, чем занимаюсь!
- С другими шаманами у вас потом были встречи?
- Конечно. И знакомые среди них есть. Но настоящих - единицы, а шарлатанов море. Спекулируют, наживаются на человеческой дремучести.
- Когда-нибудь еще сталкивались с чем-то сверхъестественным?
- Понял, что мир гораздо сложнее, чем нам его рисуют. С этим живу, так чувствую. Начал всерьез интересоваться этой темой, она стала основой моего творчества. Открылась огромная вселенная, которую я сперва отторгал по незнанию. Сибигмит поставила все с головы на ноги, привела к гармонии. Очень ей благодарен. Если говорить до конца откровенно, среда, в которой вырос, была языческой. Вспоминаю летние вечера под звездным небом у костра, бесконечные рассказы стариков, народные эпосы, былины... Безумно интересное время!
О головокружении от успехов
- А сейчас практикуете медитации?
- У меня дома есть буддийский алтарь. Везде, где живу, обязательно строю его. Мы с Татьяной, женой, каждое утро ставим богам подношение в виде заваренного своими руками чая с молоком. Делаем пищу. По праздникам зажигаем свечи. Соблюдаем все ритуалы. Повторяю, я буддист, но шаманизм мне интересен. Понимаю его и изучаю. Он дает мне столько безграничных возможностей!
Наверное, не все можно и нужно объяснять словами. Помню, моя первая выставка проводилась в начале 2000 года в Иркутске. Там работали бабушки-смотрительницы. Такая, знаете, интеллигенция на пенсии из бывших педагогов. И вот одна из них сказала мне: не хотим расставаться с вашими работами, рядом с ними здоровее себя чувствуем. Я и тогда понимал, о чем они говорят, но никому не рассказывал, чтобы люди не решили, будто это спекуляция некрасивая с моей стороны. Хотя это чистая правда
- Как реагируете, если прохожие узнают вас на улице?
- Спокойно. Привык. Это данность. Но, например, не люблю свой голос. Если слышу себя со стороны, мне кажется, будто другой человек говорит, не я. Люди искусства должны стремиться, чтобы их узнавали. Это нормально. Хотя у художников жажда известности все-таки поменьше, чем, допустим, у артистов.
- Но головокружение от успехов было?
- Расскажу историю. В 2002 году моя выставка проходила в галерее Зураба Церетели на Пречистенке, и ко мне пришел чуть ли не весь президиум Академии художеств в полном составе. Лев Кербель, Таир Салахов, Виктор Цигаль, Юрий Чернов... Монстры! Для меня скульпторы были богами. А Кербель - бог богов. По его книгам я учился портреты лепить, надбровные дуги делать.
И вот Лев Ефимович подходит ко мне, берет аккуратно за руку и говорит: знаешь, я думал, скульптура умерла, а теперь вижу, какое искусство ты привез из провинции.
Много чего приятного наговорил.
А я только-только в Москву приехал, не до конца понимал, будет ли кому-нибудь интересно то, что делаю. Это же азиатчина. И тут вдруг Кербель...
Приезжаю в Забайкалье к духовному учителю. Такой крутой, гордый собой. А он посидел, посмотрел на меня и говорит: знаешь, Даши Нима, это не твои успехи, а предков. Ты лишь сосуд, который они наполнили. Когда-то он должен был пролиться на окружающих. Через тебя это и происходит.
Хорошо запомнил те слова. Учитель регулярно их повторяет, чтобы не забыл. Я постоянно, раз в полгода, к нему езжу.
- И вы поверили в сказанное?
- Конечно. Каждому слову. Он ученик той шаманки. Я достался ему по наследству, он как бы курирует меня. По-братски.
О духовном учителе
- Не обидно? Вы стараетесь, а вас, оказывается, в качестве сосуда используют.
- Это так круто! Вовремя сказанные мудрым человеком слова все устаканили во мне. Поверьте, я с этим живу. Потому что реально мог улететь, крышу запросто сорвало бы.
Успех был взрывной. Европа, Азия, Америка... Помню, как зазывали в Китай. Давно уже. Сейчас не зовут.
