Чинкин руководил вузом в годы абсолютной нищеты

От автора: Написал в прошлом году книгу по заказу Поволжского университета спорта (Казань). К 50-летию создания вуза. Получил гонорар от подрядчика - Татарское книжное peaceДАтельство в 13 251 рубль (13 тысяч 251 рубль). 13 августа директор peaceДАтельства Ильдар Сагдатшин покинул пост по "собственному". А я публикую рукописи, которые "не горят", какие бы копейки за них не платили.

Из эксклюзивного интервью Абдулахата Чинкина одному из авторов книги по его работе в Набережных Челнах: «Когда я в пединституте поступил на факультет физвоспитания, то сразу встал вопрос — чем заниматься? Решил для себя, сделаю уклон на гимнастику и баскетбол. Первое у меня здорово получалось, потому что гимнастикой я еще в школе занимался. А в баскетболе для меня большой проблемой было просто поймать мяч после паса. Полгода походил на тренировки, кое-что начало получаться, как в зимнюю сессию необходимо было сдавать зачет по легкой атлетике. И я, даром что первокурсник, выше всех тогда прыгнул. Преподаватель Николай Колчин тут же предложил: «Бросай свою гимнастику, будешь легкоатлетом». Николай Тимофеевич, наш прославленный спортсмен и тогда был очень авторитетным в этом деле человеком, и я его послушал. Не зря. Весной я уже выиграл вузовские соревнования по прыжкам в высоту, не только у своих однокурсников, но и у студентов старших курсов. Тогда у нас практически все прыгали «перекидным». И я показал результат 160 сантиметров.
Спорт в Казани тогда был не самого высокого уровня. К примеру, вот я являюсь бронзовым призером студенческого чемпионата Казани по…тяжелой атлетике. Причем, уступил самому олимпийскому чемпиону Александру Курынову. Гордо звучит? А на самом деле, зашел я на какой-то из своих тренировок в зал тяжелой атлетики, где мы поддерживали спортивную форму, и мне показали, как делать рывок и толчок. А на ближайших соревнованиях выставили за сборную пединститута в одной категории с Курыновым и еще каким-то мастером спорта из КХТИ. Те, естественно, легко заняли свои призовые места. Курынов и вовсе выходил к штанге только по разу, рванул 120, толкнул 140 и взошел на первую ступень пьедестала. А я со своими 85 и 110 килограмм финишировал с бронзой».
Что касается ректорства в Челнах, то оно, во многом, было предопределено случаем, точнее, сложившимися обстоятельствами. К тому времени у меня умерла супруга, испортились отношения с руководством. И когда мне поступило предложение поехать на работу в челнинский институт физкультуры, причем, скажем так, вторым человеком на кафедре, то я долго не раздумывал. Должность меня устраивала, должностные обязанности – тоже, благо я никогда не рвался во властные структуры. Но обстоятельства так сложились, что уже вскоре я стал заведующим кафедрой. Еще через некоторое время меня назначили заместителем ректора по учебной работе. А вскоре умер наш ректор Георгий Цыганов. И по статусу, будучи проректором по учебной работе, я стал исполняющим обязанности ректора. К тому времени, когда назначили выборы нового ректора, я, видимо, успел проявить себя в новой должности и на выборах дело до второго тура не дошло.
Что запомнилось в работе ректора? Я не считаю себя прирожденным руководителем. Но шесть лет пришлось работать ректором, как раз в то самое время, когда очень важно было не завалить работу всего института. История показывает, что нам это удалось. Честно скажу, очень много пришлось заниматься хозяйственной работой. Много времени уделялось оформлению наших зданий в собственность вуза, аккредитацией академии и так далее. Помимо всего прочего, нам в институте физкультуры удалось поправить серьезное отставание в остепенённости наших преподавателей. Когда я возглавил институт, процент остепенённости преподавательского состава был очень низким — 29 процентов. Я еще на выборах пообещал, что эта цифра будет выше 50-ти. Так и получилось, наши преподаватели за время моего ректорства, защитили три докторские и 20 кандидатских диссертаций. Что касается учебной работы, то, замечу, что шла она неплохо, благодаря тому факту, что вуз располагал опытными заведующими кафедрами».
Фируза Зотова, советник ректората: «Абдулахат Сиразетдинович руководил вузом в годы абсолютной нищеты. Это период 1999-2005, но именно тогда на вуз буквально навалилось безденежье, настолько, что вспоминается первым делом. Думаю, что связано это было с обретением независимости, вуз двумя годами ранее получил статус КамГИФК, перестав быть волгоградским филиалом, и это каким-то образом сказалось на бюджетном финансировании.
