Казаки, кто Ваши герои?
Новосельцев Григорий Петрович
Что такое герой для социальной группы, строя, народа, этноса и т.д.?
Герой — это не просто человек, совершивший выдающийся поступок; это знак, который сообщество выбирает для себя как образец. Герой объединяет собой знание: он показал, как действовать в опасной ситуации, как строить исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленные на удовлетворение базовых потребностей человека и общества, как вести переговоры с внешним миром. Через память о герое передаются ценности — от храбрости и гостеприимства до умения договариваться и выбирать союзников. Образ героя помогает группе ответить на вопрос: кем мы хотим быть завтра, и какие примеры стоит повторять, развивать.
Нельзя отделить образ героя от вопроса о союзах. Герои не действуют в вакууме: успешная стратегия часто строится на том, с кем человек объединял усилия — с государством, религиозной общиной, соседним народом или с международными силами. Выбор партнёра — это выбор модели выживания: одни альянсы дают ресурсы и легитимацию, другие — временную свободу, третьи — риск ассимиляции. Для общностей, живущих на «передовой» истории — на границах империй, в степях и горных перевалах — этот выбор часто определяет судьбу целых поколений.
Казаки как социальное явление хороши для иллюстрации этой мысли. Они не начинают однозначно с какой;то даты: формирование казачьих сообществ — процесс длительный и многообразный. Уже до оформления российской государственной структуры на границах Восточной Европы и севера Евразии возникали мобильные вооружённые коллективы, жившие на стике земледелия, охоты, скотоводства и торговли; эти группы позднее были названы казаками в самых разных регионах — от Дона и Запорожья до Кавказа и Сибири. Так же они были частью сословной структуры внутри Руси. Их образ жизни был на грани: крайние природные условия, близость «иных» народов и постоянное перемещение делали казаков гибкими, но уязвимыми.
В таких условиях вопрос о герое и о союзах решал всё. Когда казаки искали опору в православной государственности и церкви, это приводило к укреплению сообщества: государственная служба давала землю, привилегии и пространство для передачи традиций; церковь — моральную основу и культуру памяти. Примеры очевидны: взаимодействие донских и черноморских сообществ с московской властью обеспечило им ресурсы и статус, а участие в общегосударственных войнах — роль в коллективной памяти и церемониалах, которые закрепляли казачью идентичность.
Но были и другие пути. Некоторые казацкие отряды хотели сохранить автономию за счёт союза с соседями или вовсе независимого существования; это всегда приводило к ассимиляции, за очень редким исключением. Отдохнувшие на новых берегах, смешавшись с местными народами, перейдя в другую веру или экономику, они теряли признаки, которые другие сообщества считали критичными для «казачества».
Какие личности наиболее ярко проявили себя в истории казачества и кого из них брать для примера в выборе дальнейшего развития.
Михаил Черкашенин вошёл в историю как первый донской атаман, получивший от царя Иоанна Грозного 3 января 1570 года грамоту о союзе казаков Дона с Русским царством; он сражался в авангарде при Молодях — сражении, которое многие современники и отдельные историки считают даже более значимым, чем Куликовская битва, поскольку крымское вторжение имело задачу не только военного, но и религиозно-цивилизационного характера и угрозу исламизации русских земель. Погибнув при защите Пскова и пожертвовав собой ради окончания осады, Черкашенин своим выбором союзника фактически определил дальнейшее направление развития донского казачества: оказавшись в окружении кочевых народов и под давлением османо-крымской экспансии, казаки сделали ставку на православную Русь как близкого по вере и интересам союзника.
Преподобный Матфей Чернеево;Шацкий (ум. не ранее 1573) — донской казак, ставший в конце XVI века отшельником на реке Цна; поселившись в лесах близ мордовских селений, он выучил язык местных жителей и обращал их в христианство. Под благословением рязанского епископа Леонида в 1573 году Матфей принял иночество, был рукоположен во иеромонаха и назначен строителем обители во имя святителя Николая в 18 верстах от Шацка, получившей название Чернеевской по окружающему черному лесу. Память преподобного совершается 5 октября и в Соборах Рязанских (10/23 июня) и Тамбовских (28 июля/10 августа) святых.
Ермак Тимофеевич — вольный казак, бывший разбойник и опытный воин, участвовавший в боях при Молодях и возглавивший поход в Сибирь. Этот поход стал символом русской экспансии и предприимчивости, открыв путь к новым территориям. Образ Ермака закрепил модель казака;первопроходца — мобильного, инициативного и готового идти на риск, часто осознавая, что впереди — практически верная смерть.
Патриарх Гермоген, по преданию, происходивший из донских казаков и уча ставший во взятии Казани, считается ярким примером казацкого героизма — человек, прошедший от воинского подвига к духовному руководству. Став патриархом, он призывал казаков и весь русский народ к сопротивлению иностранной интервенции в годы Смуты; за отказ признать чужих ставленников был заключён и умер в заточении, впоследствии канонизирован как мученик. Его жизнь и слово остаются символом храбрости и верности Родине.