- Почему?
- Выросли свои скульпторы.
А тогда приглашали. Приезжаю в провинцию Гуандун, сидит местное руководство. Встречают, как Гагарина. Красная дорожка. Пушки серпантином стреляют. Везут на большом автомобиле. Смешно, конечно.
Мою выставку прокатили по всему Китаю, двадцать городов. И мне делают предложение: построим под вас в Гуанчжоу учебное заведение, институт. И мастерскую. Дадим дом, какой захотите. Главная задача - учите наших мастеров. Я тогда подумал: блин, какие молодцы, на перспективу смотрят.
Жене позвонил. Хорошее предложение, лестное.
Мне говорят: а теперь поедем на производство, покажем, где будете бронзу лить. Привозят, там уже куча скульпторов собралась. Ждут меня. Наслышаны, насмотрены. Захожу и вижу на земле отлитые скульптуры. Точь-в-точь, как мои. Спрашивают: "Правда, похоже?" Отвечаю: да, очень.
И всё. Развернулся, попрощался и уехал.
Им даже в голову не пришло, что некрасиво вот так беззастенчиво копировать, повторять чужую работу, не спросив разрешения. Для художника это не комплимент, а оскорбление. Берут, сами лепят и льют пачками.
- Но ведь и земляки пытаются работать в стилистике, схожей с вашей?
- Нет. Здесь другая ментальность. Какие-то приемы позаимствовать могут, но вот так один в один никто не делает... Мне было неприятно.
Духовный учитель как раз и уберегает от подобных историй.
- Как его зовут?
- Шоболэ. Обычный фермер, живет на стоянке, но к нему ежедневно отовсюду приезжают большие люди за советом. Такой вот дядька.
- Как вы его нашли?
- У сестренки возникли проблемы, мы поехали, начали общаться.
С тех пор встречаемся, разговариваем. Он не дает сделать глобальных ошибок.
Сейчас я и сам покрепче стал, повзрослел, а по молодости много соблазнов было. Да и теперь искушений хватает. Шоболэ говорит, когда не надо поддаваться.
- Например?
- Всякие мегапроекты предлагают. Учитель предупреждает: потеряешь массу времени, а до реализации не дойдет. Не берись, не твое.
Об испытаниях и ограблении
- Испытания ведь могут и закалять, и ломать?
- Знаете, я был очень впечатлительным и, видимо, одаренным ребенком. Все хватал. Мир, о котором рассказывали старики, видел в картинках. Когда привезли в интернат, сказали: вот тебе лист бумаги, карандаш, но за рамки не выходи. Помню, едва не оставили на второй год в первом классе. Я уже рисовал космос, какие-то фантастические сюжеты, а заставляли изображать морковку с яблоком. А мне неинтересно, когда из-под палки. Да и перескочил я давно тот уровень натюрмортов.
Еще пытался Ленина рисовать, и снова меня били по рукам, наказывали. Говорили: это бакша, учитель по-бурятски. Ленина могли только художники с высшим образованием рисовать. А я все равно втихаря делал. Мне нравился знаменитый плакатный портрет Ильича с головой, повернутой в профиль.
- Кстати, в Улан-Удэ стоит самая большая голова Ленина. В Книгу рекордов Гиннесса попала.
- Я тогда еще не видел ее. Только через пять лет приеду в город и впервые пойду на площадь, чтобы посмотреть. Мне понравилась голова. Хорошая, крепкая. Молился Богу, чтобы не снесли, когда все памятники ломали.
- Думал, отвечая на вопрос про испытания, вспомните ограбление вашей мастерской в 2008 году. Тогда вынесли ювелирную коллекцию, которую готовили к выставке. Как вы это пережили?
- По-буддистски. Совершенно спокойно. Значит так должно быть.
Мне позвонили утром, сказали: у нас все украли. Я приехал, смотрю: сейфы вскрыты, в помещении куча милиции. А на рабочем столе лежит большая скульптура из золота с бриллиантами. Мои сотрудники забыли спрятать перед уходом. Вслух говорю: надо же, как интересно, это почему-то не забрали! Меня спрашивают: а что это? Объяснил: драгметалл и камни. Вышел в соседнюю комнату. Возвращаюсь, а штуки на столе уже нет. Задаю вопрос: где это? Говорят с честными глазами: "Что - это?"