Обычно вуз возглавляют функционеры, но Чинкин был человек науки, еще и в этом для него была дополнительная трудность. При этом, человек абсолютно простой в общении, запомнилось, что в командировки выезжал на поезде в плацкарте, это я возвращаюсь к безденежью. Хотя, казалось бы, даже при отсутствии денег, можно было наскрести их на билет в самолет или в купейный вагон, но нет, Абдулахат Сиразетдинович даже не обращал внимание на это. «Если нет денег на других, как они должны найтись для меня?»  Сам про себя говорил, что вырос в деревне, многодетной татарской семье, которая с детства приучила и к работе, и к тому, что не надо обращать внимание на трудности, и гоняться за комфортом».
Виктор Демидов доктор медицинских наук, профессор кафедры медико-биологических дисциплин: «Летом 2001 года ректор Камского государственного института физической культуры профессор Чинкин Абдулахат Сиразетдинович пригласил меня на работу в институт на вакантную должность проректора по научной работе. В то время я работал в городе Кирове проректором по учебной работе Вятского государственного педагогического университета, в структуре которого было 12 факультетов, 3 института, обучалось свыше 11 тысяч студентов, работало более 500 преподавателей, среди которых было свыше 70 докторов наук и 280 кандидатов наук. Желание о переезде на постоянное место жительства в Татарстан у меня возникло тогда, когда в 1997 году у нас с супругой, уроженкой Татарстана, родилась дочь Виктория и мне очень хотелось, чтобы помимо русского языка она освоила татарские язык и культуру. Окончательное же решение о переезде в Республику было принято, когда дочери исполнилось четыре года. Для меня, будучи уже доктором медицинских наук, профессором, Академиком РАЕН, физиологом Павловской школы в третьем поколении не составило особого труда найти работу в Казани. И летом 2001 года я было уже договорился о работе в одном из вузов, даже был издан приказ, но позвонил Абдулахат Сиразетдинович и предложил: «А может к нам? У нас вакантная должность проректора по научной работе». О моем намерении переехать на постоянное место жительства в Татарстан он узнал от нашего с ним общего товарища. Во время его звонка мы с супругой и дочерью как раз возвращались из Казахстана на машине из отпуска домой в г. Киров и по пути заехали в  Набережные Челны. Ректор института профессор Чинкин встретил нас сам, мы с ним пообщались, прогуливая около двух часов вокруг института, так как его кабинет был на ремонте. Руководитель вуза и город нам очень понравились и я, особо не раздумывая, дал слово, что вскоре приеду сюда работать.
За время моей работы с 2001 по 2005 год в должности проректора по научной работе нам удалось в 2003 году открыть первую в вузе аспирантуру по научной специальности 03.00.13 «Физиология», а в 2004 году – по научной специальности 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». Существенно удалось нам за время моего пребывания в должности проректора по научной работе увеличить и процент преподавателей с научными степенями и учёными званиями – с 40% до 60%.  Именно 60% было минимальным лицензионным и аккредитационным требованием, предъявляемым к «остепенённости» вуза того времени. 
 
С мая 2005 года до исполнения мне 13 октября 2013 года 70-летнего возраста, являющимся предельным для проректорской должности, я был проректором по учебной работе, а затем занимал должность Советника при ректорате, в которой проработал до 1 сентября 2020 года. Будучи ответственным за проведение лицензирования и аккредитации института я постоянно координировал   работу по подготовке и проведению комплексной оценки деятельности вуза, такая оценка в те времена была строго обязательной через каждые 5 лет. В этой связи в 2006 году, в 2012 году и 2018 году наш институт успешно проходил полный цикл комплексной оценки своей деятельности и всегда был своевременно аккредитован. Одновременно в ходе данных процедур осуществлялось и лицензирование новых специальностей и направлений подготовки. Так, только в 2006 году по итогам комплексной оценки деятельности вуза дополнительно к ранее имеющимся специальностям лицензированы 3 новые образовательные программы: 032103 – Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм; 050104 – Безопасность жизнедеятельности; 100103 – Социально-культурный сервис и туризм. Существенная работа была мною также проделана и по присвоению вузу в 2006 году нового аккредитационного статуса по «виду» – «Академия» и с этого времени наш институт стал называться ФГБОУ ВПО «Поволжская  государственная академия физической культуры, спорта и туризма».


Рецензии