Степан Тимофеевич Разин — сын беглого крестьянина и лидер знаменитого восстания 1670–1671 годов — не должен стать безусловным героем: он сумел объединить обездоленных и поднять на борьбу массу людей, но методы этой борьбы — рейды, грабежи и самосуды — принесли страдания многим мирным людям и не решили глубинных нравственных проблем общества. Его поражение и казнь сопровождались жесткими репрессиями и усилением контроля со стороны власти, а сам мятеж породил цепочку новых бед и ужесточил централизацию, от которой пострадали те, за кого, якобы, боролись повстанцы. Оценка Разина должна быть взвешенной: в его образе — и протест против несправедливости, и трагический пример того, как политическое насилие порождает новые зло и не устраняет корней нравственных конфликтов; устойчивые изменения возможны через долгую работу над институтами, культурой и ценностями, а не только через вооружённые выступления.
Кондратий Булавин (ум. 1708) — донской казак, возглавивший восстание 1707–1708 гг.; он действовал вместе с отрядами сторонников Мазепы, захватывал станицы (в т.ч. Старочеркасск), расправлялся со старшиной и недовольными, грабил по Дону и Волге и был убит казаками при подавлении мятежа. В результате восстания и последующих мер утратил силу старый принцип «с Дона — выдачи нет», Дон превратился в удобное убежище для разного рода преступников, что привело к росту насилия и пострадали многие мирные жители; в советской историографии Булавина идеализировали как народного борца, тогда как современные исследования подчёркивают двойственность его образа — сочетание социального протеста и бандитских действий.
Игнат Некрасов
Происхождение и место смерти неизвестны. Один из сподвижников Булавина, после подавления восстания ушёл на службу к туркам и возглавил часть беглых казачьих отрядов. Его отряды участвовали в набегах на Дон с целью угона мирного населения в рабство; за такие действия донцы считали их предателями и не брали в плен. В числе подобных эпизодов упоминают нападение на станицу Нарскую. Несмотря на переход на другую стороны и суровые испытания, его люди сумели сохранить свою веру — но какой ценой. По разным данным, с Некрасовым ушло около 6 тысяч человек; через 200 с лишним лет вернулись лишь около тысячи.
ДЛя примера на территории России количество казаков с нескольких десятков тысяч увеличилось на нынешнее время до семи миллионов и это с учетом двух войн и страшных репрессий.
Матвей Иванович Платов (1753–1818) — атаман Войска Донского и выдающийся казачий полководец эпохи Наполеоновских войн. Прославился быстрыми и дерзкими конными рейдами, разведкой и диверсиями против Великой армии в 1812 году, существенно нарушавшими коммуникации и снабжение французов; участвовал в заграничных походах 1813–1814 годов. Его имя осталось символом донского воинского искусства и значительного вклада казачества в победу России.
Здесь можно добавить еще многих. Только по результатам войны 1812 года в галерее героев 22 казачьих генерала представлены в эрмитаже.
После переворота 1917 года и неудачной попытки атмана Дутова сорвать переворот о уничтожить змеиное гнездо в Смольном началась гражданская война. Где столкнулись те кто предал императора и добился его отставки, и те кто его потом убил с семьей. Те для кого Бог был не нужен и те кто его держал на втором месте на задворках своей памяти.
Вся Россия подверглась жестоким репрессия независимо от социальных и национальных принадлежностей, досталось и тем кто пошел за большевиками.
Началась ВОВ и здесь казаки вновь стали пред выбором: Между коммунистом Сталиным и социалистом Гитлером.
П. Краснов и Шкуро выбрали в союзники Гитлера. Вместе с ним было примерно треть эмигрантов в Германии казаков. Эта дружба привела к трагедии в Лиенце, где те кто их их родителей в свое время стравил в гражданской войне передал большевикам.
Но были и другие казаки о которых не принято вспоминать.
Атамана Попова, не скрывавшего своей неприязни к большевикам, по совету А. Деникина возглавит движение сопротивление эмигрантов власти Гитлера.
Казачий полковник Федор Махин вступит в армию Тито с большим отрядом казаков и станет генерал-лейтенантом армии Югославии.
Наши историки чаще всего вспоминают Недорубова: полного георгиевского кавалера первой мировой войны и героя советского союза. Но в свое время знаком ордена Георгия победоносца было награждено примерно полтора миллиона человек, десятая часть из них были казаки.
Звание героя советского союза получили около трехсот казаков. Причем это потомственные казаки, а не проходимцы, которых некоторые казаки считают своими героями.
Когда началось возрождение, больше похожее на вырождение, вопрос о том кого считать героями опять встал очень остро.
В завершение хочу ещё раз подчеркнуть: история казачества сложна и противоречива, в ней уживаются самые разные люди и идеалы — от тех, кто отдавал жизнь «за веру, царя и отечество», до тех, кто стоял в оппозиции к этим категориям. Для меня вывод очевиден: казаки сохранялись и развивались прежде всего в рамках русской цивилизации, тесно связанной с православием и местными традициями. Но это — мой выбор, основанный на личном прочтении фактов и ценностей.
Каждый имеет право на свою трактовку прошлого. Выбирайте осознанно и несите ответственность за сделанный выбор — перед своими детьми, перед историей, Богом и перед собственной совестью. Сохранение памяти, уважение к предкам и честный диалог между теми, кто смотрит в прошлое по;разному, — вот что действительно поможет казакам и их потомкам пройти дальше, не теряя корней и не закрываясь от мира, витая в мифах и фантазиях.
© Copyright: Новосельцев Григорий Петрович, 2025
Свидетельство о публикации №225100100719
Свидетельство о публикации №225100100719