Ну, я и понял: искать концы бесполезно.
- Сколько вы трудились над коллекцией?
- Два года. Занимали деньги, просили. Все, что зарабатывали, вкладывали туда.
Конечно, неприятно, но на фоне пережитого с болезнью так - мелочи, игрушки.
- Не нашли ничего из украденного?
- Украшения же яркие, но до сих пор нигде не всплыли.
- Ваша версия? Кто ограбил или навел?
- Знаете, как умные люди говорят: тот, кто украл, один раз грешен, а у кого украли, сорок.
- Почему?
- Подозреваешь кучу людей. А это большой грех.
- Но для себя какой-то ответ нашли?
- Честно говоря, не помню. Уже забыл. Видимо, не так сильно переживал. Тем более мы восстановили потом коллекцию, хотя это было не очень просто. У нас ведь не только изделия украли, но и формы для их изготовления. Меня это тогда поразило. Профессиональное ограбление!
Об отъезде из России
- Вы из-за него уехали из страны?
- Нет, отъезд случился гораздо позже, через несколько лет.
Ювелирку у меня никогда особенно не покупали, ни разу не вышел с ней в плюс. Это всегда было хобби. Предлагали переходить на массовый выпуск, но мне подобное неинтересно. Я не бизнесмен, не живу прибылью. Сформулировал для себя идеальное сочетание: пятнадцать процентов деловой хватки, а остальное - это художник. Любое нарушение пропорции дается тяжело. И нищим быть не хочу, и на коммерческие рельсы не готов все ставить, это сразу убьет творчество. Поэтому чутко берегу баланс.
Если же говорить про отъезд в Италию, он был связан с тем, у меня начали активно покупать скульптуры. Иностранные коллекционеры хвалили мои работы за художественные идеи, но высказывали осторожные претензии к качеству бронзового литья. Швы были видны, патина начинала цвести разным цветом.
Я сказал команде: ищем, где лучше всего льют бронзу. Оказалось, под Нью-Йорком и в Италии. Говорю: в Америку не поедем - далеко, а Пьетрасанте в Тоскане - самое оно.
Взял с собой шесть человек. Прилетели туда, договорились с литейщиками, сняли дом, мастерскую и начали работать. И пошел чистый кайф. Итальянцы с такой любовью все делали! Потрясающие ощущения.
- Пять лет там прожили?
- Да. Потом приехали англичане из галереи Halcyon. Давай, говорят, к нам.
Привезли контракт. Взрослый, шикарный. С большими цифрами.
- Тоже работа с бронзой?
- С ней. Но я не сразу согласился, полтора года вел переговоры, пока не перебрался с семьей в Лондон.
Когда в первый раз приехал, ахнул. Мощнейшая галерея на New Bond Street, в самом центре города. Пять этажей. И работали англичане, конечно, круто. Даже не подозревал, что так может быть. Огромная машина по раскрутке, продаже современного искусства.
Меня сразу повезли в королевскую семью, познакомили с Елизаветой II, герцогом Эдинбургским. Я отужинал с ними в замке в Виндзоре.
- Робели?
- Нет, не особо.
- Вас предупреждали, как соблюдать этикет?
- Конечно. Но я и так знал по фильму "Титаник" с Ди Каприо: надо брать столовые приборы с краю и постепенно двигаться к центру.
Мне в замке понравилось. И еда, и официанты. Статные дедушки с медальками на мундире. Смотришь на него и думаешь: чем не король? Столько благородства, достоинства, а он обслуживает тебя.
А герцога я даже в гости пригласил. Мне потом сказали: "Ты что? Нельзя!" Но я художник, мне можно.
- Не приехал?
- К сожалению.
О возвращении на Родину
- Виндзоры что-то приобрели из ваших работ?
- Может быть... Но это же галеристы. Они никогда не сдают клиентов.
