27. 09. 25 Всенощная. Крест - красота Вселенной
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Крест - красота Вселенной; мы действительно любуемся, украшаем крест цветами, как вот мы видим на аналое, украшаем крест камнями, всякими вензелями. Мы видим все эти кресты у нас и по храму, и на куполе, и на облачениях не только у священника, бывает, что и обычные миряне тоже украшают себя крестами на своей одежде, мы это все видим и радуемся. Действительно, много тысяч видов только креста, а уже сколько украшений, это вообще без ограничения, это вообще бесконечно можно. Вот, видно даже по облачениям священническим, сколько их, они все разные, да, и все новые и новые придумывают, да, то есть этому конца и края нет.
Но я хотел вам напомнить сегодняшнюю проповедь батюшки. Он вам рассказывал как этот праздник возник в 4 веке? И самый важный момент в этой проповеди батюшкиной - вот мы с вами, если бы представили в красках, да, вот: Сим победишь - сказал Господь равноапостольному Константину - крестом. А что такое был крест тогда, в 4 веке? Христиане крестились тогда? Начнём с самого главного. Нет, ещё только-только началось, да, то есть первые христиане только учились креститься, крестики носили, опять же только-только началось. А тут повеление ещё языческому императору - Константин ещё не крестился, он ещё был язычником: Сим победишь, изображай крест! Где изображать? Везде. То есть каждый воин в его армии должен был изображать крест, ну абсолютно полностью, на всех своих доспехах, на щите, на поясе, на шлеме, везде. Вот то, что мы сейчас видим, например, военное обмундирование, да, вот точно так же, только сейчас мы звезды носим, да, вот у нас от советского прошлого пошло это, а тогда, если мы берём Российскую империю, то тоже были кресты. Понимаете, да, вот такое было изображение креста везде на вооружении, в том числе на мече. Тогда были на мечах в основном воины. Поэтому крест был везде на вооружении, но это со временем стало. А тогда это было впервые. И как это выглядело в глазах людей, хотели они это изображать? Самое главное давайте попробуем представить. Наверное не можем представить, да, попробуем по-другому.
Вот, допустим, вышел в город стоматолог, но не снял свой халатик. Более того, он на этом халатике изобразил все, что он делает в стоматологическом кабинете своём. Нам при одном слове-то “стоматолог” плохо становится, а тут, если мы ещё на халатике его будем рассматривать все в деталях, что он с нами делает, да мы вовсе тогда к стоматологам ходить не будем, и так мы еле-еле набираемся мужества, чтобы переступить порог просто поликлиники. А когда ещё слышим этот з-з-з вообще просто душа сразу улетает. Вместе с ногами. А если хирург будет также изображать? Ну теперь немножко попонятнее стало. То есть крест - это было орудие распятия, распинали вплоть до 5, до 6 века ещё. Уже был христианский мир, а распинали и распинали, это ещё вот длилось и ужасно это было. Действительно, фашисты в концлагерях специально проводили пыточную систему, чтобы определить, какая пытка самая страшная, самая ужасная. Они научно, к сожалению, смогли это доказать. Распятие. Самое ужасное страдание, которое только человек мог придумать. И поэтому, если обычные люди, да, вот обычные воины начинают изображать орудие казни, то, что им, собственно говоря, и не надо делать, они воины, они должны сражаться, а не быть, например, там, жандармами какими-то или наводить ужас как пираты, например, с черепами, костями, они просто воины, а тут они выходят с орудиями казни, да, с изображением креста. И именно поэтому равноапостольный Константин победил, потому что он поверил, что это не ужас, а это спасение. Благодаря страданиям Христовым мы получили спасение, вот что главное. Когда мы сами меняем своё мышление и пытаемся обратить внимание так же, как стоматологи, не на те ужасы, которые влечёт за собой эта профессия, а на ту пользу - что мы можем спокойно кушать пищу, перемалывать её, и, соответственно, это благосостояние моего организма, собственно говоря, о котором я должен проявлять заботу. Правильно? Поэтому мы не стоматолога должны бояться, а неправильного образа жизни, неправильного питания может быть, да, то есть немножко позаботиться, чтобы лишний раз-то к стоматологу не ходить. Так вот, здесь такой же механизм - чтобы лишний раз нам духовно не заболеть, надо исповедоваться и причащаться, а мы получаем Причастие только благодаря распятию Христа. Ну, пришёл бы Господь Бог, ну, стал бы он царём - хорошо, пусть будет так, и распятия-то ведь нету. Был бы Он царём, хорошо. 100 лет Он царь, 1000 лет Он царь, и дальше что, все хорошо на земле, преступность вся исчезла, царь навёл порядки? Разве так получится? Нет. Смотрите, Христос пришёл, ничего не изменил ни в политике, ни в стратегии военной, ни среди учёных, Он не наводил нигде порядок, Он попытался объяснить самое главное - смысл жизни человеческой. Любой. Даже самого отъявленного грешника.
И у тебя есть смысл, но для этого надо признать смысл в страданиях и найти смысл собственной смерти, тогда только начинается жизнь, когда мы находим смысл. Поэтому крест - это действительно красота Вселенной, это действительно язва бесам, это действительно оружие в левой и в правой руке, которым мы можем действительно спокойно, совершенно безбоязненно бороться со всякими чародеями, колдунами, сектантами, с кем угодно. Просто молча перекреститься и все, и все зло отпало, и бояться нечего, с нами Бог со Своим крёстным знаменем. Поэтому, дорогие мои, с благоговением подходим ко кресту, с благоговением кланяемся, целуем и ещё с большим благоговением благодарим Бога за то, что Он так возлюбил нас, что отдал Сына Своего единородного на распятие. С праздником вас!
Свидетельство о публикации №225100101290