- Говорят, у Умы Турман есть скульптуры в коллекции.
- Да, слышал, но не перепроверял. У меня мозг так устроен. Не запоминаю лишнее. И фотографии со знаменитостями не собираю. У меня их, по сути, и нет.
В Америке однажды оказался в богатой семье, у нее масса произведений искусства. Захожу, вижу свою работу. Говорю: "О, моя!" Они удивились: "Правда?" Даже не знали, кто автор.
Англичане продавали очень много моих скульптур. Это же их хлеб.
- Вам платили фиксированную сумму?
- Половину гонорара. Такой контракт.
- Почему уехали из Лондона?
- Пять лет прошло, договор закончился, и я сказал: всё, хватит.
- Могли продлить?
- Конечно. Хоть пожизненно. Но я хочу быть вольным художником, а контракт - это ограничения.
Например, все должно проходить только через галерею. Любая продажа в мире. А он большой, мир.
Я стал меньше зарабатывать, зато получил свободу. Мне хватает. Я не богатый человек, но и не бедный. И могу делать, что хочу.
- Уезжали без сожалений?
- Я же дом построил под Лондоном. Сначала хотел купить, но те, что находил, мне не нравились. Взял участок с домом, чтобы снести и построить с нуля. Думал, буду там жить до старости, но в какой-то момент понял: надо уезжать. Почувствовал себя инвалидом. То ли руки нет, то ли ноги. Затосковал, хотя и постоянно летал в Россию, ехал в деревню, садился на коня, уходил в тайгу.
И в Англии вроде бы все было хорошо, дом, участок, пруд, русская баня, друзья попариться приезжают. Виды из окна классные, лошади пасутся.
- Ваши?
- Нет, не мои. Хотел завести, но там с этим сложно.
У нас дома было правило: говорим только на русском. А тут приезжаю в мастерскую, смотрю на внуков, а они, когда им надо быстро что-то обсудить, переходят на английский. И вдруг я понял, что за этим кроется. Представил свое будущее, как стану один ходить по Лондону. Дедушка-бурят...
Друзья в России, дети переженятся, в разные страны разъедутся.
Думаю, пора разворачивать корабль. За ужином говорю жене: Таня, так, мол, и так, поехали домой. Она в ответ: ты же нас всех сюда привез, столько труда положили, дом построили... Начал объяснять: вот смотри, такая картина. За один вечер ее уговорил.
Потом детей спросили. У нас их трое - сын Чингис, дочки Соня и Даша. Они сразу дружно сказали: папа, едем с тобой в Россию. Вот прямо с удовольствием.
Вернулись: вау, так классно! Жить на родине - счастье. Абсолютно не лукавлю.
Так мы закончили историю с Англией. Дом еще год простоял. Думали, может, кто-нибудь из семьи все же решит поехать туда. Никто не захотел. Продали, а вырученные деньги решили потратить на проект, который в деревне делаем.
О богоугодном деле
- Ленд-арт парк "Тужи"?
- Да, он. У буддистов есть понятие буин - богоугодное дело.
- Карму поправляете, если по-простому.
- Ну, буддисты живут с этим.
- Вы рассказывали, что отец делал картины, иконы, скульптуры и бесплатно отдавал, дарил соседям, храмам.
- Продавал он только прялки и унты. Это был семейный бизнес.
- Я к тому, что вам приходилось делать подарки или все только через кассу?
- Знаете, пока был на контракте с англичанами, ничего не мог дарить. Пять лет очень жестких рамок. А теперь сам себе хозяин. Если хочу, могу отдать даром симпатичному мне человек, сказать: забирай!
Однако в торге буду настаивать на сумме, которая названа. Хотя давно не вникаю в продажи, не слежу, что из моих работ взяли, когда и за сколько. Уже говорил: я не бизнесмен, при этом терпеть не могу выражение, что художник должен быть голодным. Не должен! Так обычно говорят те, кто не хочет платить.
У меня есть команда, помогает сын Чингис с невесткой Димит, я счастлив, что могу им доверять. А сам занимаюсь творчеством. Увлекся вот работой с деревом. Прихожу в мастерскую, как на праздник. У меня нет задачи скопить состояние. Кайфую от самого процесса. Этому отец меня научил.
Я вот про "Тужи" начал рассказывать и отвлекся. Это был абсолютно осознанный шаг, чтобы помочь родине, которая все дала мне.
- "Тужи" как переводится?
- Сосновый бор. Это название местности, где мы запустили проект. В двух километрах от моего Укурика. Рядышком. Почему там площадку выбрали? В начале каждого лета мы собираемся на молебен, совершаем полубуддийский, полушаманский ритуал, когда боги просыпаются. Вся деревня приходит.
И вот как-то приезжаю из Англии, через два дня смотрю - никого нет. Что случилось? Оказывается, там давно люди не живут, разъехались кто куда. Не заставишь остаться. Последний ученик был в Укурике и один кормил троих - учительницу, истопника и уборщицу. Потом и его вывезли в город. Всё, школы нет, интернета нет. Шестьдесят дворов опустели. Жизнь ушла.
У нас, у бурятов, очень сильны традиции. Есть такое понятие - тоонто нютаг. Пуповины новорожденных зарывают под домом, где живут. Это наш стержень, корни.
Я рассказывал: мама рожала нас дома, а последы закопала. Для детей - это энергетическая связь, своего рода розетка для подзарядки. Я прилетал из Москвы, три ночи проводил в Укурике и возвращался новым человеком.
А несколько лет назад наш дом сгорел. Отца не стало, и вскоре дом вспыхнул. Мой духовный учитель сказал: отец забрал его. По традициям, новое жилье не ставят на пепелище. Я спросил у мамы, что делать. Она сказала: строй на том же месте. Там последы всех детей. И мы сделали.
Вот так и с деревней. Когда все собрались, я говорю: надо спасать. У нас есть мудрец, сосед мой, сват. Зовут Бадма. Он сказал: Даши Нима, надежда только на тебя. Рассказал сон, будто бежит по деревне, а от нее лишь пеньки остались. Мол, неужели доживу до этого страшного времени?
Я ответил, что готов потратить деньги от продажи лондонского дома. Мы с семьей так решили.
Но предупредил: в одиночку не потяну. Все должны включиться, помогать. Общими усилиями построим. Говорю, у меня нет власти или административного ресурса: единственный мой инструмент - творчество. А наша сила - в сплоченности.
И, знаете, пулей все полетело.
Выбрали красивое место, ходили, ногами измеряли. Два километра дороги нам проложили под честное слово. Выделенные бюджетные деньги потом пришли. И так во всем. Поехали люди из соседских поселков. На автобусах, личных машинах. С топорами, лопатами, молотками, гвоздями. Продукты везли, скот забивали на прокорм. Каждый день трудились по двести человек. Доходило до того, что отправляли работников в магазин за продуктами, те возвращались и деньги отдавали. Мол, с нас не взяли, когда узнали, что мы "Тужи" строим. Думал, такое происходило только в советское время. Оказывается, нет.
- Вернулась жизнь в деревню?
- Небо и земля по сравнению с тем, что было. Детей опять полно. Местные назад потянулись, родственники приезжают, гости, туристы.
- Но это же только летом?
- Осенью и зимой у детей школа. Но если будут проводить каникулы в деревне, как мы когда-то, вырастут, а любовь останется.
И моих внуков оттуда не вытащишь. Сейчас Чингис, сын, собрался в "Тужи" на работу. Соня, дочка, окончила университет в Англии, а теперь управляет проектом, живет в деревне.
Для меня важно, чтобы операционные расходы покрывались из доходов, и мы вышли на самообеспеченность. Туристы потянулись, хотя это не Байкал и не Алтай, а Богом забытая тмутаракань. Едут прекрасные люди из разных мест. Из Питера, Калининграда, Хабаровска, Владивостока. Ходят, смотрят. Когда меня видят, сначала стесняются подойти, потом смелеют.
- И жилье уже есть?
- Новую деревню отстроили! И скульптуры свои я осознанно там поставил. Хотел, чтобы начиналось с них. Потом можно приглашать других художников, но стержень должен был задать я. Уже два года проводим фестиваль современного искусства. Мне кажется, хорошо получается, изысканно.
Приезжайте будущим летом, посмотрите. Не пожалеете!
- Последний вопрос. Про реинкарнацию. Как думаете, кем вы были в прошлой жизни?
- Не хотел бы знать. И кем буду, тоже не хочу.
Помните, рассказывал, что у нас в семье когда-то была белая "Нива"? А недавно внук Тимур заявляет, мол, моя любимая машина - "Нива". Белая. Вот откуда он взял? Тимур отродясь никаких "Нив" не видел. Шоболэ, учитель, говорит, что внук - реинкарнация дедушки...
- Тем более не понимаю, почему не хотите про прошлое и будущее узнать.
- Не надо заглядывать туда, куда не просят. Поверьте буддисту...
ССЫЛКИ НА АЛЬМАНАХИ ДООСОВ И МИРАЖИСТОВ
Читайте в цвете на старом ЛИТСОВЕТЕ!
Пощёчина Общественной Безвкусице 182 Kb Сборник Быль ПОЩЁЧИНА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗВКУСИЦЕ ЛИТЕРАТУРНАЯ СЕНСАЦИЯ из Красноярска! Вышла в свет «ПОЩЁЧИНА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗВКУСИЦЕ» Сто лет спустя после «Пощёчины общественному вкусу»! Группа «ДООС» и «МИРАЖИСТЫ» под одной обложкой. Константин КЕДРОВ, Николай ЕРЁМИН, Марина САВВИНЫХ, Евгений МАМОНТОВ,Елена КАЦЮБА, Маргарита АЛЬ, Ольга ГУЛЯЕВА. Читайте в библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска! Спрашивайте у авторов!
06.09.15 07:07
45-тка ВАМ new
КАЙФ new
КАЙФ в русском ПЕН центре https://penrus.ru/2020/01/17/literaturnoe-sobytie/
СОЛО на РОЯЛЕ
СОЛО НА РЕИНКАРНАЦИЯ
Форма: КОЛОБОК-ВАМ
Внуки Ра
Любящие Ерёмина, ВАМ
Форма: Очерк ТАЙМ-АУТ
КРУТНЯК
СЕМЕРИНКА -ВАМ
АВЕРС и РЕВЕРС
ТОЧКИ над Ё
ЗЕЛО
РОГ ИЗОБИЛИЯ БОМОНД
ВНЕ КОНКУРСОВ И КОНКУРЕНЦИЙ
КаТаВаСиЯ
КАСТРЮЛЯ и ЗВЕЗДА, или АМФОРА НОВОГО СМЫСЛА ЛАУРЕАТЫ ЕРЁМИНСКОЙ ПРЕМИИ
СИБИРСКАЯ
СЧАСТЛИВАЯ
АЛЬМАНАХ ЕБЖ "Если Буду Жив"
5-й УГОЛ 4-го
Альманах Миражистов чУдное эхо
В ЖЖ https://nik-eremin.livejournal.com/686170.html?newpost=1
На сьтихи.ру
https://stihi.ru/2025/09/14/843
Виртуальный Альманах Миражистов
ПРЕМИЯ ВАМ
СОДЕРЖАНИЕ
Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ, Николай ЕРЁМИН,
Александр КАРПЕНКО, Нина ЧЕРНЯЕВА,
Александр БАЛТИН, Даши НАМДАКОВ
ВиртуальныйАльманах Миражистов
КрасноярсК
2025
Автор бренда МИРАЖИСТЫ
Николай Николаевич Ерёмин - составитель альманаха
ПРЕМИЯ ВАМ
Красноярск, телефон 8 950 401 301 7 nikolaier@mail.ru
Свидетельство о публикации №225100101240
Прошу посмотреть по ссылке мою книгу ПОДЛИННИК светлой памяти Виктора СУНДЕЕВА
http://stihi.ru/2025/10/04/743
Николай Ерёмин 04.10.2025 07:13 Заявить о нарушении